Инженерное решение территории
2.29. При разработке генерального плана необходимо решать две основные транспортные задачи:
создание подъездных путей, изоляцию территории от транспортных городских и междугородних магистралей;
организацию транспортного движения на территории комплекса при разделении с пешеходными потоками, обеспечивающими оптимальные связи между отдельными элементами вуза.
Основным условием организации подъездов к вузовским комплексам является изоляция их территории от транзитных потоков городского транспорта, от шума транзитных магистралей и возможность перспективного развития территории (рис.35).
Имеется примеры, когда транзитная магистраль пересекает территорию студенческого городка, разделяя ее на две крупные зоны: учебно-научную и жилую. Такое решение встречается, как правило, в крупных комплексах университетов и технических вузов и не должно нарушать целостности учебно-научной зоны.
Основные транспортные подъезды желательно проектировать по периферийной территории комплекса с организацией глубоких тупиковых заездов и стоянок. Площадки для стоянки автомобилей следует предусматривать из расчета 20 автомобилей на 1000 студентов дневного отделения (показатель учитывает полную потребность вуза).
В крупных вузах с контингентом до 10 тыс. студентов для доступа к каждой группе факультетов рекомендуется предусматривать кольцевую автодорогу, охватывающую учебно-наглядную и хозяйственную зоны института. При этом дорожная сеть жилой и спортивной зон, как правило, решается самостоятельно.
В крупнейших вузах с расчетным числом студентов более 10 - 15 тыс. на территории, превышающей пешеходную доступность: возникает необходимость создания внутривузовского транспорта. При этом дорожная сеть жилой и спортивной зон, как правило, решается самостоятельно.
В крупнейших вузах с расчетным числом студентов более 10 - 15 тыс. на территории, превышающей пешеходную доступность, возникает необходимость создания внутривузовского транспорта. При работе над генпланом такого комплекса следует стремиться к сохранению целостности зон и организации безопасных переходов (оптимальная развязка транспортного и пешеходного потоков в разных уровнях).
2.30. При проектировании местных проездов, остановок общественного транспорта, тротуаров и дорожек на территории высшего учебного заведения следует руководствоваться СНиП 2.07.02-89 и Пособием к нему.
Рекомендации по проектированию средств защиты от городского шума даны в приложении 3.
2.31. Вертикальную планировку территорий высших учебных заведений следует выполнять методом проектных горизонталей с сечениями через 0,1; 0,2; 0,25; 0,5 м (в зависимости от крутизны рельефа).
Рис. 35. Принципиальные схемы организации движения транспорта и прокладка инженерных коммуникаций на территории вузовского комплекса. Архитектор Г.Цытович, инженер Л. Сигачева
а, б, в - приемы организации подъездов к территории вуза; г, д., е. - кольцевой и линейный приемы организации движения транспорта; ж, и, к - схемы прокладки инженерных коммуникаций, 1 -зона вузовского комплекса; 2 - зона естественного центра; 3 - стоянки транспортные; 4 - пешеходные зоны; 5 - магистральные коммуникации; 6 - местные подводки
В основу проектного решения должен быть положен принцип формирования пластики земли, отвечающей требованиям архитектурно-планировочного решения, озеленения, поверхностного водоотвода, требований дорожного строительства и конструктивных особенностей зданий.
2.32. Отметку пола первого этажа (условно - отметка главного входа) следует определять, исходя из наибольшей планировочной отметки по углам здания, конструкций перекрытий пола и подпольного пространства, но не менее 0,3 м от отмостки.
При посадке зданий предельная ширина выравниваемой полосы от стены здания до откоса может достигать 5м от фасада и 2м от торца без окон.
Высота откосов или террасе должна обеспечивать взрослому человеку обзор прилегающих к зданию территорий, инсоляцию и проветривание прилегающих пространств, а также сохранение естественных благоприятных гидрогеологических условий. Минимальный уклон газона - 9, максимальный - 12.
Таблица 4.
