3 Режимы работы технологического оборудования и электроприводов атк
План лекции
1. Основные режимы работы технологического оборудования
2. Основные режимы работы электроприводов
3.1 Основные режимы работы технологического оборудования
Любой технологический процесс, связанный с производством материалов и изделий, стремятся, руководствуясь экономической целесообразностью, сделать непрерывным. В соответствии с этим технологические комплексы и агрегаты могут длительное время работать непрерывно. Примерами непрерывных технологических комплексов являются бумаго- и картоноделательные машины, непрерывные станы холодной прокатки, конвейерные линии многих производств и др. Соответственно агрегаты и механизмы этих комплексов работают в непрерывном режиме. Наряду с этим многие технологические агрегаты и их механизмы работают в циклическом режиме со сменой скоростей и нагрузок. В их работе могут быть перерывы. Такие агрегаты и механизмы называются агрегатами и механизмами циклического действия. К ним относятся разнообразные подъемно-транспортные машины (мостовые, козловые краны), экскаваторы, металлообрабатывающие станки, промышленные манипуляторы и др. Среди механизмов выделяются механизмы циклического и условно циклического режимов. Последние работают с изменяющимися параметрами цикла (ускорения, скорости, время от цикла к циклу). Имеются и механизмы кратковременного режима работы, выполняющие, как правило, вспомогательные функции.
Режимы работы комплексов, агрегатов и механизмов учитываются при выборе автоматизированных электроприводов и систем управления с точки зрения реализации заданных технологических функций и соответствия номинальным режимам работы электродвигателей.
3.2 Основные режимы работы электроприводов
Под номинальным режимом работы электродвигателя понимается режим, который был предусмотрен для электродвигателя предприятием-изготовителем. Для этого режима в каталогах и паспорте двигателя указываются: номинальная полезная механическая мощность на валу; номинальное напряжение; номинальный ток; номинальная частота вращения или номинальная угловая скорость; номинальный КПД; номинальный коэффициент мощности.
В соответствии со стандартом установлено восемь номинальных режимов работы электрических машин, которые имеют условные обозначения S1 ...S8. Соответствующие этим режимам диаграммы изменения нагрузки М (полезного механического момента на валу двигателя), мощности тепловых потерь Рт и температуры показаны на рисунках 3.1, 3.2. Режимы определяются следующим образом.
S1 – режим продолжительной нагрузки: работа при постоянной нагрузке, достаточно длительная для достижения теплового равновесия, т.е. температура всех частей электрической машины достигает установившегося значения mах.
S2 – режим кратковременной нагрузки: работа при постоянной нагрузке в течение заданного времени, меньшего, чем требуется для получения теплового равновесия, с последующим отключенным неподвижным состоянием, имеющим достаточную продолжительность для достижения машиной температуры окружающей среды 0. Характерным параметром является продолжительность кратковременной работы, предпочтительные значения которой составляют 10; 30; 60 и 90 мин.
Рисунок 3.1
S3 – режим повторно-кратковременной нагрузки: последовательность идентичных рабочих циклов, каждый из которых состоит из периодов работы при постоянной нагрузке и отключенного неподвижного состояния; длительность этих периодов недостаточна для достижения теплового равновесия за время одного рабочего цикла, а наличие пускового тока существенно не влияет на нагревание.
Для режима S3 характерным параметром является относительная продолжительность работы ПВ = (tР/Tц)100 %, где tр – период работы при номинальных условиях; Tц = tР + t0 – продолжительность цикла; t0 – период отключенного состояния (паузы). Предпочтительными являются следующие значения относительной продолжительности работы: 15; 25; 40 и 60 %. Продолжительность одного цикла (если нет других указаний) принимается равной 10 мин.
S4 – режим повторно-кратковременной нагрузки, включая пуск: последовательность идентичных рабочих циклов, каждый из которых состоит из периодов пуска, работы при постоянной нагрузке и отключенного неподвижного состояния; длительность этих периодов недостаточна для достижения теплового равновесия за время рабочего цикла.
