Физкультурно-спортивные сооружения
3.118. Спортивные сооружения высших учебных заведений являются учебно-лабораторной базой кафедры физического воспитания и предназначены для проведения учебных и факультативных занятий (по учебным программам), специальных медицинских, подготовительных групп, групп спортивного совершенствования, работы секций, а также для проведения соревнований и показательных выступлений.
Спортивные залы, бассейны и вспомогательные помещения при них следует проектировать с учетом использования их инвалидами на колясках.
3.119. Спортивные сооружения разделяются не закрытые (валы, манежи и бассейны) и открытые (стадионы, площадки и др.). Основными являются закрытые, что определяется сезонной спецификой учебной работы вузов, а также тем, что все большее количество видов спорта переходит в закрытые помещения.
3.120. Виды, размеры и количество закрытых залов и бассейнов принимать по табл. 27. Состав залов может дифференцироваться в зависимости от местных условий.
Таблица 27.
Крытые учебные сооружения | Размеры | Количество сооружений при контингенте студентов дневного отделения, тыс. чел. |
| |||||||
Длина | Ширина |
| ||||||||
до 2 | до 4 | до 6 | до 8 | до 10 | Свыше 10 |
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| |
Универсальный большой спортивный зал (для спортивных игр) с местами для зрителей | 42 | 24 | - | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
| |
Универсальный средний спортивный зал (для гимнастики и спортивных игр) | 36 | 18 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Специализированный спортивный зал (для борьбы, бокса, фехтования и др.) | 24 | 15 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 |
| |
Зал для занятий специальных подготовительных групп | 19 | 12 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| |
Легкоатлетический манеж Плавательный бассейн | 126 50 | 30 21 | - | - | - | - | 1 1 | 1 1 |
| |
То же | 25 | 16 |
| 1 | 2 | 1 |
|
|
|
Большой спортивный зал размером 42 24 м рекомендуется предусматривать для вузов как универсальный зал спортивных игр, для занятий и соревнований: по ручному мячу, теннису, баскетболу, волейболу, бадминтону. Зал может быть разделен раздвижными перегородками или занавесами на три части: 24 18, 24 12 и 24 12 м, где могут одновременно заниматься шесть групп студентов по 15 чел.
Средний спортивный зал размером 36 10 м рекомендуется проектировать с постоянной расстановкой снарядов и использовать для спортивной, художественной гимнастики и акробатики. При наличии двух залов один целесообразно использовать для занятий мужчин, другой - женщин. Его одновременная пропускная способность в вузах 78 чел. Возможно использование зала этого типа в качестве игрового (при количестве залов 3 или 4).
Спортивный зал размером 24 15 предназначается для занятий борьбой, боксом, штангой, фехтованием. Единовременная пропускная способность 38 чел.
Зал для занятий специальных учебных групп (медицинской и подготовительной) имеет размер 18 12 м и одновременную пропускную способность 25 чел.
3.121. При объединении спортивных залов и трансформируемый зал-манеж рекомендуется проектировать его шириной 36 и длиной, кратной 18 м с трансформацией на секции 36 18 м, что позволяет добиться многовариантного использования при нормируемой площади, возможности расширения зала при развитии вуза. Так, для вуза с контингентом студентов 2 тыс. чел, возможно, создать зал размером 36 33 м, для вузов на 4 тыс. студентов - 36 72 м (четыре модуля 36 18 м), для вузов на 6 тыс. студентов -36 108 м, для контингента 8 тыс. студентов - манеж размером 125 33 м.
Рекомендуется также объединять крытые спортивные залы разного назначения и бассейны в единые спортивные корпуса с кооперированием вспомогательных помещений и помещении для зрителей.
3.122. Взаимосвязь помещений спортивного корпуса (рис.84) строится так, чтобы потоки вошедших в корпус с улицы не пересекались с прошедшими раздевальные, а идущие в спортивные залы - с идущими в плавательный бассейн.
3.123. Учебно-спортивные корпуса вузов не являются зрелищными сооружениями, однако при каждом зале возможно и целесообразно предусматривать от 100 до 200 мест для зрителей, а в универсальном зале 42 24 м - до 1000 зрителей.
Рис.84. Схема взаимосвязи помещении спортивного комплекса вуза и межвузовского спортивного комплекса. Архитектор Г.Лебедев.
Примеры планировочных решений показывают различные вариации организаций самих залов и подсобных помещений, к которым относятся: раздевальни с душевыми, снарядная, тренерская, радиоузел, а также технические помещении сантехнического и электротехнического назначения (рис.85, 86, 87, 88).
