2.Трдд д30-кп. Описание двигателя.
| Турбореактивный двухконтурный двигательД-30 был разработан в ОКБ-19П. А. Соловьёвав 1963 годудля пассажирского самолётаТу-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермскоми Рыбинском моторостроительных заводахв 1972 году. В дальнейшем двигательнеоднократно дорабатывался и модифицировался. На 2011 год в мире эксплуатировалось 220 двигателей Д-30-2/3, в 2011 их наработка составила 114005 часов. Общая нароботка за всю историю 30 891 800 часов. В 2001 году наработка на досрочный съем двигателя по конструктивно-производственным дефектам составила 57 003 часа, что в 9,5 раза выше нормативного показателя (6 000 часов).
Турбореактивный двухконтурный двигательД-30 был разработан в ОКБ-19П. А. Соловьёвав 1963 годудля пассажирского самолётаТу-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермскоми Рыбинском моторостроительных заводахв 1972 году. В дальнейшем двигательнеоднократно дорабатывался и модифицировался. На 2011 год в мире эксплуатировалось 220 двигателей Д-30-2/3, в 2011 их наработка составила 114005 часов. Общая нароботка за всю историю 30 891 800 часов. В 2001 году наработка на досрочный съем двигателя по конструктивно-производственным дефектам составила 57 003 часа, что в 9,5 раза выше нормативного показателя (6 000 часов).
|
| |||
---|---|---|---|---|---|
|
|
| |||
|
|
| |||
Тип: | турбореактивный двухконтурный | ||||
Страна: | СССР, Россия | ||||
Годы эксплуатации: | Д-30 I серии с 1967 Д-30 II с 1970 Д-30 III с 1982 | ||||
Применение: | вертолет В-12М (Д-30В, проект) Ту-154 и Ил-62 (Д-30КУ) | ||||
Развитие: | Д-30КП, Д-30Ф-6 | ||||
Конструктор: | ОКБ П. А. Соловьёва,1963 | ||||
Производитель: | НПО «Сатурн» | ||||
Годы производства: | 1967—по н.в. (2012) | ||||
Варианты: | Д-30КУ, Д-30КУ-154, Д-30КП, Д-30КП-2, Д-30КП-3, Д-30Ф-6 | ||||
Массогабаритные характеристики | |||||
Полная масса: | 1944кг | ||||
Сухая масса: | 1765 кг | ||||
Длина без реверса: | 3984 мм | ||||
Длина с реверсом: | 4734мм | ||||
Диаметр: | 1050 мм | ||||
Рабочие характеристики | |||||
Тяга взлётная: | 6800 кгс | ||||
Тяга крейсерская: | 1450 кгс | ||||
|
|
|
Конструкция
Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания,турбиныи выходного устройства. Модификации Д-30КП оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажиганияэлектронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосинемарок Т-1, ТС-1, РТ.
Модификации
На базе Д-30 было разработано несколько модификаций:
Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134.
Базовая модель, устанавливаемая на Ту-134 неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. В связи с этим различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.
Параметр | Серия I | Серия II | Серия III |
Тяга, кгс: - взлетный режим TH< +30`C ,PH > 730 мм рт.ст.,H=0 - крейсерский режим Н=11 км, М=0,8 | 6800 1300 | 6800 1450 | 6800 1300 |
Удельный расход топлива , кг/кгс ч | 0,770 | 0,775 | 0,790 |
Удельный расход масла не более, кг/ч | 1 | 1 | 1 |
Температура воздуха у земли для запуска и работы,оС | -50…+50 | -50…+50 | -50…+50 |
Длина двигателя, мм | 3984 | 4734 | 4836 |
Диаметр вентилятора по концам рабочих лопаток, мм | 1050 | 1050 | 1050 |
Сухая масса, кг | 1550 | 1765 | 1810 |
Поставочная масса, кг | 1712 | 1944 | 1980 |
Год начала эксплуатации на пассажирских перевозках | 1967 | 1970 | 1982 |
Устанавливается на самолеты | Ту-134 | Ту-134А | Ту-134А-3, Ту-134Б-3 |
Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.