Объекты культурно-массового назначения | Единица измерения | При размещении жилой зоны в составе вузовского комплекса | При размещении жилой зоны более чем в 30 мин транспортно-пешеходной доступности от учебной | Примечания | |||||
при величине расчетного контингента вуза, студентов | при количестве проживающих в комплексе общежитий, студентов | ||||||||
3000-5000 | 3001-10000 | 10.00 и более | 1501-3000 | 3001-5000 | 5001-10000 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Библиотека | Единица книжного фонда на одного посетителя Число мест в читальном зале на одного посетителя | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 | 20 |
| |
0,02 | 0,02 | 0,03 | 0,83 | 0,03 | 0,03 |
| |||
Клуб | Число мест в зале | - | 601-800 | 801-900 | - | 301-600 | 301-800 | Отношение вместимости зрительного зала к вместимости клубной части принимать 1:1 - 1:2 | |
Молодежное кафе | Объект и число посадочных мест | 236 | 250 | 375 | 250 | 350 | 550 | Часть норматива общественного питания по СНиП 2.08.01-89 | |
Столовая | Число посадочных мест | - | - | - | - | 50 | 100 | Часть норматива общественного питания, вузов по СНиП 2,08,02-89 | |
Специализированное предприятие общественного питания | То же | - | 75 | 100 | 50 | 75 | 150 | То же | |
Универсальный средний спортзал 38Х18 | Объект |
| 1 | 1-2 |
| 1 | 1-2 | Часть норматива, предусмотренного в СНиП 2.08.01-89на группу помещений для культурно-массовых мероприятий, отдыха | |
Специализированный спортзал 24Х15 м | объект | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 2 | Учебных и спортивных занятий | |
Площадка для волейбола | сооружения | 3 | 3 | 6 | 3 | 3 | 3 |
| |
Площадка для баскетбола | “ | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 |
| |
Сауна | мест | 7 | 13 | 25 | 5 | 10 | 20 | Включается по задании на проектирование | |
Здравпункт | м2 | 90 | 114 | 114 | 90 | 90 | 114 | При наличии поликлиники в жилой зоне предусматривать не следует | |
Поликлиника | Число посещений в день | - | 300 | 500 | - | - | 300 | В составе предусмотреть детское отделение | |
Профилакторий | Число койко-мест на 1000 чел. | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 1:0 | Стажеров и слушателей факультета повышения квалификации проживающих в общежитиях, в расчетный контингент включать не следует | |
Аптечный киоск | Объект | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - |
| |
Аптека | Объект |
|
| 1 |
| - | 1 |
| |
Почта | “ | - | 1 | 1 |
| 2 | 1 | Предусматривается за счет градостроительных нормативов с учетом совместного использования городским населением | |
Магазин продтоваров | м2 торговой площади | 650 | 1000 | - | - | 400 | 650 | “ | |
Специализированный промтоварный магазин | Объект | - | - | 1 | - | - | 1 | '' | |
Комплексный приемный пункт с мастерскими и парикмахерской | Число рабочих мест на 1000 чел. | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | Предусматривается за счет градостроительных нормативов с учетом совместного использования городским населением | |
Детский сад - ясли | Число мест | По заданию на проектирование с учетом 100% численности | То же | ||||||
Молочная кухня | Объект | - | 1 | 1 | - | - | 1 | |
2.33. Для проектов аллей, дорожек и площадок на территории вузов рекомендуется широко использовать бетонные монолитные и штучные покрытия различной конфигурации и размеров террацевого типа.
Асфальтовое покрытие рекомендуется применять только для хозяйственных проездов из-за токсичных веществ, выделяющихся в жаркое время.
2.34. Проект озеленения территории вуза следует выполнять, учитывая все элементы природного ландшафта, а также размещение взрослых деревьев (если они имеются), их породы и возраста.
При разработке схем генерального плана комплекса или проекта благоустройства необходимо сочетание различных типов планировки и озеленения.
Для учебно-научной зоны вуза наиболее характерно сочетание парадного озеленения с регулярной или террасной планировкой. Такой прием еще более выявит и подчеркнет композиционно важные элементы общего архитектурно-планировочного решения. Следует применять наиболее ценные в декоративном отношении породы деревьев.
В жилой зоне рекомендуется пейзажная планировка с живописным приемом озеленения. Следует максимально сохранять и использовать естественный ландшафт либо искусственно создавать ландшафтные композиции с чередованием открытых и закрытых пространств.
Зеленые насаждения должны занимать 35-50% площади участка жилой зоны.
2.35. В спортивных зонах зеленые насаждения выполняют также санитарно-гигиеническую функцию, защищая от ветра, шума и пыли. Эту же функцию выполняют озеленение хозяйственных зон ветеринарно-клинических комплексов, сельскохозяйственных вузов и защитные полосы
В защитных полосах, обрамляющих спортплощадки, применяются.
быстрорастущие, легко переносящие поломку ветвей породы кустарника с плотной крупной листвой без колючек и летучих семян.
Для большего эффекта при озеленении площадок применяют вьющиеся растения (лианы). Под насаждения в спортивной зоне отводится не менее 30% площади участка.
Для ботанических садов, дендрариев, опытных участков, различных полигонов, а также защитных зеленых насаждений следует разрабатывать отдельные проекты, соответствующие схеме генерального плана комплекса.
2.36. При проектировании озеленения следует руководствоваться Нормативными показателями озеленения городов в различных природных зонах.
- Предисловие
- Высшие учебные заведения
- 1. Общие положения
- 2. Требования к участкам высших учебных заведений
- Планировочные решения основных зон вузовского комплекса
- Организации обслуживания студентов
- Инженерное решение территории
- 3. Объемно-планировочные решения Общее решение зданий и комплексов
- Состав и общие площади основных групп помещений вузов
- Учебно-научные корпуса и блоки
- Учебные кабинеты и лаборатории
- Аудитории
- Научные и учебно-производственные подразделения
- Библиотеки
- Физкультурно-спортивные сооружения
- Зрелищно-клубные помещения
- Помещения административно-хозяйственного назначения
- Предприятия общественного питания
- Вспомогательные и подсобные помещения
- Институты повышения квалификации
- 4. Обцие положения
- 5. Требования к участкам
- 6. Объемно-планировочные решения
- Учебные кабинеты и лаборатории
- Аудитории
- Библиотеки
- Физкультурно-спортивные сооружения
- Зрелищно-клубные помещения
- Служебные помещения
- Помещения обслуживания
- Предприятия общественного питания
- Помещения медицинского обслуживания
- Вспомогательные и подсобные помещения
- Терминология
- Допустимые уровни шума
- Вместимость защитных сооружений гражданской обороны