10.1 Характеристика транспортного оборудования и электроприводов
10.1.1 Общие сведения
Конвейеры широко применяются в различных отраслях промышленности для перемещения сыпучих и штучных грузов.
Для перемещения сыпучих грузов на агломерационных фабриках, в доменных цехах металлургических заводов, на тепловых станциях, в горнодобывающей промышленности применяют ленточные конвейеры (рисунок 10.1).
Рисунок 10.1
Между барабанами 2 и 7 натяжной 1 и приводной 6 станций расположена гибкая лента 5. Барабан 2, ось которого может перемещаться в направляющих 12, под действием груза 13 создает предварительное натяжение ленты. Это натяжение обеспечивает передачу без проскальзывания тягового усилия от барабана приводной станции.
Чтобы исключить провисание верхней рабочей и нижней холостой ветвей ленты, вдоль трассы устанавливают поддерживающие ролики 11. Барабан приводной станции через редуктор 8 соединен с двигателем 10.
Для сглаживания возможных ударов в процессе пуска и торможения валы двигателя и редуктора соединяют упругой муфтой 9. Транспортируемый груз подается на ленту через загрузочную воронку 3 и выгружается плужком 4.
Длина ленточного конвейера может достигать 2...3 км при скорости движения ленты 1,5... 3 м/с и ширине ленты 2 м. Такой конвейер может обеспечивать производительность 700 т/ч.
Ленточные конвейеры применяют не только для транспортирования груза в горизонтальной плоскости. При перемещении с углом наклона более 20°, когда возможно осыпание груза, устанавливают ленточный скребковый конвейер. Для перевозки людей используют разновидность конвейера – эскалатор. Несущий орган в эскалаторах – замкнутая цепь, охватывающая звездочки приводной и натяжной станций и снабженная ступенями.
Поточные линии машиностроительных и автомобильных заводов оборудованы подвесными конвейерами. Грузозахватывающие приспособления шарнирно присоединены к каткам, движущимся по монорельсу. Тяговое усилие каткам сообщается от двигателя цепью через звездочку приводной станции. Разновидность подвесного конвейера — канатную дорогу — используют как транспортное средство для пассажирских и грузовых перевозок.
Роль монорельса в такой дороге выполняет канат, подвешенный на специальных опорах. Тяговое усилие от двигателя к грузонесущему приспособлению сообщается посредством дополнительного каната приводной и натяжной станций канатной дороги.
Часто производственный процесс обслуживает группа конвейеров, объединенных общим технологическим циклом в единую поточно-транспортную систему (ПТС), например процесс смесеобразования в металлургическом производстве (рис. 10.2).
Рисунок 10.2
В ПТС конвейеры могут образовывать несколько параллельных (конвейеры 2 и 3, б и 7, 9 и 10) или последовательных (5, 4 и 1) цепей. При этом движение тянущих органов конвейеров должно быть строго согласованным, в противном случае может возникнуть нарушение технологического процесса, что приведет к снижению качества выпускаемой продукции. Чтобы избежать этого при пуске ПТС или ее остановке включение двигателей конвейеров должно производиться в определенной последовательности. Так, в схеме, представленной на рис. 10.2, первым должен включаться двигатель Ml, а затем М4, М8, М2, МЗ, М5, М9, М10, Мб, М7. Остановка ПТС без образования завала и сохранения постоянного содержания компонентов обеспечивается, если двигатели будут отключаться в последовательности МЗ, М5, М2, М4, М9, M10, М8, М6, М7 и M1.
Конвейеры в зависимости от их назначения и области применения могут эксплуатироваться в разнообразных условиях, в том числе крайне неблагоприятных: на открытом воздухе, на высоте над уровнем моря, превышающей 1000 м (ленточные конвейеры горнодобывающих предприятий, высокогорные канатные дороги), а также в помещениях, содержащих пары активных веществ и характеризующихся повышенной влажностью, загрязненностью, высокой температурой окружающей среды (красильные и сушильные линии, термические цехи). Это определяет необходимость использования для данной группы механизмов электрооборудования, по типу и исполнению удовлетворяющего перечисленным условиям. К нему предъявляются жесткие требования по безопасности и простоте обслуживания, надежности работы. В первую очередь это относится к приводным двигателям, которые, как правило, должны иметь закрытое исполнение и обладать повышенным пусковым моментом.