3.124. Необходимо создание хорошей равномерной освещенности на уровне пола спортивных залов. Учитывая большие пролеты (ширину 18 и 24 м) залов, наиболее эффективным принципом создания оптимального естественного освещения может быть рекомендовано освещение с помощью боковых окон и верхних фонарей, равномерно распределенных по покрытию залов.
3.125. В едином комплексе со спортивными сооружениями следует, как правило, располагать помещения кафедры физического воспитания и спорта с медпунктом и спортклубом, площади которых рекомендуется принимать следующие м2.
Кабинет заведующего кафедрой ......................... 18
Кабинет преподавателей......................……........ 36-54
Методический кабинет кафедры......................... 54
Лаборантская ....................................………….... 18
Спортклуб с музеем ...........................………...... 36
Кабинет спортивного врача .....................……... 10
Ожидальня........................................……………. 10
Кабинет дежурной медсестры .....…................... 10
Процедурная медпункта .......................……....... 36
Состав и площади помещений кафедры уточняются при разработке задания на проектирование.
В вузах с контингентом до 4000 студентов, размещаемых в единых корпусах, медицинские помещения кафедры не предусматриваются и используется общеинститутский медицинский пункт.
Рис. 85. Учебно-спортивный комплекс КИСИ. Архитектор Н. Гусев.
а - план 1-го этажа; б - план 2-го этажа; 1 - вестибюль, 2-раздевалки для спортсменов; 3 - зал тяжелой атлетики; 4 - зал фехтования; 5 - комната администрации; 6 - комната заведующего кафедрой физического воспитания ; 7 - комната преподавателей с раздевалкой; 8 - методический кабинет; 9 - спортивный клуб; 10 - медпункт; 11 - технические помещения бассейна; 12 - буфет, 13 - раздевалки и душ; 14 - гимнастический зал; 15 - игровой зал; 16 - зал для подготовительных занятий при бассейне; 17 - зал бассейна с ванной
Рис. 86. Зонирование площади спортивных залов комплексного назначения. Архитектор В. Чирухин
а - для вузов на 4000 студентов; б, в - для вузов до 6000 студентов; г-д - для вузов на 2000 студентов; 1 - трибуны; 2 - зона для проведения занятий по гимнастике; 3 - то же, боксом; борьбой; тяжелой атлетикой; 4- то же, спортивными играми и общей физической подготовкой; 5 - то же, легкой атлетикой
Рис. 87. Пример универсального спортивного зала вуза из блок модулей 36 18 м
а - схема развития спортивного корпуса при разной величине вуза; б - спортивный зал вуза на 2000 студентов; в - спортивный зал вуза на 4000 студентов; г - спортивный манеж
Рис. 88. Схемы многозальных спортивных корпусов вузов. Архитектор Г. Лебедев.
а, б, в - линейный корпус-манеж 36 х 102 м, (Планы 2-го и 3-го этажа и разрез); г, д - комплексный двухзальный спорт-корпус (план и разрез), е, ж, з, и - многоэтажный корпус спортзалов и размещением их по вертикали (план и разрез)
3.126. В высших учебных заведениях состав вспомогательных помещений при спортивных залах следует принимать в соответствии с пособиями по проектированию физкультурно-оздоровительных сооружений, а их площади определять из расчета использования спортивных сооружений для учебных занятий по расписанию. Ориентировочные потребности в площадях спортивных залов вузов разного типа и вспомогательных помещений при них о учетом пропускной способности для вузов представлены в табл.28.
Таблица 28.
Помещения | Площади помещений, м2, для залов разного типа, размерами, м | ||||
Большой, 42 24 | Средний, 3618 | Малый, 24 12 | Специализированный 18 12 | Специализированный медицинский, 18 12 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Спортивный зал | 1008 | 648 | 360 | 216 | 216 |
Раздевальные | 88 | 88 | 50 | 30 | 30 |
Душевые | 20 | 20 | 12 | 8 | 8 |
Санузлы | 14 | 14 | 8 | 6 | 6 |
Баня сухого жара |
|
| 10 | 10 |
|
Кабинет медицинских измерений | - | - |
|
| 10 |
Инвентарная | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Инструкторские, 2 10 м2 | 20 | 20 | 20 | 20 | 10 |
Примечание: Площади вспомогательных помещений корректируются расчетом в зависимости от конкретного назначения каждого зала.
3.127. Площадь раздевальных и гардеробов определяется из расчета двойной загрузки зала, т.е. с учетом занимающихся и пришедших их на смену на следующее занятие.
В отдельно стоящих спортивных комплексах следует предусматривать также вестибюль с гардеробом и входные помещения в залы.
