2.Складские сооружения и устройства механизации и автоматизации складских работ для транспортно-штучных грузов.
Подъемно-транспортное оборудование подразделяется на следующие виды:
1. В зависимости от функционального назначения:
а) грузоподъемное;
б) транспортирующее;
в) погрузочное и штабелирующее.
2. В зависимости от направления перемещения грузов:
а) оборудование для горизонтального и слабонаклонного перемещения;
б) оборудование для вертикального и резко наклонного перемещения;
в) оборудование для смешанного перемещения (горизонтального и вертикального).
3. В зависимости от привода:
а) оборудование с ручным приводом;
б) оборудование с механическим приводом (электрическим, паровым и пр.);
- в) гравитационное оборудование.
4. В зависимости от конструктивных признаков:
а) стационарное оборудование;
б) передвижное оборудование.
Теперь дадим краткую характеристику отдельным видам подъемно-транспортного оборудования.
1. Краны
Мостовые электрические краны. Применяются на погрузочно-разгрузочных работах с различными грузами (еденичными, в пакетах, контейнерах и др.) при их перемещении, штабелировании на открытых площадках, в закрытых складах, производственных помещениях, эстакадах и др.
Мостовые грейферные краны. Предназначены для подъема и перемещения сыпучих и кусковых материалов с насыпной объемной массой 0,54 т/м3.
Краны мостовые, оборудованные ручной талью, навешанной на пролетную двутавровую балку и передвигающиеся по ней. Предназначены в основном для погрузочно-разгрузочных работ с небольшими по массе и количеству грузами.
Краны подвесные. Предназначены для работы в закрытых складских помещениях и на открытых складских площадках. В отличие от опорных кранов, подвесные краны за счет консолей при той же длине пролета позволяют обслуживать большую площадь. Как правило, управляются с пола.
Краны козловые (полукозловые) на рельсоколесном ходу. Предназначены для погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках, имеющих подъездные железнодорожные и (или) автомобильные пути, и на перегрузочных складах при обработке различных грузов, включая штучные, насыпные, в контейнерах и т.д.
Портальные (полупортальные) краны. Устанавливаются на перегрузочных складах и базах, имеющих кроме железнодорожных и автомобильных подъездных путей пристани (порты) для выгрузки грузов, прибывающих водным путем.
Башенные краны. В основном устанавливаются на строительных площадках. Производят подъем и перемещение различных грузов (материалов) с подачей на рабочее место. Эти краны также широко применяются на погрузочно-разгрузочных и транспортно-складс-ких работах с различными длинномерными и мелкоштучными грузами.
Стреловые самоходные краны (на автомобильном, пневмоколес-ном, гусеничном, железнодорожном ходу). Предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках и рассредоточенных объектах.
Краны консольные (на колонне, настенные, велосипедные). Используются в основном для перемещения грузов в составе технологических операций, на комплектовочно-сортировочных площадках складов, на рампах складов и т.д.
Краны-манипуляторы, смонтированные на транспортных средствах. Предназначены для загрузки-разгрузки этих транспортных средств.
Транспортеры и конвейеры
Наиболее часто в складских операциях используются ленточные конвейеры, предназначенные для различных грузов (сыпучих, штучных). Такие конвейеры используются для транспортирования насыпных и навалочных грузов. Перемещение грузов конвейером может осуществляться в горизонтальной и наклонной плоскостях. При выполнении складских операций могут использоваться цепные, пластичные конвейеры, роликовые и пр. Для перемещения сыпучих и штучных грузов могут применяться элеваторы. Выбор конвейера зависит от типа складских помещений, этажности складских зданий, видов складируемых грузов.
Средства непрерывного транспорта — конвейеры, транспортеры и др. должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.022. Движущиеся части конвейеров, находящиеся на высоте не более 2,5 м от пола и к которым возможен доступ обслуживающего персонала и лиц, работающих вблизи конвейеров, должны быть ограждены. На конвейерах, входящих в технологические линии, должны предусматриваться автоматические устройства для остановки их привода при аварийной ситуации. Конвейеры в составе технологических линий или в сочетании с другими машинами должны быть сблокированы так, чтобы при остановке одного предыдущие в этой цепи машины и конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полного схода с них транспортируемого груза. На участке трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, должна быть установлена двусторонняя звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически перед включением привода конвейера.
Погрузчики
Автопогрузчики представляют собой автомобили, оборудованные крановым механизмом (консольного типа с поворотной стрелой или портального типа), выносными опорами для повышения устойчивости при выполнении погрузочно- разгрузочных операций; используются для пакетной и контейнерной перевозки штучных грузов.
Электропогрузчики, оборудованные грузоподъемной рамой с вилочным захватом и дополнительными съемными рабочими органами (ковшом, безблочной стрелой, грейферным захватом, траверсами и др.), применяются для переработки малотоннажных грузов и' обладают высокой маневренностью, мобильностью и производительностью.
Вилочные электропогрузчики (рис. 11) используются для производства погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций на открытых складских площадках, в складских и производственных помещениях и т.д.
При выполнении складских операций также используются специальные погрузчики для боковой обработки грузов (рис. 12)
Авто- и электропогрузчики следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием. При перемещении грузов с помощью погрузчиков необходимо применять рабочие приспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствии с технологическими документами по ГОСТ 31120.
Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или неустойчивых грузов должны оснащаться предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении. Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующими защелками или приспособлениями, надежно фиксирующими и удерживающими их на захватах. Перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю автопогрузчика, должно производиться в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.
