Вспомогательные и подсобные помещения
3.172. Состав и площади помещений здравпункта принимать по табл. 40.
Таблица 40
Помещение | Площадь при расчетном количестве студентов, м | |
до 4000 | свыше 4000 | |
Кабинет заведующего здравпунктом и дежурной сестры | 18 | 18 |
Терапевтический кабинет с приемной | 18 | 36 (18 2) |
Процедурная | 18 | 36 |
Кабинет стоматолога | 18 | 18 |
Физиотерапевтический кабинет | 35 | 36 |
Примечание. В консерваториях и музыкальных факультетах в состав здравпункта должен входить фониатрический кабинет площадью 54 м2.
3.173. 3 заочном высшем учебном заведении при расчетном количестве студентов свыше 2 тыс. чел. следует предусматривать здравпункт со следующим составом помещений: кабинет дежурной медсестры с процедурной (18 м2), зубной кабинет площадью 12 м2.
3.174. Для высших учебных заведений рекомендуется предусматривать санаторий-профилакторий, а при 8000 студентов и более - поликлинику, рассчитанную на всех студентов, аспирантов, преподавателей, работников научно-исследовательских подразделений.
3.175. Площади вестибюлей; гардеробов, рекреационных и хозяйственных помещений, а также количество приборов в уборных и душевых принимать по табл. 41.
Таблица 41
№ группы помещений | Расчетный показатель | Площадь, м2 или количество приборов |
1. Вестибюль и гардероб | 1 место | 0,25 |
2. Рекреационные помещения по институту в целом | 1 студент | 0,5 |
3. Рекреационные помещения при аудиториях на 100 мест и более | 1 место в аудитории | 0,5 |
4. Уборные | - | 1 унитаз на 30 женщин; 1 унитаз и 1 писсуар на 40 мужчин; 1 умывальник на 3 унитаза |
5. Складские помещения в учебных корпусах для учебного и хозяйственного оборудования | 100 студентов | 3,0 |
6. Хозяйственные кладовые | То же | 1,0 |
7. Помещения уборочного инвентаря | То же | 1,5 |
Примечания: 1. Вестибюль и гардероб в высших учебных заведениях следует предусматривать на количество студентов, находящихся в данном здании, с коэффициентом 1,4, учитывающим количество профессорского и обслуживающего персонала, слушателей подготовительного отделения, факультета повышения квалификации, научных сотрудников и аспирантов.
2. Хозяйственные кладовые и помещения уборочного инвентаря предусматривать в каждом здании.
3. Складские помещения и кладовые размещать с выходом непосредственно в вестибюль не допускается.
4. Площадь помещений приведенных в п.п. 5 - 7 дается для укрупненного предварительного расчета.
5. В уборных предусмотреть кабинки для инвалидов (мужскую и женскую). Количество кабинок устанавливается заданием на проектирование. Кабинки для инвалидов должны быть оборудованы специальными откидывающимися поручнями около унитаза и поручнями, жестко укрепленными на стенах кабины. Желательно наличие подвесной ручки над унитазом. Подход к унитазу инвалида на коляске должен быть свободным спереди и с обоих боков унитаза. Туалетная кабина должна быть снабжена гибким шлангом со смесителем горячей и холодной воды, а также душевой насадкой. На стенке кабины, на высоте не более 1,2 м необходима установка крючков для одежды и костылей.
3.176. Ширину коридоров и переходов в учебных корпусах следует принимать в соответствии с расчетами коммуникационных потоков. Ширину коридоров в зданиях с учебными помещениями и переход между зданиями желательно принимать от 2,2 до 2,6 м, остальных коридоров - не менее 1,4 м.
В зависимости от назначения и местоположения в системе учебного корпуса коридоры и переходы проектируются:
магистральными от 2,8 до 6 м;
распределительными от 2,2 до 3,6 м;
тупиковыми от 1,4 до 2,6 м.
Рекреации перед группой крупных лекционных аудиторий на 100 мест и более допускается использовать как эвакуационные пути.
Магистральные коридоры могут служить рекреациями перед крупными лекционными аудиториями.
Транспортные коридоры, предназначенные для перемещения грузов и формирования грузовых потоков, не должны пересекаться и совпадать с потоками студентов.
3.177. Лестницы в учебных корпусах следует принимать в соответствии с расчетными требованиями эвакуации, требованиями СНиП 2.08.02-89.
Ширину лестничного марша рекомендуется принимать не менее ширины выхода в лестничную клетку с наибольшим количеством людей на этаже, но не менее:
1,5 м - у основных лестниц учебно-лабораторных корпусов, блоков лекционных аудиторий, актовых залов, предприятий общественного питания, спортивных корпусов и библиотек (отдельно стоящих);
1,35 м - для остальных зданий, а также лестниц, не являющихся основными, независимо от назначения здания и количества людей на этаже;
0,9 м - для лестниц, ведущих в помещения, которые расположены в подвальных или цокольных этажах, с числом одновременно пребывающих в них людей до 5 чел.
3.178. Лестницы, связывающие рабочие этажи с вестибюлем или основными коридорами, должны обеспечивать не только эвакуацию при пожаре, но и нормальное прохождение встречных потоков в перерыве между занятиями.
При этом время перехода из одной кафедры на другую или в лекционную аудиторию не должно превышать 10 мин.
