logo
РЭО полная книга

§ 12.2. Уравнения мдс и токов асинхронного двигателя

Основной магнитный поток Ф в асинхронном двигателе создается совместным действием МДС обмоток статора F1 и ротора F2:

= ( 1 + 2) / Rм = 0 / Rм (12.10)

где Rм — магнитное сопротивление магнитной цепи двигателя по­току Ф; F0 — результирующая МДС двигателя, численно равная МДС обмотки статора в режиме х.х. [см. (9.16)]:

F0 = 0,45m1 I1 ω1 kоб1/ P (12.11)

I0 — ток х.х. в обмотке статора, А.

МДС обмоток статора и ротора на один полюс в режиме на­груженного двигателя

F1 = 0,45 m1 I1 ω1 kоб1/ P

F2 = 0,45 m2 I2 ω2 kоб2/ P (12.2)

где m2 — число фаз в обмотке ротора; ko62 — обмоточный коэффи­циент обмотки ротора.

При изменениях нагрузки на валу двигателя меняются токи в статоре I1, и роторе I2. Но основной магнитный поток Ф при этом сохраняется неизменным, так как напряжение, подведенное к об­мотке статора, неизменно (U1 = const) и почти полностью уравновешивается ЭДС Е1 обмотки статора [см. (12.3)]:

1 ≈ (- 1) (12.13)

Так как ЭДС Е1 пропорциональна основному магнитному по­току Ф [см. (7.20)], то последний при изменениях нагрузки остает­ся неизменным. Этим и объясняется то, что, несмотря на измене­ния МДС F1 и F2, результирующая МДС остается неизменной, т. е. 0 = 1 + 2 = const.

Подставив вместо F0, F1 и F2 их значения по (12.11) и (12.12), получим

0,45 m1 0 ω1 kоб1/ p = 0,45m1 1 ω1 kоб1/ p + 0,45 m2 2 ω2 ko62/ р.

Разделив это равенство на m1 ω1 kоб1/ p, определим уравнение токов асинхронного двигателя:

0 = 1 + 2 = 1 + 2 (12.14)

где

2 = 2 (12.15)

- ток ротора, приведенный к обмотке статора.

Преобразовав уравнение (12.14), получим уравнение токов статора асинхронного двигателя

1 = 0 + (- 2 ) (12.16)

из которого следует, что ток статора в асинхронном двигателе 1 имеет две составляющие: 0 - намагничивающую (почти постоянную) составляющую ( I0 I ) и - 2 —переменную составляющую, компенсирующую МДС ротора.

Следовательно, ток ротора I2 оказывает на магнитную систему двигателя такое же размагничивающее влияние, как и ток вторичной обмотки трансформатора (см. § 1.5). Таким образом, любое изменение механической нагрузки на валу двигателя сопровождается соответствующим изменением тока в обмотке статора I1 так изменение этой нагрузки двигателя вызывает изменение скольжения s. Это, в свою очередь, влияет на ЭДС обмотки ротора [см.(12.6)], а следовательно, и на ток ротора I2. Но так как этот ток развивает размагничивающее действие на магнитную систему двигателя, то его изменения вызывают соответствующие изменение тока в обмотке статора I1 за счет составляющей – I2 . Так, в режиме холостого хода, когда нагрузка на валу двигателя отсутствует и s 0, ток I2 0. В этом случае ток в обмотке статора 1 0. Если же ротор двигателя затормозить, не отключая обмотку статopa от сети (режим короткого замыкания), то скольжение s = 1 и ЭДС обмотки ротора Е2s достигает своего наибольшего значения Е2. Также наибольшего значения достигнет ток I2, а следовательно, и ток в обмотке статора I1.