logo
РЭО полная книга

§ 18.3. Конструктивные формы исполнения электрических машин

Свойства электрических машин определяются не только их электромеханическими параметрами и формой характеристик. Прежде всего, электрическая машина должна быть безопасной в эксплуатации для обслуживающего персонала, удобной при мон­таже, успешно противостоять воздействиям внешних факторов. Перечисленные требования учитываются конструктивными фор­мами исполнения электрических машин, которые определяются степенью защиты, способами охлаждения и монтажа, климатиче­скими условиями и местом эксплуатации.

Степень защиты электрических машин обозначается двумя буквами IP - начальные буквы слов International Protection и двумя цифрами.

Первая цифра обозначает степень защиты персонала от со­прикосновения с токоведущими и вращающимися частями и от попадания внутрь машины твердых тел.

Вторая цифра обозначает степень защиты от попадания внутрь машины воды. Для машин напряжением до 1000 В уста­новлено шесть степеней защиты, обозначаемых следующим обра­зом:

0 — защита отсутствует;

1 — зашита от случайного соприкосновения большого участка человеческо­го тела с токоведущими и вращающимися частями; отсутствует защита от пред­намеренного соприкосновения; имеется защита от попадания внутрь твердых тел диаметром не менее 52,5 мм;

2 — защита от соприкосновения пальцев человека с токоведущими и вра­щающимися частями и зашита от попадания внутрь машины твердых тел диаметром не менее 12,5 мм;

3 — защита от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями инструмента, проволоки и других предметов, толщина которых превышает 2,5 мм; защита от попадания внутрь машины твердых тел диаметром не менее 2,5 мм;

4 — защита от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями предметов толщиной более 1 мм и защита от попадания внутрь машины твердых тел толщиной не менее I мм;

5 — полная защита от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями и полная защита от вредных отложений пыли внутри машины.

Существует девять степеней защиты от проникания воды внутрь машины:

0 — защита отсутствует;

1 — защита от капель сконденсировавшейся воды, падающих вертикально;

2 — защита от капель воды, падающих под углом не более 15° к вертикали.

3 — защита от дождя, падающего под углом не более 60° к вертикали;

4 — защита от брызг воды любого направления;

5 — защита от водяных струй в любом направлении;

6 — защита от воздействий, характерных для палубы корабля, включая захлестывание морской волной;

7 — защита при погружении в воду в течение времени и давлении, указанных в стандарте;

8 — зашита при погружении в воду на неограниченное время при давлении указанном в стандарте.

Возможные степени защиты двигателей на напряжение до 1000 В приведены в табл. 18.1.

Таблица 18.1

Степень защиты

персонала от соприкосновения

с токоведущими и вращающимися частями и от попа – дания посторонних тел внутрь машины

Степени защиты от проникновения воды внутрь машины

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

IP00

IP01

1

IP10

IP11

IP12

IP13

2

IP20

IP21

IP22

IP23

3

4

IP43

IP44

5

IP54

IP55

IP56

IP57

IP58

Конструктивные формы исполнения по степени защиты увя­заны со способами охлаждения (табл. 18.2). За высоту оси враще­ния машины принимается расстояние от оси вращения вала до опорной плоскости лап (рис. 18.6).

Таблица 18.2

Электрическая ма­шина

Степень зашиты

Высота оси вращения, мм

Способ охлаж­дения

Асинхронный

IP23

IР44

160—560

50—355

1С01

1С0141

IP44

400—630

1С0151

Постоянного тока

IР22

80—315

1С01

IP22

355—560

1С17

IP44

80—200

1C004I

IP44

132—200

1С0141

IP44

225—500

1С37

Рис. 18.6. Высота оси вращения электрической машины

Монтаж электрических машин в местах их установки осуще­ствляется обычно на лапах или посредством фланцев. При этом возможно горизонтальное или вертикальное расположение оси вала машины.

Разновидности конструктивного исполнения машин по спосо­бу монтажа определены стандартом. При этом имеется в виду крепление двигателя на месте его установки и способ сочленения с рабочим механизмом. Условное обозначение этого исполнения состоит из букв IM (начальные буквы слов International Mounting) и четырех цифр.