3.128. Для заочных высших учебных заведений учебно-спортивные помещения не предусматриваются. Однако для организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в составе заочных высших учебных заведений рекомендуется предусматривать спортивные залы. Виды, размеры и количество залов следует принимать по табл. 29.
Таблица 29.
Структурные подразделения заочного вуза, заочный вуз | Численность студентов, тыс. чел. | Размеры зала | |
длина | ширина | ||
Общетехнический факультет (ОТФ) | 0,5-1,0 | 18 | 12 |
Филиал | св. 1,0-2,0 | 24 | 25 |
-"- | " 2,0-3,0 | 36 | 18 |
Институт | " 10 | 36 | 18 |
3.129. Отделка внутренних поверхностей стен спортзалов, бассейнов и манежей, конструкций полов и покрытий залов, акустическая обработка поверхностей, а также применяемые отделочные материалы должны проектироваться по требованиям пособий по проектированию спортивных сооружений.
3.130. При проектировании открытых спортивных сооружений вузов рекомендуется учитывать: сезонную специфику учебного процесса, местоположение вуза и его спортивного комплекса в городе (в жилой застройке или за городом), а также возможность кооперирования с городскими спортивными центрами и универсальное использование (рис. 89).
3.131. При открытых спортивных площадках следует предусматривать раздевальные и души по пособию по проектированию спортсооружений. При проектировании следует учитывать возможность использования вестибюля в зимнее время.
Рис. 89. Универсальная трансформируемая открытая спортивная площадка высшего учебного заведения. Архитектор Г.Цытович
а, б, в - варианты использования спортивной площадки; 1 - баскетбол; 2 - волейбол; 3 - ручной мяч; 4 - теннис; 5 - хоккей с шайбой и фигурное катание в зимний период
3.132. Количество открытых спортивных сооружений следует принимать по табл.30.
Таблица 30.
Наименование открытых спортивных сооружений | Количество сооружений при количестве студентов дневного отделения, тыс. чел, до | ||||
4 | 6 | 8 | 10 | 12 | |
Спортивное ядро с полем для футбола и беговой |
|
|
|
|
|
дорожкой длиной 400м | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Площадка для волейбола | 3 | 4 | 6 | 7 | 9 |
Площадка для баскетбола | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Площадка для тенниса | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 |
Примечания: 1. Площадки для волейбола и баскетбола допускается объединять в единые универсальные трансформируемые площадки ручных игр размером 60 45м (2 баскетбольные и 3 волейбольные) с учетом возможности их использования как площадок для ручного мяча, а в зимнее время - хоккея.
2. В составе спортивных сооружений допускается строительство спортивных баз для кроссовой, лыжной и велокроссовой подготовки студентов из расчета обеспечения 10% студентов дневной формы обучения, допускается строительство лыжероллерной, велосипедной и лыжной трасс.
3. Перечень и количество открытых спортивных сооружений институтов и факультетов физической культуры устанавливаются по специальному заданию в соответствии с учебной программой.
3.133. Размеры спортивных сооружений, их устройство, конструкцию покрытий площадок, состав вспомогательных помещений при бассейнах и открытых площадках для учебных заведений следует принимать по пособиям по проектированию спортивных и физкультурно-оздоровительных учреждений.
3.134. Рекомендуется объединять спортсооружения и создавать межвузовские спортивные центры при крупнейших вузах, где проводят занятия на отделениях спортивного совершенствования студенты-спортсмены высших разрядов (1 разряд и мастера) независимо от ведомственной подчиненности.
3.135. На группу вузов малой и средней величины рекомендуется предусматривать межвузовскую спортивную базу (или спортивные базы), размещаемую на расстоянии получасовой транспортной доступности от вузов, вблизи парковых, лесопарковых массивов или городской зоны отдыха. В них размещаются часть полагающихся вузам по нормам спортивных залов, спортивное ядро, игровые площадки, дорожки для различных видов бега, велосипедно-мотороллерные, зимой лыжные, освещенные трассы, помещения выдачи, хранения и ремонта спортивного и туристского инвентаря, вспомогательные помещения.
3.136. Для профессионально-прикладной подготовки могут быть предусмотрены: водно-моторная, конноспортивная базы, автомотоклуб, в соответствии с профилем вуза, развитием специальных видов спорта в них.
3.137. Состав спортивных сооружений институтов физической культуры, каждый из которых проектируется по специальному заданию в соответствии с учебными планами и спецификой развития различных видов спорта в данном регионе, определяется заданием на проектирование.
Спортивные сооружения институтов физической культуры (крытые и открытые) размещаются на основной территории.
3.138. При крупных вузах или на группу вузов в загородной зоне или курортной зоне создаются загородные оздоровительно - спортивные базы.
