logo
lectures_Makarov

2.2.5. Газотурбинное топливо

Согласно ГОСТ 10433-75 "Топливо нефтяное для газотурбинных установок" топливо получают из дистиллятов вторичных процессов и прямой перегонки нефти. В таблице ... приведены требования к качеству газотурбинного топлива. Оно характеризуется низкой зольностью – 0,01% ( т.е. на уровне дизельного топлива), при повышенной зольности в проточной части турбины оседают отложения. Строго ограничивается содержание ванадия и серы. Наличие ванадия приводит к высокотемпературной ванадиевой коррозии лопаток газовой турбины, при этом коррозионно-активным является пентаоксид ванадия V2O5.

Последний при температуре >650оС, будучи в полужидком состоянии, катализирует процесс окисления металла кислородом и одновременно растворяет продукты окисления, способствуя взаимодействию кислорода с металлом. С повышением содержания ванадия в топливе скорость коррозии возрастает, и чем выше температура, тем при более низком его содержании наблюдается характерный перелом,свидетельствующий о начале катастрофического коррозионного процесса. Сера усиливает ванадиевую коррозию железных сплавов.

Показатели

I сорт

II сорт

Плотность при 20оС, кг/м3, не более

Вязкость условная при 50оС,оВУ, не более

Теплота сгорания нгизшая, кДж/кг, не менее

Зольность, %, не более

ванадия, 10-4

серы

сероводорода

воды

водорастворимых кислот и щелочей

механических примесей

Температура, оС:

вспышки в закрытом тигле, не ниже

застывание, не выше

Иодное число, г I2/100 г, не более

Коксуемость, %, не более

935

3,0

39800

0,01

2

1,0

отсутствие

0,2

отсутствие

0,02

65

5

20

0,5

935

3,0

39800

0,01

4

2,5

отсутствие

0,5

отсутствие

0,03

61

5

45

0.5

Даже при малом содержании ванадия возможна коррозия, вызываемая присутствием натния и калия ( натрий попадает в топливо с водой, особенно при транспортировании его водным транспортом). Сульфат натрия NA2SO4 , попадая в камере сгорания в зоны высоких температур, диссоциирует, при этом выделяется триоксид серы и ион кислорода. Последний взаимодействует с оксидной пленкой, и сульфат-ион в случае нарушения защитной пленки непосредственно взаимодействует с металлом лопатки, при этом образуются сульфид и оксид металла, а также ион кислорода. Обычно содержание натрия и калия в газотурбинных топливах не превышает 0,0004%.

За последние 20 лет развития газотурбостроения, в связи с изменением режима работы турбины и повышением температуры газов на выходе газотурбинной установки, требования к топливу постоянно ужесточались. Было создано топливо нефтяное (ТУ 38 101856 – 80) для пиковых газотурбинных установок с более жесткими требованиями к содержанию ванадия, натрия, калия и кальция.

На нефтеперерабатывающих предприятиях газотурбинное топливо по ГОСТ 10433 – 75 и ЕН 38 101858 – 80 получают компаундированием легких газойлей коксования, каталитического крекинга и прямогонных фракций дизельного топлива, выкипающих в пределах 180 – 420оС. В некоторых случаях газотурбинное топливо получают только на основе продуктов прямой перегонки, и тогда возникают трудности с обеспечением требуемой температуры застывания (<5оС). Последняя является важнейшим показателем при использовании топлива на газотурбинных установках водного транспорта, не оборудованных системами подогрева. Снизить tзаст можно введением депрессорных присадок. Концентрация в топливе присадки зависит от типа перерабатываемой нефти, состава и технологии получения.