4.11. Сертификация систем менеджмента качества
В последнее время большое внимание уделяется вопросам сертификации систем менеджмента качества, поскольку сертификация продукции, выпускаемой производителем, имеющем такую систему – значительно упрощается. К такому производителю и к его продукции существует больше доверия [58].Основные требования к системам менеджмента качества рассмотрены в разд. 1.6.
Как уже отмечалось, внешней причиной престижности сертификации менеджмента качества является включение сертификации системы менеджмента качества в конкретные системы сертификации продукции, работ и услуг.
Внутренними причинами сертификации систем менеджмента качества является более полное удовлетворение потребителей, сокращение издержек производства из-за брака, сокращение числа проверок со стороны надзорных органов, улучшение культуры производства и повышение ответственности персонала за выпускаемую продукцию.
Сертификация систем менеджмента качества осуществляется как в форме обязательной, так добровольной сертификации и включает в себя организационный этап, предшествующий работам по сертификации, и три этапа сертификации.
На организационном этапе Заявитель (организация) направляет заявку в Центральный ОС – Технический центр Регистра, который определяет ОС в соответствии с профилем деятельности организации. ОС, после оплаты организационного взноса, передает Заявителю документы для подготовки к проведению самих работ по сертификации. Эти документы должны содержать исчерпывающие сведения об организации производства, показателях качества, квалификации персонала, переподготовки персонала, работа с браком и т.д.
1 этап – предварительная оценка системы менеджмента качества, которая позволяет проверить правильность представленных документов и устранить выявленные несоответствия.
2 этап – проверка и оценка системы менеджмента качества в организации, т.е. непосредственное обследование проверяемой организации по программе, согласованной с этой организацией. Проверка осуществляется комиссией. Если все несоответствия устранены, то работа комиссии завершается подписанием акта приема системы менеджмента качества.
3 этап – инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества, который осуществляется не менее одного раза в год и затем устанавливается на весь период действия сертификата.
- Глава 5. Подтверждение соответствия (сертификация) (ред. № 8
- Глава 5. Потверждение соответствия (сертификация)
- 5.1. Основные понятия и термины.
- 5.2. Краткий исторический обзор развития сертификации
- 5.3. Цели и принципы подтверждения соответствия.
- 5.4. Формы подтверждения соответствия
- 5.5. Добровольное подтверждение соответствия.
- 5.6. Обязательное подтверждение соответствия.
- 5.6.1. Декларирование соответствия
- 5.6.2. Обязательная сертификация
- 5.6.3. Ввоз продукции из-за рубежа
- 5.7. Участники сертификации.
- 5.8. Схемы подтверждения соответствия
- 5.8.1. Схемы декларирования
- 5.8.2. Схемы сертификации
- 5.8.3. Добровольная сертификация
- 5.9. Системы сертификации
- 5.9.1. Общие сведения о системах сертификации
- 4.9.2. Система сертификации гост р
- 4.9.3. Система обязательной сертификации оит
- 4.10. Сертификация услуг
- 4.11. Сертификация систем менеджмента качества
- Вопросы и задания для самоконтроля