S5 – режим повторно-кратковременной нагрузки, включая электрическое торможение: последовательность идентичных рабочих циклов, каждый из которых состоит из периодов пуска, работы при постоянной нагрузке, быстрого электрического торможения и отключенного неподвижного состояния; длительность этих периодов недостаточна для достижения теплового равновесия за время одного цикла.
Для режимов работы S4 и S5 характерными параметрами являются: относительная продолжительность включения, число включений в час, коэффициент инерции и постоянная кинетической энергии.
Под относительной продолжительностью включения понимается для режима S4 ПВS4 = [(tп + tр)/Тц ]100 %, для режима S5 ПВS5 = [(tп + tp + tт)/Тц]100%, где tп и tт – периоды, соответственно, пуска и торможения.
Продолжительность цикла Tц = 3600/ z, где z – число включений (циклов) в час.
Под коэффициентом инерции понимается отношение суммы момента инерции двигателя и приведенного к валу двигателя момента инерции механизма к моменту инерции двигателя:
kj = (Jдв +Jпр.мех)/Jдв .
Постоянная кинетической энергии – это отношение кинетической энергии, запасенной ротором при номинальной частоте вращения (угловой скорости), к номинальной полной мощности или произведению номинальных напряжения и тока в машинах постоянного тока.
Для режимов работы S4 и S5 предпочтительными являются следующие значения: ПВ – 15; 25; 40 и 60 %; z – 30; 60; 90; 120; 180; 240 и 360 вкл./ч; kj – 1,2; 1,6; 2; 2,5 и 4.
S6 – режим продолжительной работы при переменной нагрузке: последовательность идентичных рабочих циклов, каждый из которых состоит из периодов работы при постоянной нагрузке и на холостом ходу; длительность этих периодов недостаточна для достижения теплового равновесия за время одного рабочего цикла. Характерным параметром является продолжительность работы ПР = (tр/Тц )100%.
Предпочтительными являются следующие значения ПР: 15; 25; 40 и 60 %. Продолжительность одного цикла (если нет других указаний) принимается равной 10 мин.
Рисунок 3.2
S7 – режим продолжительной нагрузки, включая электрическое торможение: последовательность идентичных рабочих циклов, каждый из которых состоит из периодов пуска, работы при постоянной нагрузке и электрического торможения; длительность рабочего периода недостаточна для достижения теплового равновесия за время одного цикла.
Для режима работы S7 характерными параметрами являются число включений в час, коэффициент инерции и постоянная кинетической энергии. Предпочтительными являются следующие значения: z — 30; 60; 90; 120; 180; 240 и 360 вкл./ч; kj – 1,2; 1,6; 2; 2,5; 4.
S8 – режим работы при периодическом изменении частоты вращения и нагрузки: последовательность идентичных рабочих циклов, каждый из которых состоит из периодов ускорения, работы при постоянной нагрузке, соответствующей заданной частоте вращения, затем одного или нескольких периодов работы при других постоянных значениях нагрузки, соответствующих другим частотам вращения; длительность каждого рабочего периода недостаточна для достижения теплового равновесия за время одного рабочего цикла.
Для режима работы S8 характерными параметрами являются число включений в 1 ч, относительная продолжительность работы при каждой внешней нагрузке и соответствующей ей частоте вращения, а также коэффициент инерции и постоянная кинетической энергии. Относительная продолжительность работы в данном случае при каждой из нагрузок ПРj= [(tп.пj + tp.j)/ Тц]100 %, гдe tp.j – период работы при постоянной j-й нагрузке; tп.пj – период переходного процесса (ускорения или замедления) при переходе к j-му значению частоты вращения (угловой скорости) и соответствующей ей нагрузке.
