3. Качество товаров: основные понятия, показатели качества
основные понятия:
Качество - одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.
Качество товара - совокупность свойств, характеристик, обуславливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности населения в соответствии с его назначением. В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации; межгосударственные стандарты РФ (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), региональный стандарт. В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обуславливающим качество.
Свойство - объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойства продукции могут быть простыми и сложными,
Простое свойство характеризуется одной особенностью, например, кислотность, жирность молока и пр.
Сложное свойство - комплексная особенность, проявляющихся в совокупности. Примером сложного свойства может служить пищевая ценность продуктов питания, включающая целый комплекс свойств - энергетическую, биологическую и физиологическую ценности, а так же усвояемости.
Показатель качества - количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показатели качества являются физическими или нефизическими величинами. Физические величины (длина, масса, плотность) могут измеряться количественно й качественно.
Наименование показателя служит качественной характеристикой товара (например, массовая доля сахара в соке).
Значение показателя - является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности) например, 12% сахара в соке.
Единичные показатели - показатели, предназначенные для выражения простых свойств товара. К ним относятся цвет, форма, целостность, кислотность.
Комплексные показатели - показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товара.
Базовые показатели - показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показательного качества (например, для оценки качества чая - берем определенные показатели, берем ГОСТ и сравниваем эти показатели, затем делаем выводы и заключения).
Определяющие показатели - показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товаров. К ним относятся органолептические показатели (внешний вид, цвет, вкус, запах, физико-химические (массовая доля жира, этилового спирта).
Уровень качества товаров - относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовым значением тех же показателей. В качестве базовых показателей приняты регламентированные значения стандартов или других нормативных документов, а так же стандартные образцы, эталоны.
Технический уровень качества - относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения этой области.
Таким образом, качество товаров представляет собой совокупность свойств и определяющих их показателей, которые обуславливают удовлетворение разнообразных потреб-ностей в соответствии с. назначением конкретных товаров.
показатели качества:
ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:
1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.
В эту группу входят:
а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.
2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.
Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность – способность продукции подвергаться ремонту.
Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.
3. Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).
Психофизиологические характеризуют приспособленность изделия к органам чувств человека.
Психологические характеризуют возможность восприятия и обработки различной информации.
Физиологические характеризуют допустимые физические нагрузки на различные органы человека.
4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершеннство производственного исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).
5. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.
6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
Основные показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.
7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).
8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.
9. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.
10. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Объект, предмет, методы и задачи тнт.
- 2. Ассортимент товаров: понятие, виды, основные факторы формирования.
- 3. Качество товаров: основные понятия, показатели качества
- 4.Факторы, формирующие качество товаров
- 5. Безопасность непродовольственных товаров
- 6 .Потребительские свойства непродовольственных товаров.
- 7. Сущность и цели стандартизации и технического регулирования
- 8. Категории и виды нормативных документов по стандартизации
- 9. Понятие о классификации товаров.
- 11. Общероссийский классификатор продукции(окп)
- 2.Чугун.Классификация,св-ва,маркировка
- 4 .Цветные металлы.Класси-фикация,кодирование.
- 5.Тяжелые цветные металлы и их сплавы,св-ва,применение.
- 6.Легкие цветные металлы и их сплавы,св-ва,применение.
- 7.Тугоплавкие цветные металлы и их сплавы,св-ва,применения.
- 8.Редкоземельные, рассеянные и радиоактивные металлы. Ассортимент, свойства, применение.
- 9.Драгоценные металлы, их сплавы, свойства, марки, пробы.
- 10.Металлопрокат, виды, сортамент, особенности кодирования
- 11. Бытовые металлоизделия, классификация и групповая характеристика.
- 12.Кожевенные товары. Классификация и кодирование по тн вэд.
- 13. Строение, топография. Методы консервирования шкур.
- 14.Кожа. Основные операции выделки, их влияние на свойства, идентификация кож.
- Дубление и , их влияние на свойства и идентификацию кож
- 16.Классификация и групповая характеристика ассортимента кож.
- 18.Искусственные,синтетические и композиционные кожи.
- Кожаная обувь, классификация и групповая характеристика ассортимента.
- 21.Кожаная галантерея, классификация и групповая характеристика ассортимента
- 22. Пушно-меховые и овчинно-шубные товары, классификация, особенности кодирования по тн вэд.
- 24. Товарные свойства пушно-меховых и овчинно-шубных товаров, их экспертиза.
- 25.Сортировка пушно-меховых и овчинно-шубных полуфабрикатов
- 27. Экспертиза пушно-меховых и овчинно-шубных товаров.
- 28.Текстильное волокнистое сырьё. Классификация, экспертиза текстильных волокон.
- 29.Природные текстильные волокна,состав,строение,свойства, идентификация.
- 30. Химические текстильные волокна, виды, свойства, идентификация.
- 32. Ткани. Структура, свойства, идентификация.
- 33. Ассортимент тканей, классификация, основные показатели.
- 2.По виду пряжи (нитей)
- 4.По отделке
- 36.Нетканые материалы.Классиф.Асорт.Идентификацмя,осн.Показ-ли.
- 38.Экспертиза текстильных материалов.
- 39.Синтетические смолы,получение,строение,общие св-ва
- 40. Пластмассы. Состав, классификация.
- 41.Изделия из пластмасс,классификация,ассортимент,основные показатели.
- 1. Бытовые изделия из пластмасс классифицируют на изделия
- 2. Технические изделия:
- 42.Экспертиза смол и пластмасс.
- 44. Ювелирные камни
- 45. Ювелирные товары
- По материалам:
- Металлы:
- По изготовлению: литьем; штамповкой (столовые приборы), монтируют пайкой или клепкой;
- По отделке:
- По способу производства.
- По комплектности.
- 46.Строение древесины, применение в экспертизе.
- 47.Свойства древесины,их применение в экспертизе
- 48. Классификация древесных материалов, групповая характеристика ассортимента.
- 50 . Древесные материалы. Классификация и кодирование по тн вэд.
- 51 Нефть. Происхождение, основные месторождения и способы добычи.
- 52 Нефть. Химический состав, свойства, показатели
- 61 Парфюмерно-косметические товары, классификация, групповая характеристика ассортимента.
- 63 Товары культурно-бытового назначения, классификация
- 64. Товары бытовой химии, классификация, групповая характеристика ассортимента.
- 65. Строительные товары, классификация, групповая характеристика ассортимента.
- 66. Мебельные товары, классификация, групповая характеристика ассортимента.
- 67 Отделочные и облицовочные строительные материалы.