logo
пособие по снибп ауд

Библиотеки

3.97. Библиотеки высшего учебного заведения проектируются на расчётное число читателей, которое определяется суммой (для дневных высших учебных заведений) 100% расчетного количества студентов дневного обучения, 30% количества студентов вечерней формы обучения, 100% аспирантов очного отделения, профессорско-преподавательского состава и научных работников, для заочных высших учебных заведений - 50% всего количества студентов.

3.98. В библиотеках вузов устанавливается два основных показателя: фонд книгохранения и число читательских мест.

3.99. Объем общего фонда библиотеки принимается из расчета на одного обслуживаемого библиотекой читателя:

а) в университетах, медицинских, культуры и искусства, педагогических высших учебных заведений - 125 единиц книжного фонда;

б) в технических, экономических и сельскохозяйственных высших учебных заведениях - 100 единиц книжного фонда;

Комплектное хранение редко опрашиваемого и резервного книжного фонда составляет не более 20% объема общего фонда библиотеки.

При проектировании библиотек существующих вузов возможны изменения расчетного общего фонда с учетом существующего фонда.

3.100. Кроме центральной научной библиотеки в вузе предусматриваются филиалы: межфакультетские, факультетские, кафедральные, а также филиалы при научных и других подразделениях высшего учебного заведения, в том числе при общежитиях и клубах.

Максимальный объем книжного фонда всех филиалов не превышает 20% объема общего фонда библиотеки.

3.101. Фонд факультетской библиотеки составляет до 20% фонда, необходимого для обслуживания всего контингента факультета, но не более 30 тыс. единиц хранения.

3.102. Число мест в читальных залах библиотеки принимается в процентах от общего числа читателей:

а) университетов, медицинских высших учебных заведений, искусства, педагогических - 15%, в том числе факультетских библиотек - 3%;

б) технических, сельскохозяйственных, экономических и фармацевтических высших учебных заведений - 12, в том числе факультетских библиотек - 2%;

в) высших учебных заведений культуры - 20%.

3.103. В составе библиотек высших учебных заведений предусматривается лекционный зал вместимостью: для контингента 2500 студентов - 50 мест, для контингента 7500 и более студентов - 150 мест, в остальных высших учебных заведениях - из расчета 20 мест на 1000 студентов.

3.104. Библиотеки высших учебных заведений должны иметь служебные входы. При размещении библиотеки высшего учебного заведения в одном здании с учебными помещениями устройство прохода через помещения библиотеки в другие помещения учебного заведения не допускается.

3.105. Библиотеки высших учебных заведений (или центральные научные библиотеки) в зависимости от величины книжного фонда имеют различные варианты размещения в структуре вуза.

Библиотека с числом читательских мест до 200 и фондом до 200 - 250 тыс. единиц хранения, как правило, размещается на одном из нижних этажей учебного корпуса.

Библиотека с числом читательских мест от 250 до 500 и фондом от 300 до 600 тыс. единиц хранения, как правило, на одном - двух нижних этажах общего здания учебного заведения или в специальном блоке.

Библиотека с числом мест от 600 - 1000 и фондом от 700 до 1,2 млн. единиц хранения, как правило, размещается в изолированном крыле или самостоятельном 2 этажном корпусе, связанном теплым переходом со зданием учебного заведения или примыкающем к нему.

Библиотеки с числом читательских мест более 1000 и фондом более 1,2 млн. единиц хранения располагаются, как правило, в отдельно стоящем здании.

3.106. В библиотеках помещения для читателей делятся на 2 отделения;

а) учебное, состоящее из читальных залов для студентов младших (1,11,111), а также подготовительных курсов, кабин аудиовизуального обслуживания, кабинетов для групповых занятий и абонемент учебной литературы;

б) научное, состоящее из читальных залов для студентов старших (IV, V) и дипломных курсов, читальных залов-аспирантов, профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, читального зала справочно-реферативной литературы, читальных залов по специализации, отраслям и видам знаний, видам изданий, индивидуальных читательских кабин, абонементов научной и художественной литературы, а также помещений информационного и справочно-библиографического аппарата (читательские и сводные каталоги, справочно-библиографические указатели, разного рода информационные картотеки, выставки книг и других печатных изделий) (рис. 81).

Учебное отделение рекомендуется располагать ближе к выходу в библиотеку. Желательна удобная связь читального зала для профессорско-преподавательского состава с учебным отделением библиотеки.

В кабинеты групповых занятий, рассчитываемые на половину или целую академическую группу студентов, входы должны быть из аванзалов.