Для режима работы S8 предпочтительными являются следующие значения параметров: z – 30; 60; 90; 120; 180; 240 и 360 вкл./ч; kj – 1,2; 1,6; 2; 2,5; 4; ПР –15, 25, 40 и 60 %.
В каталогах электрических машин приводятся данные для номинальных режимов S1, S2 и S3. Задача выбора электрической машины по мощности заключается в том, чтобы правильно сопоставить ее рабочий режим с номинальным, обеспечив максимальное использование выбранного двигателя по условиям нагрева.
Рекомендуемая литература
Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов: учебник для вузов / М.П. Белов, В.А. Новиков, Л.Н. Рассудов. – М.: Академия, 2004. – С. 80-86.
Родионов В.Д., Терехов В.А., Яковлев В.Б. Технические средства АСУ ТП: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Б. Яковлева. – М.: Высш.шк., 1989.
Лекция 4
- Лекционный материал
- 1 Введение. Типовая структура атк. Современное состояние и перспективы развития средств атк
- 1.1 Цель и задачи дисциплины
- 1.3 Типовая структура атк
- 1.5 Связь дисциплины с другими дисциплинами специальности
- 2 Технические средства атк
- 2.1 Классификация технических средств атк
- 2.2 Типизация, унификация и агрегатирование средств атк
- 2.3 Информационные сети атк
- 3 Режимы работы технологического оборудования и электроприводов атк
- 4 Системы управления тк
- 5 Состав и свойства систем управления прокатными и кузнечно-прессовыми комплексами
- 6 Состав и свойства систем автоматизации вентиляторных установок
- 6.1 Общие сведения
- 6.3 Управление вентиляторным оборудованием
- 6.4 Основные положения по автоматизации управления проветриванием шахт и рудников
- 6.5 Основные требования к аппаратуре автоматизации управления вгп
- 6.6 Принцип работы аппаратуры уквг
- 7 Состав и свойства систем автоматизации насосных установок
- 7.1 Общие сведения
- 7.2 Основные задачи автоматизации водоотливных установок
- 7.5 Датчики и специальные реле автоматизации водоотлива
- 8 Атк машиностроения
- 8.1 Характеристика технологических комплексов
- 8.2 Автоматизированный робототехнический комплекс
- 8.3 Автоматизированный участок металлообработки
- 8.4 Системы чпу
- 9 Атк котельных установок
- 9.1 Общие сведения
- 9.2 Технологическая схема котельного агрегата
- 9.3 Автоматизация котельной установки
- 10 Атк конвейерных установок
- 10.1 Характеристика транспортного оборудования и электроприводов
- 10.2 Основные положения по автоматизации конвейерного транспорта
- 10.3 Датчики и аппараты автоматизации конвейерных линий
- 10.4 Асу непрерывными конвейерными линиями
- 11 Атк грузоподъемных установок
- 11.1 Общие сведения
- 11.2.1 Управление мостовой крановой установкой
- 11.4 Шахтные подъемные установки
- 12 Атк горнодобывающего производства
- 12.1 Характеристика технологических комплексов
- 12.2 Атк открытой разработки
- 12.3 Атк углеприема обогатительной фабрики
- 13 Атк металлургического производства
- 13.1 Основные типовые узлы регулирования
- 13.2 Автоматическое регулирование температуры в печи
- 13.3 Автоматическое регулирование соотношения топливо-воздух
- 13.4 Автоматизация кислородно-конвертерного процесса
- 13.5 Автоматизация непрерывной разливки стали
- 14 Атк городского хозяйства
- 14.1 Характеристика технологических комплексов
- 14.2 Система автоматизации насосной станции
- 14.3 Система автоматизации вентиляции и кондиционирования воздуха
- 14.4 Система автоматизации жизнеобеспечения жилого здания
- 15 Атк агропромышленного производства
- 15.1 Характеристика технологических комплексов
- 15.2 Атк технологической линии консервирования