logo
Книги Зеленцова / Спецгл

3.1.3. Определение годовой приведенной программы и трудоемкости работ

Годовая программа ремонтного предприятия, определенная указанными ранее методами, задается точной номенклатурой и количеством объектов ремонта. Если необходимые для проектирования данные по заданной программе (трудоемкость на один капитальный ремонт, распределение трудоемкости по видам работ и др.) известны, то все технологические расчеты следует вести в соответствии с этой точной программой.

Однако на практике в числе объектов многомарочной программы нередко могут быть и такие, исходных данных для проектирования которых может не быть. В этих случаях программу предприятия выражают в приведенных единицах при помощи коэффициента приведения. Приведение многомарочной программы заключается в пересчете заданной номенклатуры объектов ремонта на один или два основных объекта, имеющих в программе наибольший удельный вес. При разработке коэффициентов приведения за исходную величину принимают трудоемкость объекта ремонта, принятого в качестве основного эталонного, которым может быть полнокомплектный автомобиль или агрегат. Установление трудоемкости капитального ремонта (трудовых затрат, выраженных в человеко-часах) данного объекта является одной из ответственных задач при проектировании, так как от величины трудоемкости зависит годовой объем работ и рентабельность предприятия. Трудоемкость капитального ремонта зависит от совершенства технической эксплуатации автомобилей и ремонтного производства, а также и ремонтопригодности конструкции автомобиля.

Соблюдение правил технической эксплуатации и своевременное высококачественное техническое обслуживание не только повышают долговечность автомобилей, но и способствуют сдаче их в капитальный ремонт без следов аварийности.

Снижение трудоемкости непосредственно в ремонтном производстве зависит от многих причин: производительности труда, технической оснащенности производства, механизации трудоемких процессов и др. Важную роль в повышении производительности труда играют концентрация и специализация авторемонтных предприятии.

Совершенство конструкции автомобилей в части простоты и удобства демонтажно-монтажных работ и ремонта основных узлов и деталей, сохранность (неизнашиваемость) базовых поверхностей и др. положительно сказываются на уменьшении трудоемкости.

Трудоемкость капитального ремонта того или иного объекта зависит еще от величины и структуры годовой программы. Поэтому при определении приведенной годовой программы различных ремонтных предприятий необходимо учитывать эти факторы и корректировать программу применительно принятым эталонным условиям к каким-то определенным моделям автомобилей, типам ремонтных предприятий, величине программы. Все это можно учесть при помощи коэффициентов приведения. Коэффициент приведения капитального ремонта данного объекта к эталонной или основной модели данного типа автомобилей в общем виде представляет собой отношение трудоемкости капитального ремонта этого объекта к трудоемкости того же ремонта эталонной или основной модели. Числовые значения коэффициентов и других показателей, разработанные Гипроавтотрансом, установлены для определенных условий, которыми являются наиболее представительные объекты ремонта и типы ремонтных предприятий с числовым значением годовой программы.

Коэффициент приведения капитального ремонта полнокомплектного автомобиля к эталонной (основной) модели равен отношению трудоемкости капитального ремонта полнокомплектного автомобиля данной модели к трудоемкости капитального ремонта полнокомплектного автомобиля, принятого в качестве эталонной (основной) модели. Значения этих коэффициентов для различных типов и моделей автомобилей приводятся в табл. 1.

Ориентировочная трудоемкость капитального ремонта автомобиля ГАЗ‑53А и его агрегатов для различных типов предприятий и годовой программы приводится в табл. 2.

Программа проектируемого или реконструируемого предприятия кроме полнокомплектных автомобилей может содержать заданное число тех или иных агрегатов или комплектов агрегатов автомобилей разных моделей. В этом случае годовую программу предприятия необходимо привести к модели автомобиля или комплекта агрегатов, имеющих наибольший удельный вес в заданной программе, пользуясь коэффициентами приведения капитального ремонта агрегата.

Таблица 1