Параметр | Серия I | Серия II | Серия III |
Тяга, кгс: - взлетный режим - крейсерский режим | 12000 2750 | 12000 2750 | 13000 |
Степень двухконтурности | 2,36 | 2,24 |
|
Удельный расход топлива, кг/кгс ч: - взлетный режим - крейсерский режим | 0,5 0,7 | 0,510 0,705 | 0,404 0,645 |
Длина двигателя, мм |
| 5448 | 5734 |
Диаметр вентилятора, мм |
| 1560 | 1775 |
Масса двигателя, кг | 2640 | 2650 |
|
Производство
Всего за время производства было изготовлено около 8000 двигателей.
|
|
| |
| Авиационный двигатели Д-30КУ и Д-30КП представляют собой турбореактивные двухконтурные двухвальные двигатели со смешением потоков газа наружных и внутренних контуров. Двигатель Д-30КП - на транспортном самолете Ил-76. Двигатель состоит из следующих основных узлов: компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного и реверсивного устройств Компрессор двигателя двухкаскадный, осевой: I каскад - КНД - имеет I сверхзвуковую ступень и приводится во вращение ТНД; II каскад - КВД - приводится во вращение ТВД. Разделительный корпус предназначен для разделения потока воздуха мужду контурами, а также для размещения деталей центрального привода к передней (ПКП) и задней (ЗКП) коробкам приводов. Разделительный корпус является силовым узлом, несущим детали крепления двигателя к самолету, и служит опорой роторов КНД и КВД.
Камера сгорания трубчато-кольцевая, расположена между компрессором и турбиной. В ее конструкции предусмотрена возможность осмотра и замены жаровых труб, газосборников, форсунок и других деталей при частичной разборке двигателя. Турбина двигателя осевая, реактивная, состоит из ТВД и ТНД. Диски, сопловые и рабочие лопатки обеих ступеней ТВД охлаждаются воздухом, в четырехступенчатой ТНД охлаждаются только диски. Задняя опора турбины является силовым узлом, на котором располагаются детали крепления задней подвески двигателя к самолету. Выходное устройство имеет камеру смешения и дозвуковое, нерегулируемое реактивное сопло. Реверсивное устройство имеет две наружные отклоняющиеся створки; система управления этим устройством - гидравлическая, замкнутая, автономная. Агрегаты, обеспечивающие работу двигателя и самолета, установлены на двух коробках приводов, расположенных в нижней части .двигателя (передняя установлена на разделительном корпусе, задняя - на подвесках во впадине наружного кожуха камеры сгорания). Для работы генератора переменного тока с постоянной частотой вращения двигатель оборудован дифференциальным приводом постоянной частоты вращения (ППО) с воздушной турбиной. Управление двигателем осуществляется из кабины экипажа рычагами ГАЗ - РЕВЕРС и ОСТАНОВ. Рычаг ГАЗ - РЕВЕРС комбинированный и состоит из основного рычага управления двигателем (РУД - управление прямой тягой) и дополнительного рычага управления реверсивным устройством (РУР - управление обратной тягой).
Запуск двигателя автоматический и осуществляется от воздушного стартера. Регулирование подачи топлива в камеру сгорания при неизменном режиме работы и различных условиях полета производится автоматически по программе nвд=const с учетом требований защиты узлов от тепловых и механических нагрузок. В двигателе используется электронная система зажигания, в которую входят агрегат зажигания и две свечи поверхностного разряда. Масляная система двигателя автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все ее агрегаты расположены на двигателе. Двигатель оборудован следующими системами защиты и раннего обнаружения неисправностей:
На двигателе установлены датчики контрольно-измерительной аппаратуры масляной системы и системы топливоподачи, реверсивного устройства, положения регулирующих органов механизации компрессора, температуры газа за турбиной и т.д.