Тележки
Ручные тележки.Применяются для перемещения грузов массой до 1000 кг на небольшие расстояния. Тележки грузоподъемностью до 50 кг используются на складах для перемещения отдельных легковесных грузов, а тележки грузоподъемностью 0,25—1,0 т используются для перемещения отдельных грузов или мелких штучных грузов на поддонах или в таре.
Ручные тележки в зависимости от функционального назначения подразделяются на:
а) универсальные тележки — тележки, предназначенные для перевозки различных видов грузов (рис. 13);
б) специализированные — тележки, предназначенные для перевозки отдельных видов грузов. Например, отдельно выпускают тележки для перевозки бочек, плит, баллонов, бутылей и др.
Ручные тележки могут быть двухколесными, трехколесными, четырехколесными.
Конструкция ручной тележки может предусматривать стационарную и подъемную платформу.
Гидравлические тележки
Гидравлические тележки могут быть оборудованы гидравлическим подъемником или подъемными вилами (рис. 16).
Тележки с подъемной платформой или подъемными вилами с ручным гидравлическим рычажным приводом для подъема груза используются при внутрискладских перемещениях грузов в таре размерами 800 х 600 и 600 х 400 мм.
Тележки с опрокидывающимися кузовами, используемые для перевозки грузов, должны быть снабжены защелками, исключающими самопроизвольное опрокидывание; и их высота с грузом от уровня пола или головки рельса не должна превышать 1,5 м. На тачках, тележках, носилках и других приспособлениях для транспортировки кислот или щелочей в стеклянной таре от склада к
месту погрузки или от места выгрузки до склада должны быть оборудованы гнезда по размеру тары, стенки которых должны быть обиты мягким материалом (войлоком, рогожей и т.п.). Гнезда для установки бутылей и другой стеклянной тары должны иметь боковые дверцы с запорами, исключающими их самопроизвольное открывание.
Штабелеры.
Штабелеры применяются для штабелирования и стеллажирования грузов. Они подразделяются на электроштабеле-ры, краны-штабелеры и др.
Электроштабелеры используются, как правило, при работах в стесненных условиях при штабелировании грузов в высокие ярусы стеллажей. Загрузка груза в стеллажи и выгрузка его из стеллажей производится выдвижением грузоподъемника с вилочными захватами. Рама грузоподъемного механизма может наклоняться вперед и назад, что обеспечивает взятие груза из штабеля и укладку груза в штабель.
Стеллажные краны-штабелеры обслуживают один или два ряда многоярусных стеллажей, расположенных по обе стороны прохода склада, и двигаются вдоль него по рельсовым путям. Стеллажные краны-штабелеры используются так же, как и мостовые краны-штабелеры, на складах для хранения грузов в таре, упаковке, на поддонах размерами 800 х 1200 или 800 х 600 мм.
К оборудованию, применяемому при штабелировании, относятся и тележки-штабелеры
Тележки-штабелеры с ручным гидравлическим рычажным приводом подъема груза позволяют производить многоярусное складирование, укладку в стеллажи и перемещение грузов в производственной таре размерами 800 х 600, 600 х 400,400 х 300 мм.
Кары
Кары еще называют самоходными тележками. Кары (электро- и автокары) предназначены для перемещения грузов и приводятся в действие путем зарядки от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания.
Оборудование для погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами
Для складских операций с контейнерами применяют контейнерные погрузчики и контейнерные штабелеры
- 1. Физические свойства грузов как транспортная характеристика.
- Физические свойства наливных грузов
- 2. Структура склада. Участки погрузки, выгрузки, приемки, хранения, сортировки, комплектации, экспедиции. Административно-бытовые помещения.
- 4.1.1. Участок погрузки – разгрузки
- 4.1.2. Участок приемки
- 4.1.3. Участок хранения
- 4.1.4. Участок сортировки и комплектации грузов
- 4.1.5. Участок экспедиции
- 4.1.6. Административные и бытовые помещения
- 3.Маршрутная система городского пассажирского транспорта.
- Классификация городских автобусных маршрутов
- 1. Химические свойства грузов.
- 2.Подъемно-транспортные оборудования складов. Средства механизации и автоматизации.
- 6.1. Виды подъемно-транспортного оборудования
- 2. Погрузчики
- 3. Тележки
- 3.2. Гидравлические тележки
- Организация труда водителей (кондукторов)
- Билет № 15
- 1.Организация и технология работы легковых автомобилей-такси.
- 2. Меры борьбы с потерями и утратой груза.
- 3.Складской учет. Документооборот склада и терминала (Формы первичной учетной документации, перевозочные документы, инвентаризация).
- Билет № 16
- Контейнерная транспортная система. Контейнеры и тяжеловесные грузы, автоматизированные системы управления контейнерными терминалами. Контейнеры
- Организация и технология перевозок пассажиров маршрутными такси.
- 3.Многооборотная транспортная тара и её эффективность.
- Билет № 17
- Маркировка грузов.
- Склады химических грузов минеральных удобрений.
- 3.Показатели оценки качества перевозок пассажиров.
- Билет № 18
- Диспетчерское руководство движением автобусов и легковых автомобилей.
- Основные ресурсы службы управления деятельностью системы грузовых автоперевозок.
- 3. Склады для зерна и овощей.
- Билет № 19
- Склады строительных материалов.
- 3. Определение упаковки и тары. Классификация тары по функциональным признакам.
- 1.Назначение, достоинства и недостаткиавтомобильноготранспорта.
- 2.Складские сооружения и устройства механизации и автоматизации складских работ для транспортно-штучных грузов.
- 3.Автоматизация управленияавтомобильными перевозками.