42 Состав и основные физико-химические показатели нефти.
На технологию транспорта и хранения нефтей в той или иной мере влияют их физические свойства (плотность, вязкость), испаряемость пожаровзрывоопасность, электризация, токсичность.
Плотность нефтей при 20 °С колеблется в пределах от 760 до 940 кг/м3 (табл. 12.3). С увеличением температуры она уменьшается по закону прямой (рис. 12.2). От правильного определения плотности нефти в резервуарах зависит точность ее учета, а в конечном счете - прибыль предприятия.
Для определения плотности в лабораторных условиях, как правило, пользуются ареометром (рис. 12.3). Он представляет собой стеклянный поплавок с проградуированной шкалой. С целью повышения точности измерений применяют набор ареометров под различные интервалы значений плотности.
Вязкость - один из важнейших параметров нефти. От нее зависит выбор технологии перекачки, энергозатраты на транспортировку нефти и др.
Для жидкости, заполняющей трубопровод диаметром Д и длиной L, условие равномерного движения под действием перепада давления ∆Р имеет вид:
где - касательные напряжения на стенке.
Отсюда необходимый перепад давления для осуществления перекачки равен:
т.е. прямо пропорционален величине касательных напряжений.
Характер изменения величины в зависимости от градиента скорости сдвига S=32Q/( ) в трубопроводе показан на рис. 12.4.
Как видно из рисунка, по характеру зависимости от S (ее называют кривой течения) все типы жидкостей (в том числе и нефти) делятся на два класса: ньютоновские 1 и неньютоновские (пластичные 2, псевдопластичные 3 и дилатантные 4). Мы привыкли иметь дело с ньютоновскими жидкостями (вода, светлые нефтепродукты, маловязкие нефти и т.п.), для которых зависимость от S имеет вид прямой линии, выходящей из начала координат. Тангенс угла наклона этой прямой, определяемый как отношение /S, есть динамическая вязкость . Для ньютоновских жидкостей она не зависит от градиента скорости сдвига.
Применительно к неньютоновским жидкостям введено понятие эффективной динамической вязкости . Определяют ее следующим образом. Вычисляют градиент скорости сдвига S для условий перекачки (по заданным Д и Q), восстанавливают перпендикуляр до пересечения с соответствующей кривой течения, соединяют точку пересечения с началом координат и вычисляют величину /S при данном градиенте скорости сдвига.
Делением (или ) на плотность жидкости при данной температуре находят ее кинематическую (или эффективную кинематическую ) вязкость. Все гидравлические расчеты обычно ведут с использованием этой величины.
Для ньютоновских жидкостей величина кинематической вязкости может быть определена непосредственно, например, с использованием капиллярного вискозиметра Пинкевича (рис. 12.5). Вискозиметр представляет собой U-образную стеклянную конструкцию, в которой колено А является измерительным, а колено Б - вспомогательным. Колено А состоит из капилляра 1 и двух расширений 2, 3, а колено Б из трубки 4 с соском 5 и расширения 6. Вискозиметр заполняется исследуемой жидкостью под вакуумом, создаваемым с помощью резиновой груши, присоединяемой к соску 5. Затем, создавая той же грушей давление на свободную поверхность жидкости в расширении 6, заполняют расширения 2, 3. После этого вискозиметр готов к работе. Для определения кинематической вязкости с помощью секундомера измеряют время t, в течение которого свободно текущая жидкость опускается от сечения М, до сечения М2, а затем это время умножают на величину K(g/gн ), где к-постоянная вискозиметра, определяемая на эталонной жидкости, см2/с2; g - ускорение силы тяжести в месте измерения вязкости (для Уфы g = 981,56 см/с2); gн - нормальное ускорение силы тяжести, gн = 980,7 см/с2.
Капиллярные вискозиметры Пинкевича выпускаются с различными диаметрами капилляра (мм): 0,4; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0. Для определения кинематической вязкости нефти при заданной температуре выбирают вискозиметр с таким расчетом, чтобы время истечения нефти было не менее 15 с.
