logo
lectures_Makarov

Современные и перспективные дизельные топлива

Для современных быстроходных дизелей предусмотрено производство по ГОСТ 305-82 трех марок топлива: летнее - Л, зимнее - З и арктическое -А. Летнее топливо предназначено для эксплуатации двигателей при температуре окружающего воздуха 00С, зимнее - до -25 0С, арктическое - до -500С. Ниже представлены основные физико-химические свойства дизельных топлив выпускаемых по ГОСТ 305-82.

Кроме этих топлив отечественная промышленность выпускает значительный объем дизельных топлив по ведомственным ТУ (техническим условиям) по согласованию с потребителем, в том числе, и топлива с депрессорными присадками, понижающими температуру застывания. Поскольку температура помутнения в этом случае остается относительно высокой, в стандарт на топлива с депрессорной присадкой вводится показатель предельной температуры фильтруемости. Физически - это та температура, при которой топливо перестает прокачиваться через фильтр тонкой очистки дизеля. За последние пять лет отечественная промышленность освоила выпуск, так называемых, экологически чистых дизельных топлив с пониженным содержанием ароматических углеводородов и сниженным содержанием общей серы до 0,05% мас.

Показатели

Нормы для марки:

Л

З

А

Цетановое число, не менее

Фракционный состав

50 % (об) перегоняется при тем-ре,оС, не выше

96 % (об), к.к. перегоняется при тем-ре, оС, не

выше

Кинематическая вязкость при 20оС, мм2

Температура застывания,оС, не выше

Температура помутнения,оС, не выше

Температура вспышки в закрытом тигле,оС, не ниже

Содержание серы,% мас. не более

Испытание на медной пластинке

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Содержание фактических смол, мг/100 мл, не более

Кислотность, мг КОН/100 мл, не более

Зольность,%, не более

Коксуемость 10% остатка, %, не более

Коэффициент фильтруемости, не более

Содержание механических примесей и воды

Плотность при 20оС, кг/мз, не более

45

280

360

3.0-6.0

-10

-5

40

0,2/0,5

Выдерж.

Отсутст.

40

5

0,01

0,30

3

Отсутст.

860

45

280

340

1,8-5,0

-35

-25

35

0,2/0,5

Выдерж.

Отсутст.

30

5

0,01

0,30

3

Отсутст

840

45

255

330

1.5-4.0

-55

-

30

0,2/0,5

Выдерж.

Отсутст.

30

5

0,01

0,30

3

Отсутст

830

КОТЕЛЬНЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ МОТОРНЫЕ, ГАЗОТУРБИННЫЕ И ПЕЧНЫЕ ТОПЛИВА

Котельные топлива применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных печах. Тяжелые моторные топлива используют в судовых энергетических установках для выработки вторичной энергии, например, водяного пара. К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585-75, к тяжелым моторным топливам флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-75, моторные топлива ДТ и ДМ - по ГОСТ 1667 – 68.

В общем балансе перечисленных топлив основное место занимают мазуты нефтяного происхождения. Жидкие котельные топлива из сланцев, получаемые на установках полукоксования горючих сланцев и угля, - продукты коксохимической промышленности – составляют лишь небольшую долю общего объема применяемого топлива.

Топливо нефтяное для газотурбинных установок предназначено для работы в стационарных паротурбинных и парогазовых энергетических установках, а также в газотурбинных установках водного транспорта. Газовые турбины являются относительно новым видом теплового двигателя. Благодаря своим специфическим свойствам, таким, как сравнительно малая масса на единицу мощности, способность к быстрому запуску и работе без охлаждающей жидкости, возможность полной автоматизации и дистанционного управления, газовые турбины получили широкое применение в авиации, а затем в различных отраслях промышленности и транспорта. Их используют также для покрытия пиков нагрузки на электрических станциях, Общей тенденцией газотурбостроения в настоящее время является увеличение к.п.д. и мощности установок за счет повышения температуры газов перед турбиной. Это и определяет требования к качеству топлива.