Режим работы приводных двигателей конвейеров – продолжительный с редкими пусками и остановками и диапазоном регулирования скорости, не превышающем 1:3.
10.1.2 Управление электроприводами механизмов конвейера
Непрерывный, однонаправленный характер работы конвейеров определяет длительный режим работы их электроприводов, которые выполняются нереверсивными, за исключением редких случаев, когда требуется изменение направления движения, например, для эскалаторов. Конвейеры транспортного назначения имеют одну неизменную скорость движения и не требуют регулируемого электропривода. Для некоторых конвейеров, обслуживающих технологические процессы (сборочные конвейеры, красильные и сушильные линии и т. п.), в которых при смене собираемого или обрабатываемого изделия требуется изменение скоростного режима, применяется регулируемый электропривод.
Несколько конвейеров могут объединяться общим производственным процессом в единую транспортную систему. В этом случае движения отдельных конвейеров должны быть строго согласованы между собой по скорости. К электроприводам таких конвейеров предъявляются требования синхронизации скоростей.
К электроприводам механизмов транспортных средств с непрерывным режимом работы предъявляются требования по обеспечению плавности пуска и торможения с надежным ограничением ускорения и рывка, а также максимального момента двигателя и его производной. Для канатных и ленточных конвейеров большой протяженности это требование обусловлено наличием больших масс поступательно движущихся элементов, приведенный момент инерции которых может в 10...20 раз превышать момент инерции двигателей, и значительной податливостью тянущих канатов и транспортерной ленты. Большие маховые массы установки увеличивают возможность пробуксовывания приводных барабанов и шкивов относительно лент и канатов при пуске. Резкое приложение момента при наличии упругих механических связей вызывает механические колебания при пуске, в результате чего в ленте или канате возникают дополнительные динамические усилия. Требование плавности пуска и замедления остается в силе и для установок с коротким тяговым элементом. В одних случаях ограничение ускорения и рывка до требуемых норм диктуется условиями транспортирования людей (эскалаторы, канатные дороги), в других — условием надежного сцепления транспортируемых изделий с лентой (ленточные конвейеры) или уменьшением раскачивания люлек и кабин (подвесные конвейеры).
Все перечисленные требования определяют выбор системы электропривода для данной группы механизмов. Наиболее распространенным типом электропривода механизмов непрерывной транспортировки является нерегулируемый привод переменного тока на основе асинхронных или синхронных двигателей. Для установок, где не возникает необходимость регулирования скорости движения и момента при пуске, применяют асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором.
Мощность привода с асинхронным короткозамкнутым ротором ограничивается обычно несколькими сотнями киловатт. Использование двигателей большей мощности приводит к заметному снижению коэффициента мощности питающей сети, а также к существенному падению напряжения в сети при пуске конвейера. Применение синхронного двигателя для более мощных установок позволяет существенно повысить энергетические показатели привода. Однако установки такой мощности (например, крупные ленточные и канатные конвейеры) обладают большой механической инерционностью и характеризуются тяжелым продолжительным пуском, достигающим 30...100 с. Такой пуск может вызвать недопустимые превышение температуры синхронного двигателя и снижение напряжения сети на относительно большом интервале времени разгона. Поэтому синхронные двигатели, несмотря на ряд их очевидных преимуществ, широкого распространения в качестве привода конвейерных установок не получили.
Проблема пуска мощных конвейеров ранее решалась применением асинхронных двигателей с фазным ротором, обеспечивающих ограничение пусковых токов и формирование требуемой пусковой характеристики привода. В установках мощностью 1000 кВт и более предпочтителен двух- или трехдвигательный привод.
Для однодвигательного привода конвейеров, скорость которых в процессе работы должна регулироваться, ранее использовались короткозамкнутые двигатели с механическими редукторами с переменным передаточным числом или многоскоростные двигатели, Вместо редуктора применялись также регулируемые электрические и гидравлические муфты.
Для плавного пуска использовались асинхронные двигатели с фазным ротором. Ограничение ускорения такого двигателя обеспечивается введением в цепь ротора необходимого количества пусковых ступеней резисторов, число которых может достигать 10...20. Для ограничения ускорения при использовании коротко- замкнутых двигателей вводится добавочный резистор в цепь статора. Согласованное движение конвейеров ПТС достигается применением специальных схем включения двигателей. В частности, эта задача может быть решена с помощью электропривода, выполненного по системе электрического вала, или использованием параллельного подключения асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и преобразователя частоты. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором простейших одиночных конвейеров управляются при помощи магнитных пускателей или автоматами с максимальной и тепловой защитой от перегрузки. Для управления асинхронными двигателями с фазным ротором мощных одиночных конвейеров используют магнитные станции с электрической аппаратурой для защиты и автоматического пуска двигателя.