Вязкость нефтей России при 20 °С в 1.3-310.3 раз превышает вязкость воды. Величина вязкости предопределяет способ транспортировки нефтей по трубопроводам. Маловязкие нефти перекачивают при температуре окружающей среды без предварительной обработки, а высоковязкие нефти перекачивают одним из следующих способов: в смеси с маловязкими разбавителями, после предварительной механической или термической обработки, с предварительным подогревом и др. (подробнее эти способы рассмотрены ниже).
Температура застывания имеет существенное значение для транспортирования нефти, так как по мере приближения к ней фактической температуры жидкости затрудняется пли становится невозможным ее перемещение. Переход нефти из одного агрегатного состояния в другое совершается не при одной постоянной температуре, а в некотором интервале их значений. Поэтому температура застывания является условной величиной. Она зависит главным образом от химического состава нефти и от содержания в ней парафина и смол.
Температурой застывания нефти принято считать температуру, при которой нефть, налитая в пробирку стандартных размеров, остается неподвижной в течение одной минуты при наклоне пробирки под углом 45
Температура застывания маловязких нефтей составляет до -25 °С и поэтому их можно транспортировать при температуре окружающей среды. С увеличением содержания парафина температура застывания увеличивается. Для нефтей полуострова Мангышлак она доходит до +30 °С. Их можно перекачивать только специальными методами.
Испаряемость - свойство нефтей и нефтепродуктов переходить из жидкого состояния в газообразное при температуре меньшей, чем температура кипения. Испарение углеводородных жидкостей происходит при любых температурах до тех пор, пока газовое пространство над ними не будет полностью насыщено углеводородами.
Скорость испарения нефтей и нефтепродуктов зависит, в основном, от содержания в них легких фракций (пропан, бутаны) и от температуры.
Пожаровзрывоопасность нефтей и нефтепродуктов характеризуется способностью смесей их паров с воздухом воспламеняться и взрываться.
Пожароопасность нефтей и нефтепродуктов величинами температурой вспышки, воспламенения и самовоспламенения. Под температурой вспышки паров понимают температуру, при которой пары жидкости, нагретой при определенных условиях, образуют с воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней открытого пламени. Углеводородные жидкости с температурой вспышки 61 °С и ниже относят к самовоспламеняющимся, выше 61 °С – к горючим. Под температурой воспламенения понимают температуру, при которой жидкость при поднесении открытого огня горит. Обычно температура воспламенения на 10-50 °С выше температуры вспышки. Под температурой самовоспламенения понимают температуру нагрева жидкости, при которой ее пары воспламеняются без поднесения открытого огня. В зависимости от температуры установлено пять групп пожароопасных смесей смесей: Т1 > 450 °С; Т2 = 300 - 450 °С; Т3 = 200 - 300 °С; Т4 = 135 -200 °С; Т5 = 100 - 135 °С.
Взрывоопасность нефтей и нефтепродуктов характеризуется величинами нижнего и верхнего пределов взрываемости. Нижний предел взрываемости - это концентрация паров жидкости в воздухе, ниже которой не происходит вспышки смеси из-за избытка воздуха и недостатка паров при внесении в эту смесь горящего предмета. Верхний предел взрываемости соответствует такой концентрации паров нефти и нефтепродуктов в воздухе, выше котрой смесь не взрывается, а горит. Значения концентрации паров между нижним и верхним пределами взрываемости называют интервалом взрываемости. Для нефтей и нефтепродуктов интервал взрываемости составляет от 2 до 10 %.
Электризация углеводородных жидкостей обусловлена их высоким электрическим сопротивление, т. е. диэлектрическими свойствами. При трении их частиц между собой, о стенки трубопроводов и емкостей, а также о воздух возникают заряды статического электричества величиной до нескольких десятков киловольт. Для воспламенения же достаточно разряда с энергией 4-8 кВт.
Применяют, в основном, два метода защиты от разрядов статического электричества: заземление токопроводящих элементов оборудования и ограничения скоростей перекачки (не более 10 м/с).
Токсичность нефтей и нефтепродуктов заключается в том, что их пары оказывают отравляющее действие на организм человека. При этом наблюдается повышенная заболеваемость органов дыхания, функциональные изменения со стороны нервной системы, изменение кровяного давления и замедление пульса.
