Развитие системного подхода к управлению качеством продукции за рубежом
В настоящее время наиболее передовой опыт в области качества продукции и применении системного подхода в УКП накоплен в разных фирмах промышленно развитых стран. При этом разработаны различные модели систем УКП. Наибольший интерес представляют модели Фейгенбаума , Эттингера-Ситтига и Джурана.
Каждую систему можно представить графически: модель Фейгенбаума - это треугольник, с разделёнными боковыми сторонами на пять частей горизонтальными линиями; а каждая часть, в свою очередь, подразделяется вертикальными линиями, что образует в общей сложности во всех пяти частях 17 функций (участков), в основу которых практически положен только контроль качества продукции;
модель Эттингера-Ситтига, разработанная специалистами Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), графически изображается кругом, разделённым на секторы. Каждый сектор-это определённый этап работы. Эта модель уже учитывает и влияние спроса на качество продукции, а также предусматривает изучение рынков сбыта;
модель Джурана - это восходящая спираль, а не замкнутый треугольник или круг. Спираль более полно отображает этапы непрерывного формирования и улучшения качества продукции. В неё включены две предыдущие модели, предусмотрено также постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества, что обусловливает полную ориентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта. На их основе детально разработаны системы управления и обеспечения качества продукции, в частности, в Японии и США. В Японии, как и повсюду, вначале работы в области качества продукции развёртывались в направлении широкого использования методов контроля качества продукции. Особое место в начальный период стали занимать статистические методы контроля. В конце 50-х годов в Японии повсеместно в промышленность проник всесторонний внутрифирменный контроль качества, предусматривающий проведение контроля со стороны всех работников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством. С этого момента начало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем система обучения превратилась, по существу, в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отношения к потребителю и качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества продукции в полной мере японскими специалистами учитывались и учитываются: специфика продукции, традиции фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовые взаимоотношения...
В начале 60-х годов, когда в Японии были приняты законы, предоставляющие льготные условия для производителей экспортируемых товаров, усилия экспортёров уже были направлены на достижение качества продукции общемирового уровня.
Обобщая опыт Японии по управлению качеством продукции, к основным его особенностям на настоящий период времени можно отнести следующие:
1. Многолетнее, последовательное и целеустремлённое решение проблем качества на основе всего передового, современного, что накапливала теория и создаёт практика в этой области.
Воспитание уважительного отношения к потребителю, его пожеланиям и требованиям.
Участие всех подразделений и работников фирмы в обеспечении и управлении качеством продукции. Широкими исследованиями установлено, что лишь 15...20 % проблем, связанных с качеством, возникает по вине непосредственных исполнителей и рабочих, а 80...85% -это следствие несовершенства системы управления фирмой, ответственность за функционирование которой несёт её высшее руководство.
Непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и УКП, что даёт высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирмы.
Эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. В настоящее время в Японии действует один миллион кружков качества, в которых участвуют около 10 миллионов человек.
Использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и УКП.
Широкое использование при обеспечении и УКП передовых методов контроля качества, включая статистические методы, при приоритетном контроле качества производственных процессов,
Разработка и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению.
Наличие в сфере производства высококачественных средств труда (с возрастным составом до 5...7 лет).
Наличие исключительно развитой системы пропаганды создания высококачественной продукции и поощрения добросовестного труда.
Сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения и обеспечения качества продукции.
В США задачи повышения качества продукции рассматриваются как первоочередные. При этом большая часть воздействий по УКП носит в основном техническую и организационную направленность. Обеспечение качества осуществляет специализированный отдел управления качеством. Большое внимание на американских фирмах уделяют контролю качества продукции, который охватывает все стадии жизненного цикла продукции. При проведении такого контроля наиболее важными его сторонами являются:
привлечение к выполнению функций контроля качества продукции самого широкого круга исполнителей;
выполнение наиболее важных операций по контролю качества специализированными службами.
При УКП службы активно изучают и анализируют издержки и затраты на обеспечение производства качественной продукции. И, не довольствуясь достигнутым уровнем качества продукции, американские фирмы расходуют в среднем 3...5% сумм реализации продукции на повышение её качества. Руководители фирм уделяют не менее 50% своего рабочего времени вопросам качества.
Одним из распространённых методов обеспечения качества продукции на американских фирмах, так же, как и на японских, является метод статистического контроля качества. Для его реализации используются технические средства, автоматически осуществляющие сбор, накопление, обработку данных и выдачу результатов применения статистического метода. Большую значимость в УКП имеют вопросы изучения и прогнозирования потребностей потребителей и спроса на продукцию. Поэтому фирмы уделяют этому вопросу чрезвычайно большое внимание, улучшая в соответствии с требованиями рынка не только технические показатели качества продукции, но и экономичность.
КС УКП на фирмах США - это эффективно структурированная и хорошо отлаженная программа, направленная на внедрение комплекса мероприятий по схеме "человек - машина - информация", обеспечивающих качество продукции, фактически отвечающее требованиям потребителя, и снижение расходов на качество, осуществлённых фирмой Современные американские системы УКП обеспечивают не только взаимодействие всех служб, но и полное удовлетворение запросов потребителя в отношении качества, а также снижение расходов на его достижение и экономичное расходование всех видов ресурсов.
