logo
Системы Ту-154В

1.3.4Гидроагрегаты системы основного управления

В систему основного управления включены рулевые приводы (РП), являющиеся необратимыми гидроусилителями с жесткой обратной связью. Необратимые гидроусилители (рулевые приводы) полностью снимают усилия с проводки управления по тангажу, курсу и крену, осуществляют перемещения рулевых поверхностей в соответствии с перемещением рычагов управления в кабине пилотов.

В системе основного управления установлены:

- два рулевых привода РП-56 в системе управления рулем высоты (по одному РП на каждую половину руля);

- один РП-56 в системе управления рулем направления;

- два РП-55 в системе управления элеронами (по одному на каждый элерон);

- два РП-57 и четыре РП-58 в системе управления элеронами-интерцепторами (по одному РП-57 и по два РП-58 на каждое полукрыло).

Трехкамерные рулевые приводы РП-56, РП-55 и однокамерные РП-57, РП-58 получают питание от трех независимых гидросистем, что обеспечивает высокую надежность их работы. В РП-56 руля высоты АМГ-10 подается под давлением 125 кг/см2 (12,5 МПа), во все остальные - под номинальным рабочим давлением 210 кг/см2 (21 МПа). Рулевые приводы состоят из двух основных узлов: командно-распределительного и исполнительного (силового привода).

Перемещение командных рычагов (штурвала, колонки, педалей) через механическую проводку передается на входные качалки (рычаги) рулевых приводов, которые в свою очередь перемещают золотники (на трехкамерных РП три качалки и три золотника, на однокамерных - по одному) из нейтрального положения в рабочее на величину, соответствующую отклонению командного рычага. Смещение золотников из нейтрального в рабочее положение (одно из двух возможных) означает сообщений линий высокого давления гидросистемы с одной из камер исполнительного узла и с линией слива АМГ-10 в бак другой камеры. Поршень исполнительного узла перемещает рулевую поверхность и своим движением приводит в нейтральное положение распределительный золотник, разобщая линии высокого давления и слива с камерами исполнительного узла (силового привода), - таким образом осуществляется обратная связь между величиной и знаком командного и исполнительного сигнала (движения).

Таблица 4.1

Основные характеристики рулевых приводов

Характеристики

РП-56 (РВ)

РП-56 (РН)

РП-55 (элерон)

РП-57 (эл.-интерц.)

РП-58 (эл.-интерц.)

1. Рабочий ход входного звена, мм

86

86

90

50

50

2. Рабочий ход исполнительного звена, мм

85

85

80

80

3. Максимальное усилие, развиваемое исполнительным звеном (силовым штоком), кГс (кН):

- от трех гидросистем

- от двух гидросистем

- от одной гидросистемы

2200 (22)

1400 (14)

540 (5,4)

4100 (41)

2600 (26)

1000 (10)

1600 (16)

1000 (10)

470 (4,7)

1500 (15)

900 (9)

на выдвижен.

на втягиван.

4. Усилие перемещения входной качалки, кГс (Н)

2(20)

2(20)

2(20)

70(700)

1,5 (1,5)

5. Максимальная скорость отклонения рулевой поверхности, градус

38

55

40

60

60

6. Масса, кг

23,5

23,5

14,5

8,5

8,5

7. Рабочее давление, кг/см (МПа)

125 (12,5)

210 (21)

210 (21)

210 (21)

210 (21)

Гидропитание РП-56 системы управления РВ производится через редуктор ГА-213, понижающий давление с 21 МПА до 12,5 МПа.

При падении давления в одной или двух гидросистемах усилие, развиваемое рулевым приводом, уменьшается соответственно на одну или две трети (см. табл. 4.1). Рабочие камеры отказавших систем не будут заперты, а находящаяся в них жидкость будет вытесняться через перепускные клапаны, чем обеспечивается нормальная работа оставшихся исполнительных узлов. Заклинивание одного из распределительных золотников любого РП также не приводит к отказу рулевого привода, т.к. входные качалки соединены с распределительными золотниками торсионными (скручиваемыми) валиками; при заклинении распределительного золотника несколько увеличивается усилие, необходимое для перемещения входных качалок работоспособных золотников.

РП-56 системы управления РВ установлены на заднем лонжероне стабилизатора (на каждой его половине), а РП-56 системы управления РН - в нижней части киля на третьем лонжероне.

В каждом канале системы основного управления установлено по одному встроенному электрогидравлическому агрегату РА-56В-1. Рулевые агрегаты (РА) РА-56В-1 являются исполнительными механизмами системы автоматического управления (САУ) и служат для автоматического управления РВ, РН и элеронами через рулевые приводы при автоматическом и совмещенном управлении. РА-56В-1 параллельно подсоединены к проводке управления рулями, преобразует электрические сигналы в перемещение командно-распределительных золотников, подающих давление из трех гидросистем в исполнительные механизмы (силовые цилиндры) рулевых агрегатов РА-56В-1. Рулевые агрегаты РА–56В–1 являются такими же гидроусилителями как и РП–55, РП–56; получают гидропитание одновременно от 1–й, 2–й и 3–й гидросистем, имеют три командно–распределительных золотника и, соответственно, три исполнительных (силовых) штока. Их основные отличия от РП–55, 56: а) управление распределительными золотниками электрическое, а не механическое, поэтому и обратная связь – электрическая; б) развиваемое усилие намного меньше чем РП–55, 56 (сравни с табл. 4.1), имеют перепускные клапаны (кольцевания) на случай отказа какой–либо гидросистем.