|
Модификация | Д-30КП |
Направление вращения роторов (со стороны реактивного сопла) | Левое |
Компрессор | Осевой, двухкаскадный |
Число ступеней: |
|
КНД | 3 |
КВД | 11 |
Степень повышения давления в САУ: |
|
в КНД | 2,8 ± 0,1 |
в КВД | 9,35 ± 0,1 |
суммарная | 19,45 ± 0,2 |
на максимальном продолжительном режиме |
|
в КНД | 1,87 ± 0,1 |
в КВД | 8,45 ± 0,1 |
суммарная | 15,57 ± 0,2 |
Механизация КВД | Клапаны перепуска воздуха (КПВ) за V и VI ступенями КВД и регулируемый входной направляющий аппарат (РВНА) КВД |
Камера сгорания | Трубчато-кольцевая с 12 жаровыми трубами |
Турбина | Осевая, реактивная |
Число ступеней: |
|
ТВД | 2 |
ТНД | 4 |
Выходное устройство | С камерой смещения |
Площадь на срезе реактивного сопла, м^2 | 0,83 |
Реверсивное устройство | Двухстворчатое |
Сухая масса двигателя, кг: |
|
без реверсивного устройства | - |
с реверсивным устройством | 2650 + 2% |
Сухая масса с изделиями, установленными на ТРДД и не входящими в его сухую массу, кг: |
|
без реверсивного устройства | - |
с реверсивным устройством | 2985 + 2% |
Габаритная длина, мм | 5448 ± 10 |
Габаритный диаметр без учета выступающих патрубков, кронштей-нов и агрегатов, мм | 1560 |
Двухконтурный ТРД Д-30КП с реверсивным устройством устанавливается на всех модификациях транспороного самолета Ил-76, включая самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50, самолет-амфибию А-40 и самолет-заправщик Ил-78.
Всего в ОАО “Рыбинские моторы” изготовлено более 4500 двигателей Д-30КП разных серий.
Двигатель прошел Госиспытания в 1972 г. В эксплуатацию поступил в 1974 г.
Д-30КП II серии обеспечивает проектную взлетную тягу при температуре окружающей среды до +30°С. Ремонт Д-30КП выполняется на ГП “123 Авиационный ремонтный завод, ГП”, ГП “Николаевский авиаремонт- ный завод”, ОАО “Рыбинские моторы”. Ремонт также может быть организован через Управление капитально-восстановительного ремонта авиационной техники и вооружения ВВС РФ.
Д-30КП представляют собой турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель со смешением потоков газа наружных и внутренних контуров. Двигатель состоит из следующих основных узлов: компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного и реверсивного устройств. Компрессор двигателя двухкаскадный, осевой. Каскад низкого давления имеет одну сверхзвуковую ступень и приводится во вращение турбиной низкого давления. Каскад высокого давления приводится во вращение турбиной высокого давления. Разделительный корпус предназначен для разделения потока воздуха между контурами, а также для размещения центрального привода к передней и задней коробкам приводов. Камера сгорания трубчато-кольцевого типа расположена между компрессором и турбиной. В ее конструкции предусмотрена возможность осмотра и замены жаровых труб, газосборников, форсунок и других деталей при частичной разборке двигателя. Турбина двигателя осевая, реактивная. Диски, сопловые и рабочие лопатки обеих ступеней турбины высокого давления охлаждаются воздухом, в четырехступенчатой турбине низкого давления охлаждаются только диски. Задняя опора турбины является силовым узлом, на котором располагаются детали крепления задней подвески двигателя к самолету. Выходное устройство имеет камеру смешения и дозвуковое, нерегулируемое реактивное сопло. Реверсивное устройство имеет две наружные отклоняющиеся створки. Система управления этим устройством гидравлическая, замкнутая, автономная.
Агрегаты, обеспечивающие работу двигателя и самолета, установлены на двух коробках приводов, расположенных в нижней части двигателя (передняя установлена на раздельном корпусе, задняя - на подвесках во впадине наружного кожуха камеры сгорания).
Для работы генератора переменного тока с постоянной частотой вращения двигатель оборудован дифференциальным приводом постоянной частоты вращения с воздушной турбиной.
Управление двигателем осуществляется из кабины экипажа рычагами “ГАЗ - РЕВЕРС” и “ОСТАНОВ”. Рычаг “ГАЗ - РЕВЕРС” является комбинированным и состоит из основного рычага управления двигателем (РУД - управление прямой тягой) и дополнительного рычага управления реверсивным устройством (РУР - управление обратной тягой).
