36. Виды продуктов, производимых из нефти.
Использование нефти и природного газа как сырья для химического производства началось в 1920-е годы и быстро росло после 1940. Нефтехимические продукты в 1990-е годы составляли более половины мирового объема производства органических веществ и более одной трети продукции всей химической промышленности. Нефть и природный газ заменили такое сырье для химической промышленности, как каменный уголь, зерно, меласса и древесина. Нефтехимические продукты используют для получения растворителей, лекарств, красителей, инсектицидов, пластмасс, резины, текстиля, детергентов (моющих средств) и пр. Основными классами веществ, выделяемых из природного газа или продуктов переработки нефти (а также побочных продуктов), являются углеводороды, сернистые соединения и нафтеновые кислоты. Углеводороды - главный источник получения химических продуктов. Из простейшего углеводорода, метана - главного компонента природного газа, получают органические соединения и водород для синтеза аммиака. Другие углеводородные компоненты природного газа и нефти - парафины (этан, пропан и бутаны) - обычно превращают в соответствующие олефины (ненасыщенные углеводороды) для дальнейшей химической переработки. Парафины и олефины присутствуют также в газах, образующихся при переработке нефти. Ароматические углеводороды (бензол, толуол и ксилол) получают при помощи каталитических процессов риформинга из некоторых бензиновых фракций, содержащих высокий процент нафтенов (насыщенных циклических углеводородов). Главные продукты переработки метана - метиловый спирт (метанол), аммиак и метилхлорид. Метанол используют в качестве антифриза или сырья для получения формальдегида. Из аммиака делают удобрения (нитрат и сульфат аммония), синильную кислоту, азотную кислоту, мочевину и гидразин. Гидразин - не только промежуточный продукт химической промышленности; он используется также как ракетное горючее. Хлорпроизводные метана служат в качестве промежуточных продуктов и растворителей. Из углеводородов в наибольших количествах используют этилен. Главные первичные продукты его переработки - этиленоксид, этиловый спирт, этилхлорид, дихлорэтан и пластмассы на основе полиэтилена. Гидратацией этиленоксида получают этиленгликоль, который широко применяется в качестве антифриза или исходного продукта для получения дакрона и других полимеров. Этиленоксид реагирует также с синильной кислотой с образованием акрилонитрила, используемого для получения таких полимеров, как акрилан, орлон, динель и бутадиен-нитрильный каучук. Этиловый спирт, применяемый в качестве растворителя, важен также как исходное сырье для получения уксусной кислоты и уксусного ангидрида - полупродукта в производстве ацетатного волокна и целлофана. Дихлорэтан используют в основном для получения винилхлорида, который при полимеризации дает поливинилхлорид, а при сополимеризации с акрилонитрилом - динель. Винилиденхлорид (1,1-дихлорэтилен) - основной исходный материал для волокна саран, пластмасс и резины - также получается из дихлорэтана. Из пропилена производят изопропиловый спирт, большую часть которого окисляют в ацетон. Последний является исходным веществом для синтеза большого числа химических соединений и полиметилметакрилатов типа люсайта и плексигласа. К другим важным продуктам переработки пропилена относятся его тетрамер, используемый в производстве алкиларилсульфонатных детергентов, а также аллилхлорид - промежуточное соединение для синтеза глицерина - и кумол, который при окислении дает фенол и ацетон. Дегидрирование нормальных (неразветвленных) бутиленов дает бутадиен, который в основном используется для производства синтетического каучука, а также бутиловые спирты, применяемые в качестве растворителей и исходных веществ для синтеза кетонов и сложных эфиров. Бензол используется для получения стирола, полимеризация которого дает полистирольные пластмассы, а сополимеризация с бутадиеном - стирольные каучуки. Фенол, используемый преимущественно в производстве пластмасс, получают из бензола хлорированием, сульфированием или путем синтеза кумола. Бензол применяют также в производстве найлона, детергентов, анилина, малеинового ангидрида, хлор- и нитропроизводных. Толуол используется в производстве тринитротолуола (взрывчатого вещества), сахарина, винилтолуола и других продуктов. Ксилол имеет три изомера - о-ксилол, м-ксилол и п-ксилол. Фталевый ангидрид, применяемый в производстве полимерных покрытий, получают окислением о-ксилола. Дакроновое волокно и майларовые пленки производят путем поликонденсации терефталевой кислоты (получаемой из п-ксилола) и этиленгликоля. Изофталевая кислота, продукт окисления м-ксилола, является основным исходным материалом для нескольких типов пластмасс и пластификаторов.
37 Развитие автомобильных топлив от момента появления до настоящего времени. Автомобильные бензины.
По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов; прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов (до 70%) с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям.
Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40 %, олефиновых - 25-35 %. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800-900 мин.). По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.
Бензины таких термических процессов, как термический крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.
При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Алкилат (алкилбензин) - широкая бензиновая фракция, состоящая практически полностью из изопарафиновых углеводородов; имеет октановое число 90-95 по моторному методу.
Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). Этиловая жидкость - смесь тетраэтилсвинца (54-60% вес.) с выносителями (галогенпроизводные соединения). Бензины, в которые добавлена этиловая жидкость, называют этилированными. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Алкилсвинцовые антидетонаторы так же, как и продукты их сгорания, высоко токсичны. Помимо высокой токсичности применение этилированных бензинов препятствовало широкому использованию на автомобилях катализаторов дожига отработавших газов, так как продукты сгорания свинца отравляют катализатор. В связи с этим с 1 июля 2003 года согласно законопроекту, принятому Госдумой РФ, в России запрещаются производство и оборот этилированного бензина. В качестве альтернативы алкилсвинцовым антидетонаторам для повышения детонационной стойкости автомобильных бензинов в России допущены и используются при производстве бензинов органические соединения марганца, железа, ароматические амины. Широкое распространение в России и за рубежом при производстве высокооктановых бензинов получил метил-третбутиловый эфир (МТБЭ). МТБЭ имеет октановые числа смешения: 115-135 по исследовательскому методу и 98-110 по моторному.
- 1 Основные задачи системы нефтепродуктообеспечения (нпо).
- 2 Роль и положение системы нпо в экономике Российской Федерации
- 3 Структура системы нпо.
- 4 Классификация средств транспортирования нефти и нефтепродуктов.
- 5. Общая классификация нефтепродуктов.
- 6. Потери нефтепродуктов в системе нпо.
- 7 Методы снижения потерь нефтепродуктов при хранении, транспортировании, отпуске потребителю
- 8 Методы определения количества нефтепродуктов.
- 9 Средства определения количества нефтепродуктов весовым методом.
- 10 Средства определения количества нефтепродуктов объемно-весовым методом.
- 11 Средства определения количества нефтепродуктов объемным методом.
- 12 Виды анализов качества нефтепродуктов на предприятиях нпо.
- 13 Классификация и конструкция железнодорожных средства транспортирования нефти и нефтепродуктов.
- 14 История развития железнодорожных средства транспортирования нефти и нефтепродуктов.
- 15 Классификация и конструкция автомобильных средства транспортирования нефти и нефтепродуктов.
- 16 История развития автомобильных средств транспортирования нефти и нефтепродуктов.
- 20 Технологическое оборудование магистрального нефтепровода. Линейная часть.
- 22 История развития нефтебаз в России.
- 23 Характеристика объектов хранения углеводородов. Классификация нефтебаз.
- 24 Основные объекты нефтебаз.
- 25 Технологическое оборудование нефтебаз. История развития резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов. Технологическое оборудование нефтебаз
- История развития резервуаров.
- 26 Технологическое оборудование нефтебаз. История развития насосного оборудования. Насосы и насосные станции нефтебаз
- История насосов:
- 27. Автозаправочные станции. Развитие технологического оборудования.
- 28. Альтернативные источники энергии.
- 29 История нефтедобычи в дореволюционной России.
- 30 История нефтедобычи в ссср.
- 31 История разведки и разработки нефтегазовых месторождений в России.
- 32 История формирования системы нефтепродуктообеспечения в Красноярском крае.
- 33.Распределение запасов углеводородов в мире.
- 35. Энергетическая политика России.
- 36. Виды продуктов, производимых из нефти.
- 38 Развитие автомобильных топлив от момента появления до настоящего времени. Дизельное топливо.
- 39. Современные требования к экологическим стандартам моторного топлива для автомобильной техники в мире и России. Требования технического регламента переход на Евро 3,4,5.
- 40 Крупнейшие нефтегазовые компании России.
- 41 Влияние стран, обладающих запасами углеводородов на политическую и экономическую ситуацию в регионе.
- 42 Состав и основные физико-химические показатели нефти.
- 43. Биогенная теория происхождения нефти
- 44. Абиогенная теория происхождения нефти.
- 45 Фонтанирующий способ добычи нефти.
- 46 Насосный способ добычи нефти.
- 47 Газлифтинг – способ добычи нефти.
- 48 Способы бурения нефтяных скважин.
- 49 Регламент зачистки нефтяных танков водных судов механизированным водно-пенным способом.
- 50 Подготовка нефти перед переработкой на нпз, обессоливание и обезвоживание.
- 51 Сущность атмосферной перегонки нефти.
- 52 Сущность каталитического крекинга.
- 53 Сущность гидроочистки нефтяных дистиллятов.
- 54 Геофизические методы разведки нефтяных месторождений.
- 55 Геохимические методы разведки нефтяных месторождений.
- 56 Виды сварки технологических трубопроводов.
- 57 Способы сбора аварийных проливов нефти и нефтепродуктов наземные и водные.
- 58 Область воспламенения нефтепродуктов.
- 59 Портовое оборудование для перевалки нефти с суши на водный транспорт.
- 60 Сланцевые углеводороды особенности добычи нефти.