Наиболее сложны схемы управления конвейерами ПТС. При совместно работающих конвейерах должна предусматриваться блокировка, обеспечивающая пуск и остановку двигателей без возникновения завала транспортируемого груза. Запускают двигатели конвейеров в последовательности, обратной направлению движения груза, а остановку линии начинают отключением двигателя конвейера, с которого груз поступает на следующие конвейеры. Полная остановка линии может произойти и при одновременном отключении двигателей. По команде на остановку прекращается поступление груза на головной конвейер и по истечении времени, необходимого для прохождения грузом всей трассы линии, все двигатели автоматически отключаются. При остановке какого-либо конвейера двигатели всех конвейеров, подающих груз на остановившийся конвейер, должны остановиться, а следующие за ним конвейеры могут продолжать работать.
При конвейерах большой длины с многодвигательным электроприводом ставится задача автоматического регулирования отдельных двигателей с целью перераспределения нагрузки между ними и обеспечения равномерности натяжения ленты по ее длине. Это относится как к работе с установившейся скоростью движения ленты, так и к процессу пуска конвейера.
- Лекционный материал
- 1 Введение. Типовая структура атк. Современное состояние и перспективы развития средств атк
- 1.1 Цель и задачи дисциплины
- 1.3 Типовая структура атк
- 1.5 Связь дисциплины с другими дисциплинами специальности
- 2 Технические средства атк
- 2.1 Классификация технических средств атк
- 2.2 Типизация, унификация и агрегатирование средств атк
- 2.3 Информационные сети атк
- 3 Режимы работы технологического оборудования и электроприводов атк
- 4 Системы управления тк
- 5 Состав и свойства систем управления прокатными и кузнечно-прессовыми комплексами
- 6 Состав и свойства систем автоматизации вентиляторных установок
- 6.1 Общие сведения
- 6.3 Управление вентиляторным оборудованием
- 6.4 Основные положения по автоматизации управления проветриванием шахт и рудников
- 6.5 Основные требования к аппаратуре автоматизации управления вгп
- 6.6 Принцип работы аппаратуры уквг
- 7 Состав и свойства систем автоматизации насосных установок
- 7.1 Общие сведения
- 7.2 Основные задачи автоматизации водоотливных установок
- 7.5 Датчики и специальные реле автоматизации водоотлива
- 8 Атк машиностроения
- 8.1 Характеристика технологических комплексов
- 8.2 Автоматизированный робототехнический комплекс
- 8.3 Автоматизированный участок металлообработки
- 8.4 Системы чпу
- 9 Атк котельных установок
- 9.1 Общие сведения
- 9.2 Технологическая схема котельного агрегата
- 9.3 Автоматизация котельной установки
- 10 Атк конвейерных установок
- 10.1 Характеристика транспортного оборудования и электроприводов
- 10.2 Основные положения по автоматизации конвейерного транспорта
- 10.3 Датчики и аппараты автоматизации конвейерных линий
- 10.4 Асу непрерывными конвейерными линиями
- 11 Атк грузоподъемных установок
- 11.1 Общие сведения
- 11.2.1 Управление мостовой крановой установкой
- 11.4 Шахтные подъемные установки
- 12 Атк горнодобывающего производства
- 12.1 Характеристика технологических комплексов
- 12.2 Атк открытой разработки
- 12.3 Атк углеприема обогатительной фабрики
- 13 Атк металлургического производства
- 13.1 Основные типовые узлы регулирования
- 13.2 Автоматическое регулирование температуры в печи
- 13.3 Автоматическое регулирование соотношения топливо-воздух
- 13.4 Автоматизация кислородно-конвертерного процесса
- 13.5 Автоматизация непрерывной разливки стали
- 14 Атк городского хозяйства
- 14.1 Характеристика технологических комплексов
- 14.2 Система автоматизации насосной станции
- 14.3 Система автоматизации вентиляции и кондиционирования воздуха
- 14.4 Система автоматизации жизнеобеспечения жилого здания
- 15 Атк агропромышленного производства
- 15.1 Характеристика технологических комплексов
- 15.2 Атк технологической линии консервирования