Первая цифра — конструктивное исполнение:

1 — на лапах с подшипниковыми щитами;

2 — на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном или двух щи­тах;

3 — без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном или двух щи­тах;

4 — без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине;

5 — без подшипниковых щитов;

6 — на лапах с подшипниковыми щитами с со стояковыми подшипниками;

7 — на лапах со стояковыми подшипниками (беч подшипниковых щитов);

8 — с вертикальным валом, кроме позиций 1, 2, 3 и 4 данного перечня;

9 — специальное исполнение по способу монтажа.

Вторая и третья цифры — способы монтажа (пространствен­ное положение машины и направление выступающего конца вала).

Четвертая цифра — исполнение конца вала (цилиндрический или конический, один или два выступающих конца вала).

Примеры наиболее распространенных видов исполнения ма­шин по способу монтажа приведены в табл. 18.3.

На надежность эксплуатации электрических машин значи­тельное влияние оказывают климатические условия внешней сре­ды, к которым относятся: температура и диапазон ее колебаний, относительная влажность, атмосферное давление, солнечная ра­диация, дождь, ветер, пыль, соляной туман, иней, действие плес­невых грибов, содержание в окружающей среде коррозионно-активных материалов. Климатическое исполнение двигателей обо­значается буквами:

двигатели, предназначенные для эксплуатации на суше, реках, озерах в макроклиматических районах:

с умеренным климатом.......................................................................У

с холодным климатом.........................................................................ХЛ

с влажным тропическим климатом....................................................ТВ

с сухим тропическим климатом.........................................................ТС

как с сухим, так и с влажным тропическим климатом.....................Т

для всех микроклиматических районов на суше (общеклиматическое

исполнение)...........................................................................................О

для всех микроклиматических районов на суше и на море..............В

Таблица 18.3

IM1001

С двумя подшипниковыми щитами на лапах, вал горизонтальный с цилиндрическим концом

IM1011

С двумя подшипниковыми щитами на лапах, вал вертикальный с цилиндрическим концом, направленным вниз

IM2001

С двумя подшипниковыми щитами, на лапах, с фланцем на одном щите, доступным с обратной стороны, вал горизонтальный с цилиндрическим концом

IM2131

С двумя подшипниковыми щитами, на лапах, с фланцем на одном щите, не доступным с обратной стороны, вал вертикальный с цилиндрическим кон­ном, направленным вверх

IM3001

Без лап, с двумя подшипниковыми щитами, с фланцем на одном щите, доступным с обратной стороны, вал горизонтальный с цилиндрическим концом

Стандартом также устанавливается исполнение электрических машин в зависимости от места размещения их при эксплуатации; обозначается цифрой:

1 — на открытом воздухе;

2 — на открытом воздухе или в помещениях, где колебания температуры и влажности несущественно отличаются от этих параметров на открытом воздухе (отсутствуют солнечная радиация и атмосферные осадки);

3 — в закрытых помещениях с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых климатических условий;

4 — в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями;

5 — в помещениях с повышенной влажностью.

Пример обозначения типоразмера электрической машины: 4А112М4УЗ — трехфазный асинхронный двигатель серии 4А (основное исполнение), степень защиты IP44, охлаждение IC0141, вы­сота оси вращения 112 мм, условная длина статора М, число полю­сов 4 ( синхронная частота вращения 1500 об/мин), климатические условия (У) — умеренный климат, место размещения при эксплуа­тации (3) — в закрытом помещении с естественной вентиляцией.

Для особых условий эксплуатации разработаны специальные серии двигателей.

Взрывозащищенные двигатели предназначены для работы во взрывоопасных и пожароопасных средах. Эти двигатели имеют особо прочную оболочку, исключающую возможность воспламе­нения окружающей двигатель пожароопасной и взрывоопасной среды при возникновении возгорания или взрыва внутри двигате­ля вследствие его эксплуатации. Такие двигатели применяются на предприятиях химической промышленности, газо - и нефтеразработках и т.п.

Погружные двигатели имеют непроницаемую оболочку и предназначенные для работы в условиях их погружения в жид­кость. Такие двигатели предназначены для работы в скважинах, заполненных водой, в шахтных забоях и т.п.