logo
Системы Ту-154В

1.3.2Система управления уборкой и выпуском шасси

Система предназначена для уборки шасси после взлета, а также для основного, аварийного и дублирующего аварийного выпуска.

Для уборки шасси необходимо рукоятку управления шасси, расположенную на верхнем электрощитке (рис. 4.6), перевести из нейтрального положения в положение на уборку (вверх), предварительно сняв ее с защелки поворотом флажка. После этого должны погаснуть зеленые светосигнализаторы и включиться красные на средней приборной доске пилотов (рис. 4.7) и бортинженера, которые должны погаснуть через 12 с, когда опоры установятся на замки убранного положения. В убранном положении систему необходимо выдержать под рабочим давлением 203…220 кг/см2 в течение 10 с, затем рукоятку перевести в нейтральное положение.

На верхнем электрощитке пилотов (рис. 4.6) находятся:

- рукоятка управления положением шасси;

- тумблер дублирующего аварийного выпуска шасси (под колпачком; выпуск от 3-й гидросистемы);

- тумблер "Разблокировка уборки" (под колпачком).

Система управления уборкой шасси имеет блокировку: при обжатых амортстойках (КВ на правой опоре) цепь управления уборкой разомкнута, т.е. убрать шасси при обжатых амортстойках невозможно. В случае не уборки шасси после взлета (из-за неисправности концевого выключателя) цепь управления уборкой можно замкнуть переключателем "Разблокировка уборки".

В систему уборки и основного выпуска входят следующие основные агрегаты гидросистемы:

1. Кран электрический КЭ-47 уборки и выпуска шасси управляется ручкой "Шасси" и имеет блокировку по обжатию шасси (КВ на правой амортстойке).

2. Гидроцилиндры уборки-выпуска основных опор (цилиндры-подкосы).

3. Гидроцилиндры основного и аварийного снятия опор шасси с замков убранного положения (в конструкции замка подвески).

4. Гидроцилиндры управления задними створками гондол основных опор.

5. Гидроцилиндр, установленный на механизме распора передней опоры, служит для перевода звеньев механизма распора через "мертвое положение" (обратный прогиб).

6. Гасители пульсаций 18 (рис. 4.1) служат для снижения колебаний давления, создаваемых работающими гидронасосами НП-89, способствуют также плавности хода шасси при их уборке или выпуске.

7. Концевые выключатели (КВ) управления светосигнализаторами положения шасси: на цилиндр–подкосах основных опор – переключает с зеленого на красный при уборке и наоборот при выпуске; на замках убранного положения основных опор – предварительно выключает красный при уборке, а окончательно выключает красный при уборке, – КВ на гидроцилиндрах створок; на механизме распора КВ переключает при уборке передней опоры с зеленого на красный, а выключает красный, – КВ на замке убранного положения; при выпуске передней опоры КВ на замке убранного положения включает красный, а КВ на механизме распора переключает его с красного на зеленый при установке ее в выпущенное положение.

На самолетах до № 254 перед уборкой необходимо затормозить колеса плавным нажатием на тормоза в течение 2…3 с.

Выпуск шасси от основной (первой) гидросистемы производится в обратном порядке: рукоятку "Шасси" необходимо снять с защелки и перевести из нейтрального положения в положение "Выпуск" (вниз). После открытия створок гондол основных опор и снятия с крюка подвески передней опоры загораются красные светосигнализаторы промежуточного положения; после установки основных опор на цанговые замки цилиндров-подкосов и фиксации механизма распора передней опоры в выпущенном положении загораются зеленые светосигнализаторы шасси. Продолжительность горения красных светосигнализаторов 15 с; после загорания зеленых - выдержать систему под номинальным давлением 20…25 с, затем установить рукоятку "Шасси" в нейтральное положение и законтрить.

Аварийный выпуск шасси производится от второй гидросистемы. Для этого необходимо:

1. Убедиться, что рукоятка "Шасси" основного выпуска (1-й гидросистемы) находится в нейтральном положении и зафиксирована защелкой.

2. Нажав на кнопку рукоятки "Шасси. Аварийный выпуск", вытянуть рукоятку вверх до упора и оставить ее в этом положении. Рукоятка находится на правом пульте пилотов, усилие, прикладываемое к рукоятке при аварийном выпуске, равно 6…8 кг (60…80 Н).

3. Проконтролировать загорание красных светосигнализаторов: через 26 с они должны погаснуть и загорятся зеленые.

Рукоятку аварийного выпуска необходимо оставить в верхнем положении до завершения полета и выяснения причин невыпуска шасси от 1-й гидросистемы; во 2-й гидросистеме должно непрерывно поддерживаться рабочее давление 203…220 кг/см2 (20,3…22 МПа). При аварийном выпуске шасси задние створки основных опор остаются открытыми.

В систему аварийного выпуска шасси дополнительно входят следующие агрегаты:

1. Кран выпуска: управляется перемещением рукоятки вверх (на правом пульте).

2. Клапан отключения - сообщает кран 1-й гидросистемы со сливом.

3. Реле времени - служит для срабатывания агрегатов выпуска в последовательности: открываются створки гондолы шасси, затем выпускаются опоры и устанавливаются на цанговые замки цилиндров-подкосов; задержка по времени составляет 2…4 с.

При отказе 1-й и 2-й гидросистемы (или невыпуске шасси при их использовании) производится дублирующий аварийный выпуск; категорически запрещается выпуск шасси от 3-й гидросистемы, если отказы произошли по линии выпуска 1-й и 2-й гидросистем, т.е. когда попытка выпуска шасси приводит к потере АМГ-10 в этих гидросистемах. Признаками такого отказа гидросистем являются (при попытке выпуска шасси от 1-й, а затем от 2-й гидросистем):

- давление падает ниже 100 кг/см2 и не восстанавливается;

- уровень масла в баке 1-й и 2-й гидросистем понизился ниже нормы.

При дублирующем аварийном выпуске необходимо:

1. Убедиться, что рукоятка "Шасси" 1-й гидросистемы находится в нейтральном положении, а рукоятка "Шасси. Аварийный выпуск" 2-й гидросистемы - в нижнем положении.

2. Переключатель "выпуск от 3-й гидросистемы" установить в нижнее положение ("Выпуск"), предварительно открыв колпачок; при выпуске загорятся красные светосигнализаторы и через 26 с погаснут, после чего загорятся зеленые.

3. Выдержать систему под давлением 20…25 с, затем переключатель "Выпуск от 3-й гидросистемы" установить в верхнее положение ("Выключено") и закрыть колпачком.

При выпуске шасси от 3-й гидросистемы створки гондол основных опор не закрываются; в систему входят те же агрегаты, что и в систему выпуска от 2-й гидросистемы, но имеется золотниковый распределитель, подключающий к системе аварийного дублирующего выпуска 3-ю гидросистему. Самостоятельных трубопроводов подвода жидкости АМГ–10 к гидроцилиндрам выпуска шасси 3–я гидросистема не имеет: после включения электрокрана АМГ–10 через челночный клапан направляется на выпуск по трубопроводам 2–й ГС, поэтому при невыпуске шасси из–за разрушения трубопроводов 2–й ГС нельзя использовать 3–ю ГС.