3.107. Читальные залы желательно оснащать средствами аудиовизуального обслуживания - замкнутой системой телевидения, световыми табло и указателями, аппаратурой для просмотра микрофильмов и прослушивания магнитофонных записей, средствами автоматизированного поиска на базе центральных (вузовских) ЭВМ или компьютерной техники.

3.108. В структуре библиотек вуза, как правило, выделяются две зоны: до контроля и после контроля.

В доконтрольной зоне целесообразно располагать абонементы (научной, учебной и художественной литературы). В читательском и входном холле - справочное бюро, пункт записи читателей, книжный киоск, книжные выставки, бюро технического обслуживания (репрография, переводы), музей, помещения дирекции, лекционный зал.

В зоне за контролем находятся помещения информационного и справочно-библиографического аппарата с читательскими каталогами и различными картотеками, все читательные залы с аванзалами выдачи книг, фондами открытого доступа, выставками новых поступлений.

Внутри зоны располагаются все необходимые битовые помещения для читателей; столовая или буфеты, курительные комнаты, зоны отдыха, санитарные узлы.

Рис. 81. Структура помещений вузовской библиотеки (инженер Н.Чернозубова)

3.109. В производственную зону входят помещения администрации, отделов комплектования, технической и научной обработки литературы, а также информационный и справочно-библиографический отделы со служебными каталогами и картотеками, производственно-лабораторные помещения. Предусматриваются помещения психологической разгрузки для сотрудников.

Служебные и служебно-бытовые помещения, лаборатории, мастерские рекомендуется размещать не выше третьего этажа,

Для сотрудников библиотеки должен быть отдельный служебный вход с гардеробом.

3.110. Основное книгохранилище библиотеки занимает серединные объемы зданий или цокольные и подземные этажи. В цокольном этаже целесообразно располагать также производственные мастерские и лаборатории по размножению и копированию печатных материалов, лабораторию гигиены и реставрации книг с переплетной, отдел обменного фонда и межбиблиотечный абонемент.

3.111. Высота помещений выбирается с учетом габаритов оборудования и нормальной естественной освещенности читальных залов и служебных помещений. Высота стационарных стеллажей - хранилищ - одноярусных и компактных - 2,0 - 2,1 м, двухярусных - 4,0 - 4,20 м.

При двухярусной расстановке стеллажей высота читальных помещений, примыкающих к хранилищу, должна быть равной высоте хранилища.

3.112. Предельная вместимость читального зала рекомендуется не более 100 читателей, а при индивидуальных кабинах - не ограничивается.

Все помещения для чтения желательно решать по принципу свободной планировки, позволяющей трансформировать эти помещения и изменять их размеры.

3.113. Пункты выдачи могут находиться на площади читальных залов, при размещении пунктов выдачи за их пределами в читальном зале предусматривается пункт дежурного сотрудника.

Фонды с открытым доступом, обслуживающие читальные залы учебного отделения, целесообразно располагать в одном помещении с пунктом выдачи.

Выдача всех видов изданий в читальные залы профессорско-преподавательского, аспирантского состава и студентов старших курсов, а также студентов - членов НСО - отделена от пунктов выдачи и студенческих читальных залов учебного отделения.

3.114. При проектировании библиотек используются следующие функциональные схемы, отличающиеся размещением книгохранилища и читательских помещений: центральную, горизонтальную, вертикальную и асимметричную.

Центральная схема предполагает центрально-расположенный ствол книгохранилища с читательскими помещениями по периметру здания. Схема статична и не учитывает перспективное развитие библиотеки, поэтому она наиболее употребительна для небольших библиотек отраслевых вузов.

В горизонтальной схеме книгохранилище располагается внизу здания, а читательские помещения на вышележащих этажах. Схему рекомендуется использовать для средних и крупных библиотек в климатических зонах с неблагоприятными условиями для хранения литературы и в надземных этажах, а также при трансформации для универсального использования.

Вертикальную схему необходимо использовать в условиях малых, затесненных участков или в сложных условиях объемно-планировочного решения комплекса вуза. При этой схеме здание проектируется многоэтажным с нижним или верхним расположением книгохранилища.

Асимметричная функциональная схема пригодна для проектирования как крупных, так и небольших библиотек. В ней книгохранилище размещается в едином (часто многоэтажном) объеме, смещенном в плане и окруженном с трех сторон читательскими помещениями. Эта схема сокращает путь книги, наиболее просто решает проблемы зонирования дифференцированного (по отраслям зданий) обслуживания читателей. В ней заложена возможность перспективного развития библиотеки.