3.179. При проектировании высших учебных заведений количество женщин для расчета санитарных узлов определяется в зависимости от полового состава студентов (средний процент женщин для расчета санитарных узлов ориентировочно принимается 35% в университетах, технических и сельскохозяйственных высших учебных заведениях, 65% в педагогических, экономических, медицинских, культуры и искусства).
3.180. При проектировании учебно-научных корпусов внутренние инженерно-технические системы (кроме газа и отопления) рекомендуется прокладывать в вертикальных коммуникационных шахтах, габариты которых должны обеспечивать доступ к инженерным коммуникациям без нарушения учебного процесса и эвакуационных путей.
При определении габаритов пространств для технологических коммуникаций и шахт следует обеспечивать место для резервных прокладок в связи с изменением назначения и оборудования: лабораторий и кабинетов.
Схемы размещения вертикальных коммуникационных шахт в учебных корпусах могут быть следующих видов (рис. 102):
коридорная с расположением коммуникационных шахт о двух сторон;
коридорная с расположением коммуникационных шахт с одной стороны;
коридорная с расположением коммуникационных шахт в центре здания (возможно объединение с горизонтальными коммуникациями и техническими помещениями);
коридорная с расположением шахт по поперечным осям здания;
коридорная или секционная с расположением шахт снаружи;
коридорная или секционная с расположением коммуникационных шахт в подшивном потолке или технических этажах.
Одним из существенных моментов в организации планировочной структуры учебных корпусов является размещение рекреаций - световых карманов (при коридорной системе через каждые 24 - 30 м), лестниц (расстояние не более 80 м между ними, но не менее двух) и санитарных узлов (рис. 103).
Рис. 102. Схема размещения коммуникационных шахт в учебно-лабораторных корпусах
а - коридорные двухсторонние шахты; б - коридорные односторонние и продольные шахты; в - коридорные поперечные; г - центральные (возможно объединение с горизонтальными коммуникациями и техподпольем); д - наружные приборолабораторные; е - наружные секционные односторонние с техническими этажами; 1 - шахты инженерных коммуникаций, 2 - подвесной потолок; 3 - технический этаж; 4 - техподполье
В учебных корпусах вузов с их большими потоками студентов рекомендуется отказываться от коридорной системы с размещением рекреаций в световых карманах одного из модулей, а решать планировочную структуру всего корпуса с композиционным выделением зоны рекреации в изоляции от основных эвакуационных потоков, что важно для полноценного отдыха между занятиями.
3.181. При компоновке оборудования и инженерных коммуникаций в подвале и вытяжных венткамерах следует предусматривать проходы для людей, связанные с эвакуационными лестницами, высотой не менее 1,8 м в соответствии сСНиП 2.08.02 - 89 и шириной в зависимости от размеров монтируемого оборудования, но не менее 1,2 м.
3.182. Вид пандуса следует проектировать:
а - прямолинейный, исходя из расчета ширины автомобиля, плюс 0,8 м, но не менее 2,5 м;
б - криволинейный, исходя из расчета ширины полосы, образуемой в клане проекций движения автомобиля, плюс 1м, но не менее 3,5 м.
Максимальные продольные уклоны по въездным пандусам приведены в табл. 42.
Таблица 42
Вид пандуса | Максимальный уклон пандуса, % | |
защищенного от атмосферных осадков | открытого | |
Прямолинейный | 180 | 100 |
Криволинейный | 130 | 80 |
Барьеры на пандусе должны иметь высоту - 0,1 м, ширину 0,2 м,
средний барьер, разделяющий двухпутный пандус, ширину - 0,3 м.
Рис. 103. Принципиальные схемы размещения в учебных корпусах лестниц, рекреаций, коммуникационных шахт, туалетов
а - размещение лестниц; б - размещение рекреаций, световых карманов и холлов; в - размещение туалетов; г - размещение инженерных шахт
На пандусе с пешеходным движением вместо одного из барьеров колесоотбоев устанавливается тротуар шириной 0,75 м.
- Предисловие
- Высшие учебные заведения
- 1. Общие положения
- 2. Требования к участкам высших учебных заведений
- Планировочные решения основных зон вузовского комплекса
- Организации обслуживания студентов
- Инженерное решение территории
- 3. Объемно-планировочные решения Общее решение зданий и комплексов
- Состав и общие площади основных групп помещений вузов
- Учебно-научные корпуса и блоки
- Учебные кабинеты и лаборатории
- Аудитории
- Научные и учебно-производственные подразделения
- Библиотеки
- Физкультурно-спортивные сооружения
- Зрелищно-клубные помещения
- Помещения административно-хозяйственного назначения
- Предприятия общественного питания
- Вспомогательные и подсобные помещения
- Институты повышения квалификации
- 4. Обцие положения
- 5. Требования к участкам
- 6. Объемно-планировочные решения
- Учебные кабинеты и лаборатории
- Аудитории
- Библиотеки
- Физкультурно-спортивные сооружения
- Зрелищно-клубные помещения
- Служебные помещения
- Помещения обслуживания
- Предприятия общественного питания
- Помещения медицинского обслуживания
- Вспомогательные и подсобные помещения
- Терминология
- Допустимые уровни шума
- Вместимость защитных сооружений гражданской обороны