Предотвращение отравлений персонала обеспечивается усиленной вентиляцией производственных помещений, а также применением изолирующих или фильтрующих противогазов при работе в опасной для здоровья атмосфере.
- 1 Основные задачи системы нефтепродуктообеспечения (нпо).
- 2 Роль и положение системы нпо в экономике Российской Федерации
- 3 Структура системы нпо.
- 4 Классификация средств транспортирования нефти и нефтепродуктов.
- 5. Общая классификация нефтепродуктов.
- 6. Потери нефтепродуктов в системе нпо.
- 7 Методы снижения потерь нефтепродуктов при хранении, транспортировании, отпуске потребителю
- 8 Методы определения количества нефтепродуктов.
- 9 Средства определения количества нефтепродуктов весовым методом.
- 10 Средства определения количества нефтепродуктов объемно-весовым методом.
- 11 Средства определения количества нефтепродуктов объемным методом.
- 12 Виды анализов качества нефтепродуктов на предприятиях нпо.
- 13 Классификация и конструкция железнодорожных средства транспортирования нефти и нефтепродуктов.
- 14 История развития железнодорожных средства транспортирования нефти и нефтепродуктов.
- 15 Классификация и конструкция автомобильных средства транспортирования нефти и нефтепродуктов.
- 16 История развития автомобильных средств транспортирования нефти и нефтепродуктов.
- 20 Технологическое оборудование магистрального нефтепровода. Линейная часть.
- 22 История развития нефтебаз в России.
- 23 Характеристика объектов хранения углеводородов. Классификация нефтебаз.
- 24 Основные объекты нефтебаз.
- 25 Технологическое оборудование нефтебаз. История развития резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов. Технологическое оборудование нефтебаз
- История развития резервуаров.
- 26 Технологическое оборудование нефтебаз. История развития насосного оборудования. Насосы и насосные станции нефтебаз
- История насосов:
- 27. Автозаправочные станции. Развитие технологического оборудования.
- 28. Альтернативные источники энергии.
- 29 История нефтедобычи в дореволюционной России.
- 30 История нефтедобычи в ссср.
- 31 История разведки и разработки нефтегазовых месторождений в России.
- 32 История формирования системы нефтепродуктообеспечения в Красноярском крае.
- 33.Распределение запасов углеводородов в мире.
- 35. Энергетическая политика России.
- 36. Виды продуктов, производимых из нефти.
- 38 Развитие автомобильных топлив от момента появления до настоящего времени. Дизельное топливо.
- 39. Современные требования к экологическим стандартам моторного топлива для автомобильной техники в мире и России. Требования технического регламента переход на Евро 3,4,5.
- 40 Крупнейшие нефтегазовые компании России.
- 41 Влияние стран, обладающих запасами углеводородов на политическую и экономическую ситуацию в регионе.
- 42 Состав и основные физико-химические показатели нефти.
- 43. Биогенная теория происхождения нефти
- 44. Абиогенная теория происхождения нефти.
- 45 Фонтанирующий способ добычи нефти.
- 46 Насосный способ добычи нефти.
- 47 Газлифтинг – способ добычи нефти.
- 48 Способы бурения нефтяных скважин.
- 49 Регламент зачистки нефтяных танков водных судов механизированным водно-пенным способом.
- 50 Подготовка нефти перед переработкой на нпз, обессоливание и обезвоживание.
- 51 Сущность атмосферной перегонки нефти.
- 52 Сущность каталитического крекинга.
- 53 Сущность гидроочистки нефтяных дистиллятов.
- 54 Геофизические методы разведки нефтяных месторождений.
- 55 Геохимические методы разведки нефтяных месторождений.
- 56 Виды сварки технологических трубопроводов.
- 57 Способы сбора аварийных проливов нефти и нефтепродуктов наземные и водные.
- 58 Область воспламенения нефтепродуктов.
- 59 Портовое оборудование для перевалки нефти с суши на водный транспорт.
- 60 Сланцевые углеводороды особенности добычи нефти.