Запуск двигателя автоматический и осуществляется от воздушного стартера.
В двигателе используется электронная система зажигания, в которую входят агрегат зажигания и две свечи поверхностного заряда.
Масляная система двигателя автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все ее агрегаты расположены на двигателе.
Двигатель оборудован следующими системами защиты и раннего обнаружения неисправностей: системами ограничения максимальной частоты вращения роторов КВД и КНД и максимального давления воздуха за КВД; системой ограничения температуры газа за турбиной на основных режимах работы двигателя; системой защиты от опасных частот вращения турбины ППО, воздушного турбостартера и генератора переменного тока; противооблединительной системой (ПОС) воздухозаборника, обтекателя передней опоры и лопаток ВНА КНД; системой сигнализации и пожаротушения внутри двигателя; системой контроля и сигнализации о вибронагрузках двигателя; сигнализацией о наличии металлической стружки в масляной системе; сигнализацией о перепаде давлений на основном топливном фильтре; сигнализацией о минимально допустимом давлении топлива в насос-регуляторе; сигнализацией и минимально допустимом давлении масла на входе в двигатель.
На двигателе установлены датчики контрольно-измерительной аппаратуры масляной системы и системы теплопередачи, реверсивного устройства, положения регулирующих органов механизации компрессора, температуры газа за турбиной и т. д.
Компрессор осевой, двухкаскадный. Число ступеней: КНД - 3, КВД - 11. Степень повышения давления на взлетном режиме: в КНД - 2,8, в КВД - 9,35, суммарная - 19,45. Степень повышения давления на максимальном продолжительном режиме: в КНД - 1,87, в КВД - 8,45, суммарная - 15,57. Камера сгорания трубчатокольцевая с 12 жаровыми трубами. Турбина осевая, реактивная. Число ступеней: ТВД - 2, ТНД - 4. Выходное устройство с камерой смешения. Площадь на срезе сопла 0,83 кв.м. Реверсивное устройство двухстворчатое.
Топливо: ТС-1, Т-1 и их смеси.
Масло: МК-8, МК-8П и их смеси.
Расход масла 0,9 кг/ч.
Источник сжатого воздуха: турбокомпрессорный стартер энергоузел ТА-6А, аэродромная установка, компрессор работающего двигателя.
Д-30КП I серии
Рвзл. = 12000 кгс
Ркр. = 2750 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,8)
Суд.взл. = 0,5 кг/кгс.ч
Суд.кр. = 0,7 кг/кгс.ч
mвзл. = 2,36
Тг взл. = 1427 К
Gв взл. = 279 кг/с
Мдв. = 2640 кг
Робр.max = 3800 кгс
Д-30КП II серии
Рвзл. = 12000 кгс
Ркр. = 2750 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,8)
Робр.max = 3800 кгс
Суд.взл. = 0,49 кг/кгс.ч
Суд.кр. = 0,7 кг/кгс.ч
mвзл. = 2,2
Тг взл. = 1356 К
Gв взл. = 269 кг/с
Мдв. = 2650 кг
- Федеральное агенство по образованию рф
- 1. Исходные данные, определение состава силовой установки, выбор прототипа и его описание
- 1.1 Исходные данные:
- 1.2 Определение количества двигателей
- 1.3 Описание самолета прототипа
- Гидросистема
- Топливная система
- Противопожарная система и система нг
- Система электроснабжения
- Светотехническое оборудование
- Приборное оборудование
- Кислородное оборудование
- Навигационное оборудование
- Радиотехническое и радионавигационное оборудование
- Вооружение
- Модификации
- Ил-76мд-90а
- Потери самолётов
- 2.Трдд д30-кп. Описание двигателя.
- 3. Энергетический расчет трдф
- 3.1. Допущения методики
- 2. Исходные данные
- 3. Расчет
- Камера сгорания д-зо-кп
- 15.3. Жаровые трубы с газосборниками
- 15.4. Топливная форсунка фр-40дсм
- 15.6. Передний и задний наружные кожухи
- 15.7. Стаканы отбора воздуха
- 15.8. Обтекатель стакана отбора воздуха