2.2.2. Топлива для воздушно-реактивных двигателей
В отличие от бензинового и дизельного двигателя, в которых поступательное движение поршней цилиндров преобразуется во вращательное движение коленчатого вала, в воздушно-реактивном двигателе (ВРД) происходит непрерывное сгорание топлива на форсунках. Тепловое энергия, образующаяся при его сгорании превращается в кинетическую энергию дымовых газов, выходящих через суженое отверстие (сопло), расположенное в тыльной стороне ВРД. За счет этого создается тяговая сила противоположная по направлению движению дымовых газов. Чем выше скорость истечения газов тем большую работу они совершают, и тем выше тяговая сила двигателя. Чтобы скорость истечения газов из сопла была достаточной, необходимо обеспечить высокую интенсивность процесса сгорания топлива, что достигается поддержанием в камере сгорания соответствующих температуры и давления, а так же состава топливовоздушной смеси. Воздух в камеру сгорания подается с помощью турбокомпрессора, приводимого во вращение газовой турбиной, расположенной в задней части двигателя. Отсюда и названия ВРД - турбореактивные (ТРД), турбовинтовые (ТВД), турбокомпрессорные (ТКРД). Топливо сгорает в потоке воздуха, движущемся со скоростью 35-45 м/с, т.е. в 2. Отсюда и высокие требования к теплоте сгорания топлива.
В ВРД могут применяться более тяжелые топлива и с более широким фракционным составом, чем в поршневых двигателях. Однако, утяжеление фракционного состава ведет к ухудшению процесса образования горючей смеси. Это может нарушить непрерывность горения, что вообще недопустимо, или может вызвать неполноту сгорания, что снижает к.п.д. двигателя и может стать причиной нагарообразования.
Наиболее подходящими для такого процесса сгорания являются керосиновые фракции нефти, выкипающие в пределах 120-320оС. В двигателях для дозвуковой авиации применяются топлива более легкие, для сверхзвуовой - более тяжелые. Кроме испаряемости наиболее важными характеристиками являются: теплотворная способность топлива, кинематическая вязкость, температура начала кристаллизации, содержание серы, воды, механических примесей и др.
Низкая калорийность топлива снижает тяговую силу и дальность полета, слишком высокая вязкость ухудшает распыл топлива на форсунке. Однако, топливо имеющее слишком низкую вязкость имеет плохие противоизносные свойства. Повышенное содержание нормальных парафиновых углеводородов вызывает кристаллизацию топлива в верхних холодных слоях атмосферы. Попадание в топливо воды может ухудшить его прокачиваемость. Возможность образования кристаллов льда в авиационных топливах особенно высока в связи с быстрым изменением в полете температуры и влажности воздуха, атмосферного давления. При понижении температуры и атмосферного давления и увеличении влажности растворимость воды в топливе снижается, а избыток ее выпадает в топливных баках в виде тонкодисперсных капель, способных к замерзанию. Для предотвращения образования кристаллов льда в топливо вводится присадка этилцеллозольв - жидкость “И”. Сернистые соединения, особенно меркаптаны, вызывают коррозию, как топливной аппаратуры, так и камеры сгорания. Механические примеси забивают топливные фильтры, форсунки, приводят к износу лопатки турбины. Все эти явления усугубляются тем, что авиамашина находится в воздухе, и устранить повреждения, а, тем более, остановить двигатель практически невозможно.
Показатели | Дозвуковые | Сверхзвуковые | |
| ТС-1 | РТ | Т-6 |
плотность при 20оС, кг/м3 Фракционный состав: температура начала перегонки,оС: не ниже не выше 10% перегоняется при температуре,оС не выше 50% перегоняется при температуре,оС не выше 90% перегоняется при температуре,оС не выше 98% перегоняется при температуре,оС не выше Кинематическая вязкость,мм2/с: при 20оС, не менее не более при минус 40оС, не более Высота некоптящего пламени,мм, не менее Кислотность, мтКОН на 100 г топлива, не более Температура вспышки в закрытом тигле, оС, не ниже Температура начала кристаллизации,оС, не выше Концентрация фактических смол, мг на 100 смз топлива, не более Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более Массовая доля общей серы, %, не более Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее Содержание механических примесей и воды | 780
- 150
165
195
230
250
1,30 - 8 25
0,7
28 -60
5
22 0,25 42900 отсутст. | 775
135 155
175
225
270
280
1,25 - 16 25
0,4 - 0,7
28 -55
4
22 0,10 43120 отсутст.
| 840
195 -
220
255
290
315
- 4,5 60 20
0,5
62 -60
4
10 0,05 42900 отсутст.
|
Кроме этого реактивное топливо должно обладать хорошими антистатическими свойствами, поскольку трение плоскостей и фюзеляжа авиамашины о воздух вызывает накопление в топливе статического электрического заряда, который может вызвать пожар или взрыв. Таким образом, можно сказать, что к качеству реактивных топлив предъявляются более жесткие требования, чем другим видам моторных топлив.
В России выпускают топлива для дозвуковой по ГОСТ 19227-86 Т-1, ТС-1 и РТ и сверхзвуковой авиации по ГОСТ 12308-89 Т-6 и Т-8В. Топлива Т-1 и ТС-1 получают процессами прямой перегонки нефти, РТ с применением гидроочистки, Т-6 путем глубокого гидрирования керосино-газойлевых фракций нефти. Основные физико-химические свойства некоторых авиакеросинов приведены ниже.
- Нефтегазовое товароведение Конспект лекций.
- Введение
- 1. Нефть, газ и продукты их переработки
- 1.1. Состав и физико-химические свойства нефтей.
- 1.2. Состав и свойства природного газа и газовых конденсатов
- 1.3. Общая классификация продуктов нефтегазопереработки.
- 2. Топлива
- 2.1. Эксплуатационные свойства топлив.
- 2.2. Топлива для двигателей с принудительным воспламенением.
- 2.2.1. Автомобильные бензины
- 2.2.2. Топлива для воздушно-реактивных двигателей
- 2.2.3. Дизельные топлива
- Основные требования к качеству дизельных топлив
- Современные и перспективные дизельные топлива
- 2.2.4. Котельные и тяжелые моторные топлива
- 2.2.5. Газотурбинное топливо
- 3.Смазочные материалы
- 3.1.Смазочные масла
- Электроизоляционные
- Моторные
- Медицинские и парфюмерные
- 3.1. Классификации и СистемЫ обозначения смазочных масел.
- 1. Классы вязкости индустриальных масел по iso-3448-75:
- 2. Группы индустриальных масел по назначению:
- 5. Пластичные смазки
- 4. Твердые углеводороды
- 5. Битумы
- Характеристики вязких дорожных битумов (гост 22245-90)
- Характеристики строительных битумов (гост 6617-76)
- Характеристики кровельных битумов (гост 9548-74)
- Характеристики изоляционных битумов (гост 9812-74)