В систему УКП входят следующие подсистемы:
оценка опытного производства;
планирование качества продукции и производственного процесса;
контроль, оценка и планирование качества поставляемого материала; получение обратной информации о качестве продукции;
оценка качества продукции и производственного процесса и их контроль;
определение аппаратуры, позволяющей получить информацию о качестве продукции;
обучение методам обеспечения качества, ориентация и повышение квалификации персонала;
гарантийное обслуживание;
руководство работами в области качества продукции;
проведение специальных исследований в области качества продукции.
Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по УКП, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции. В этих стандартах обобщён и сконцентрирован весь опыт передовых в области управления качеством продукции стран, накопленный в последние десятилетия. Международные стандарты взаимосвязаны между собой (см. рис. 4).
В соответствии с руководящими указаниями стандартов система качества должна функционировать одновременно со всеми другими видами деятельности, влияющими на качество продукции, и взаимодействовать с ними. Воздействие системы распространяется на все этапы УКП, реализуемые в замкнутой петле качества, в основном соответствующей спирали качества (рис. 5).
Рис. 4. Состав и взаимосвязи международных стандартов по УКП
Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и совершенствовались системы качества (СК). На современном этапе принята СК, установленная в международных стандартах - ИСО серии 9000. Фундаментальным является следующий принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции. Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при её создании и использовании.
Существует понятие стадии (этапа) жизненного цикла продукции -условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами. Существует шесть стадий: маркетинг - проектирование -производство - обращение - эксплуатация (потребление) - утилизация Отдельные стадии могут разделяться на этапы и процессы.
На этапе маркетинга изучаются требования заказчика продукции. На этапе проектирования разрабатывается продукция, отвечающая всем требованиям потребителя. На стадии производства обеспечивается уровень качества, заложенный в проекте. При обращении должно быть сохранено сформированное качество в период транспортирования хранения, подготовки к продаже, реализации. На стадии эксплуатации к управлению качеством подключается непосредственно потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать (эксплуатировать) продукцию, будет зависеть её качество, в частности срок службы. На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду.
Этапом утилизации не заканчивается деятельность предприятия. К этому сроку, а практически еще раньше предприятие начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества - от стадии маркетинга до стадии утилизации.
Неразрывность стадий и этапов жизненного цикла продукции позволила исследователям представить проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющей которой служат отдельные этапы жизненного цикла продукции (рис. 5). Эту модель раньше называли петлёй качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — "типичные этапы жизненного цикла продукции".
Среди всех этапов УКП наибольшее значение, особенно для развития международной торговли, имеет маркетинг (выявление потребностей рыночного спроса в определённые сроки на продукцию и её стоимость требований потребителей, информирование об этом руководства), а также вопросы проектирования и разработки продукции.
Использование международных стандартов ИСО по УКП на предприятиях является общепризнанной гарантией выхода на международный рынок.
Рис. 5. Стадии жизненного цикла продукции
Обобщая передовой опыт УКП в промышленно развитых странах можно отметить следующее:
цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции находятся в центре экономической деятельности каждой фирмы, компании, концерна... При этом считается главным -удовлетворение запросов и требований потребителей; достижение требуемого качества продукции (с учётом цены) с минимальными издержками;
поставка продукции потребителям в установленные сроки; основными критериями достижения целей в области качества продукции является удовлетворение требований потребителей и выпуск конкурентоспособной продукции;
признание и реализация комплексного и системного подходов к УКП как наиболее эффективных методов достижения целей и решения задач в области качества продукции;
использование при производстве конкурентоспособной продукции средств труда высокого качества;
непрерывное и систематическое обучение и специализированная профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров в области обеспечения и УКП;
постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по повышению, обеспечению и улучшению качества выпускаемой продукции;
воспитание у каждого изготовителя продукции, исполнителя, у всех работников уважительного отношения к потребителю, заказчику;
создание атмосферы уважительного отношения к работникам любой должностной категории и внимания к их нуждам, запросам, быту.
- Сертификация строительных и дорожных машин
- Введение
- 1. Основы сертификации
- 1.1. Основные цели и принципы организации сертификации
- 1.2. Система сертификации
- 1.3. Обязательная сертификация
- 1.4. Добровольная сертификация
- 1.5. Схемы сертификации
- 1.6. Порядок проведения сертификации продукции
- 1.7. Сертификация системы качества
- Анализ отечественного опыта создания систем качества в производстве
- Развитие системного подхода к управлению качеством продукции за рубежом
- Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта системного подхода в управлении качеством продукции
- Основные принципы проведения сертификации системы управления качеством продукции
- Внутренняя проверка документации и подготовка системы управления качеством продукции к сертификации
- 1.8. Сертификация продукции, ввозимой из-за рубежа
- 1.9. Порядок проведения Госстандартом госконтроля и надзора
- Порядок выдачи предписаний
- Порядок наложения штрафов
- 2.3 Методика сертификационных испытаний
- 2.3.1. Испытания при сертификации
- 2.3.2. Сертификация устойчивости экскаватора
- 2.3.3. Сертификация производительности бульдозера
- 2.3.4. Сертификация производительности автогрейдера при выполнении планировочных работ
- 2.3.5. Сертификационное испытание соответствия параметров ковша податливости конструкции рабочего оборудования экскаватора
- 2.3.6. О параметрах экскаваторов
- 2.3.7. Сертификационная оценка устойчивости самоходного скрепера
- 2.3.8. Производительность скрепера