Примеры компоновок библиотечных блоков (корпусов) приведены на рис. 82, 83.

Примеры решений отдельных помещений библиотеки даны в нормалях библиотек НП 2,4.1-74.

3.115. Дифференцированный состав помещений библиотек дневных высших учебных заведений и заочных вузов и дифференцированные нормы площади представлены в табл.26.

3.116. Наиболее рациональной ориентацией по сторонам света является для читательских помещений - В, С, ЮВ, СВ для книгохранения - С.

3.117. Все читальные залы должны иметь специальную обработку стен и потолков акустическим материалом.

Пол целесообразно устраивать из линолеума на мягкой основе; в проходах на полу необходимо иметь ковер. Нижнюю часть стен рационально облицевать панелью из фанеры, пластика и т.д.; верхнюю часть стен и потолок обработать более эффективным звукопоглотителем в области средних и высоких частот с коэффициентом звукопоглощения 0,6 и более, если на стенах читального зала имеются информационные доски, то их лучше делать с относом от стены на 5 см реечного или перфорированного типа.

Рис. 82. Библиотека высшего учебного заведения на 2500 - 3000 студентов. Архитекторы Ю.Мухина, А.Кормишви.

а - фасад; б - разрез; в - план 1-го этажа; г - план второго этажа; 1- вестибюль; 2 - каталоги и выдача книг в читальном зале; 3 - выдача книг на дом; 4 - читальные залы младших курсов; 5 - зал текущей периодики; 6 - информационно-справочное обслуживание; 7 - администрация; 8 - читальные залы старших курсов

Рис. 83. Библиотека Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Архитекторы Н. Устинович, С. Бедунков, С. Герасимов, С. Осипов

а - план 2-го этажа; б - план 2-го этажа; 1 - вестибюль с гардеробом; 2 - административно-хозяйственные помещения; 3 - служебно-производственные помещения; 4 - справочно-информационный отдел и выставочный зал; 5 -книгохранилище; 6 - читательский каталог; 7 - выдача книг в читальные залы; 8 - читальные залы; 9 - отдел библиографии

Таблица 26.

Помещения

Расчетный показатель

Измеритель

Площадь, м2

1

2

3

4

Абонемент:

 

 

 

площадь для читателей

На 1 читательское место

До 20% количества читательских мест

1,8

площадь для сотрудников

На 1 сотрудника

1 сотрудника 300 читательских мест

5

Аванзал:

 

 

 

площадь для читателей

На 1 читательское место

До 15% количества читательских мест

1,5

площадь для сотрудников

На 1 сотрудника

1 сотрудник на 200 читательских мест

5

Читательские каталоги:

 

 

 

площадь для каталогов

На 1 каталожный шкаф

100% общего фонда

3,5

 

(20 тыс. ед.)

 

 

Площадь для сотрудников

На 1 сотрудника

1 сотрудник не более чем на 1 млн. единиц хранения

4

Справочно-библиографический отдел Читальные залы учебного отделения:

На 1 читательское место

100 читательских мест

0,1

для читателей

На 1 читательское место

40 количества читательских мест

2,4

Помещения для групповых занятий

На 1 место

20% читательских мест

2,2 должна быть не менее 36

Читальные залы научного отделения

На 1 читательское место

50% количества читательских мест

3

Залы аудиовизуального обслуживания крупногабаритной литературы и редких книг

На 1 читательское место

10% количества читательских мест

5

Книгохранилище:

 

 

 

основное хранение

На 1000 единиц хранения

60% общего фонда

2,5

компактное хранение

то же

20% общего фонда

1,25

Открытый доступ

То же, на

20% общего фонда

5

Площадь для сотрудника

1 сотрудника

1 сотрудник на 140 тыс. единиц

4

Межбиблиотечный абонемент

На 1 сотрудника

1 сотрудник на 140 тыс. единиц

6

Отделы комплектования, обработки и служебный каталог:

На 1 сотрудника

1 сотрудник на 140 тыс. единиц

6

площадь для сотрудника

 

 

 

площадь для каталога

На 1 каталожный шкаф (40 тыс. ед.)

100% общего фонда

2,5

Лаборатории микрофотокопирования, репродуцирования, множительные, гигиены и реставрации, переплетно-брошюровочная

На 10,000 единиц

То же

2

Служебно-производственные помещения

На 10,000 едини

-“-

3

Помещения хранения портфелей

На 1 читательское место

100% читательских мест

0,05