В полный комплекс сооружений спортивной базы могут входить:
спортивный корпус и плоскостные спортивные сооружения, в том числе беговые дорожки, велосипедные (зимой лыжные) трассы, обустроенные туристские маршруты и другие виды спортсооружений.
Спортивный корпус базы может располагать необходимыми вспомогательными помещениями, вестибюлем, гардеробом, раздевальными, душевыми, помещениями выдачи и подгонки спортивного и туристского инвентаря, кладовыми хранения несезонного инвентаря, мастерскими по ремонту, комнатами: отдыха, врача, тренеров, администрации, обслуживающего персонала. Кроме того, спортивный корпус может включать спортивные залы, бассейн, легкоатлетический манеж, не разместившиеся в спортивных комплексах.
Плоскостные спортивные сооружения базы могут включать не разместившееся в спорткомплексах спортивное ядро с секторами легкой атлетики и метания, площадками для игры, а также иметь гимнастический городок, полосу препятствий ГГО.
3.139. При использовании спортивной базы как однодневного дома отдыха увеличиваются: помещения буфета, количество комнат отдыха. Проведение на спортивной базе соревнований может потребовать увеличения площади помещение тренеров и судей, организации мест для зрителей.
3.140. Стрелковый тир, должен, включен в состав кафедры гражданской обороны для занятий по учебным планам.
В крупных вузах с расчетным количеством студентов свыше 8 тыс. чел, количество отдельно оборудуемых тиров для стрельбы из малокалиберного и пневматического оружия может быть принято следующим:
тир для стрельбы на 50м из малокалиберного оружия по мишеням с черным кругом - на 20 стрелковых мест;
тир для скоростной стрельбы на 25 м из пистолета, по поворачивающимся фигурным мишеням - на 4 мишенных установки;
тир для стрельбы на 50 м по движущейся мишени "Бегущий кабан" на 1 стрелковое место (и 2 боковых для прицеливания без выстрела);
тир для стрельбы на 10 м из пневматического оружия - на 20 стрелковых мест.
Все перечисленные тиры могут попеременно функционировать в одном и том же помещении огневой зоны, имеющей необходимые для этого размеры. В такой огневой зоне соответственно потребуется оборудовать несколько попеременно используемых огневых рубежей. Назначение оборудованного таким образом тира становится универсальным многоцелевым.
Рекомендуемый состав помещений тира и схема взаимосвязей между ними, и планировка тира приведены на рис. 90, 91.
Рис. 90. Взаимосвязь помещений крытого типа вуза. Инженер И. Ищенко
1 - вестибюль, 2- гардеробная верхней одежды; 3 - комната ожидания; 4 - основные помещения тира; 5 - помещение (место) охраны (дежурный вахтер); 6 - кабинет начальника тира; 7 - общее служебное помещение административного персонала; 8 - бытовое помещение обслуживающего персонала; 9 - кладовая хозяйственного инвентаря и материалов; 10 - учебный класс; 11 - стрелковый кабинет; 12 - комната инструкторов и тренеров; 13 - оружейная мастерская; 14 - склад оружия; 15 - склад боеприпасов; 16 - комната чистки оружия; 17 - раздевальная; 18 - душевая; 19 - туалет; 20 - кладовая инвентаря; 21 - помещения для судей КОР; 22 - кладовая для оборудования и инвентаря блиндажа
Рис. 91. Схема функционально-планировочной организации учебного стрелкового тира вуза. Инженер А. Ищенко
- Предисловие
- Высшие учебные заведения
- 1. Общие положения
- 2. Требования к участкам высших учебных заведений
- Планировочные решения основных зон вузовского комплекса
- Организации обслуживания студентов
- Инженерное решение территории
- 3. Объемно-планировочные решения Общее решение зданий и комплексов
- Состав и общие площади основных групп помещений вузов
- Учебно-научные корпуса и блоки
- Учебные кабинеты и лаборатории
- Аудитории
- Научные и учебно-производственные подразделения
- Библиотеки
- Физкультурно-спортивные сооружения
- Зрелищно-клубные помещения
- Помещения административно-хозяйственного назначения
- Предприятия общественного питания
- Вспомогательные и подсобные помещения
- Институты повышения квалификации
- 4. Обцие положения
- 5. Требования к участкам
- 6. Объемно-планировочные решения
- Учебные кабинеты и лаборатории
- Аудитории
- Библиотеки
- Физкультурно-спортивные сооружения
- Зрелищно-клубные помещения
- Служебные помещения
- Помещения обслуживания
- Предприятия общественного питания
- Помещения медицинского обслуживания
- Вспомогательные и подсобные помещения
- Терминология
- Допустимые уровни шума
- Вместимость защитных сооружений гражданской обороны