logo
метрология / Глава 5-8

4.11. Сертификация систем менеджмента качества

В последнее время большое внимание уделяется вопросам сертификации систем менеджмента качества, поскольку сертификация продукции, выпускаемой производителем, имеющем такую систему – значительно упрощается. К такому производителю и к его продукции существует больше доверия [58].Основные требования к системам менеджмента качества рассмотрены в разд. 1.6.

Как уже отмечалось, внешней причиной престижности сертификации менеджмента качества является включение сертификации системы менеджмента качества в конкретные системы сертификации продукции, работ и услуг.

Внутренними причинами сертификации систем менеджмента качества является более полное удовлетворение потребителей, сокращение издержек производства из-за брака, сокращение числа проверок со стороны надзорных органов, улучшение культуры производства и повышение ответственности персонала за выпускаемую продукцию.

Сертификация систем менеджмента качества осуществляется как в форме обязательной, так добровольной сертификации и включает в себя организационный этап, предшествующий работам по сертификации, и три этапа сертификации.

На организационном этапе Заявитель (организация) направляет заявку в Центральный ОС – Технический центр Регистра, который определяет ОС в соответствии с профилем деятельности организации. ОС, после оплаты организационного взноса, передает Заявителю документы для подготовки к проведению самих работ по сертификации. Эти документы должны содержать исчерпывающие сведения об организации производства, показателях качества, квалификации персонала, переподготовки персонала, работа с браком и т.д.

1 этап – предварительная оценка системы менеджмента качества, которая позволяет проверить правильность представленных документов и устранить выявленные несоответствия.

2 этап – проверка и оценка системы менеджмента качества в организации, т.е. непосредственное обследование проверяемой организации по программе, согласованной с этой организацией. Проверка осуществляется комиссией. Если все несоответствия устранены, то работа комиссии завершается подписанием акта приема системы менеджмента качества.

3 этап – инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества, который осуществляется не менее одного раза в год и затем устанавливается на весь период действия сертификата.