Электронные блоки системы управления:
AH, AC, AS – блоки управления тиристорным возбудителем (БУТВ) приводов подъема, напора и поворота;
A1 – блок регулирования главных электроприводов (БРП);
A2 – блок питания;
AHA, ACA, ASA – датчики тока привода подъема, напора и поворота;
AHU, ACU, ASU – датчики напряжения приводов подъема, напора и поворота;
AHM, ACM, ASM, APM – блоки регулирования возбуждения двигателей (БРВД) приводов подъема, напора, поворота и хода.
Трансформаторы:
TVI – трансформатор питания выпрямителя релейно-контакторной аппаратуры;
TVH, TVC, TVS – трансформаторы синхронизирующего напряжения;
TSI – электромагнитный стабилизатор напряжения питания релейно-контакторной аппаратуры;
Измерительные приборы:
PA2H, PA2C, PA2S – амперметры контроля тока якорной цепи;
PV1H, PV1C, PV1S – вольтметры контроля напряжения генераторов главных приводов;
PV2 – вольтметр контроля напряжения питания релейно-контакторной аппаратуры.
Измерительные шунты:
RS2C, RS2S – шунты для измерения тока якорных цепей приводов напора и поворота.
Автоматические выключатели:
QF17 – главный автомат цепей переменного тока;
QF18 – автомат включения питания системы управления блоков БУТВ;
QF19 – автомат включения питания системы выпрямителя двигателя открывания днища ковша;
QF20 – автомат включения питания релейно-контакторной аппаратуры;
QFM – автомат включения питания блока БРВД;
QFH, QFC, QFS – автомат включения питания силовой части блоков БУТВ.
Контакторы:
К1 – контактор включения питания релейно-контакторной аппаратуры;
К2 – контактор двигателя открывания днища ковша;
К4, К5 – контакторы двигателя кабельного барабана;
К6 – контактор включения главных приводов;
К1Р, К4Р – контакторы включения якорных цепей привода хода;
К3С – контактор включения якорной цепи привода напора;
K3S – контактор включения якорной цепи привода поворота;
K3H, K2C, K2S, K2P – контакторы электротормозов главных приводов;
K1H – контактор включения разрядного сопротивления в цепи обмотки возбуждения генератора подъема.
Реле:
KV1H, KV1C, KV1S – реле напряжения якорных цепей приводов подъема, напора и поворота;
KA1H, KA1C, KA1S, KA1P, KA2P – реле максимального тока электроприводов подъема, напора, поворота и хода;
KV2H, KV2C, KV2S – реле защиты якорных цепей от замыкания на землю;
KA3H, KA3C, KA3S – реле фиксации замыкания якорных цепей на землю;
KA2H, KA2C, KA2S, KA3P – реле обрыва поля двигателей главных приводов.
Блоки AH, AC, AS AHM, ACM, ASM, APM, AI выполнены на основе использования конструкции БУК-В. Она обеспечивает защиту наиболее чувствительных элементов схемы от механических воздействий и загрязнения, удобство обслуживания и удовлетворение требованиям эстетики.
Электроизмерительные приборы и сигнальные элементы с целью удобства наблюдения размещены на дверцах шкафов НКУ.
Источником питания всех узлов систем управления является трехфазная сеть переменного тока 380 В. Включение переменного напряжения осуществляется автоматическим выключателем QF17. С помощью автоматического выключателя QF18 напряжение подается на системы импульсно-фазных блоков БУТВ, AH, AC, AS, на системы блоков БРВД, AHM, ACM, ASM, на панели питания блоков регулирования главных приводов AI и на блок питания датчиков А2.
Для подачи переменного напряжения на силовую часть блоков БУТВ предварительно необходимо включить автоматические выключатели QFH, QFC и QFS, при этом подготавливается цепь включения контактора К6. Контактор К6 включается после срабатывания контактора К1, о котором будет сказано ниже. Для подачи переменного напряжения на силовую часть блоков БРВД служит автоматический выключатель QFM. О наличии переменного напряжения на силовых частях блоков БУТВ и БРВД сигнализируют сигнальные лампы HL1H, HL1C, HL1S и HLM. Последовательно с этими лампами, с целью ограничения величины тока, включены резисторы R1…R4.
Следует отметить, что автоматические выключатели QFH, QFC, QFS введены с целью защиты силовой части блоков БУТВ, поэтому они должны быть постоянно включены. Укажем также, что на СИФУ и силовую часть блоков БРВД и БУТВ подаются одни и те же фазы питающего напряжения.
При включении главного автоматического выключателя QF17 получает питание электромагнитный стабилизатор напряжения TSI (380/220 В). Стабилизированное напряжение ~220 В поступает через контакты соответствующих реле на первичные обмотки трансформаторов TVH, TVC, TVS. Эти трансформаторы служат источниками напряжения синхронизации ~12 В для фазочувствительных выпрямительных устройств, находящихся в блоке регулирования AI. Стабилизированное напряжение ~220 В с выхода стабилизатора TSI поступает также на первичную обмотку трансформатора TVI. Напряжение ~110 В с одной из вторичных обмоток трансформатора TVI питает однофазный мостовой выпрямитель на диодах V7…V10. На выходе выпрямителя включен конденсатор С2, сглаживающий пульсации выпрямленного напряжения. Это напряжение используется для питания цепей релейно-контактной аппаратуры.
Автоматический выключатель QF19 используется для подачи напряжения питания на понижающий трансформатор TVM (~380/133 В). От трансформатора TVM получает питание трехфазный мостовой выпрямитель на диодах V1..V6. Выходным напряжением выпрямителя питаются цепи двигателей М1 (двигатель открывания днища ковша) и М2 (привод кабельного барабана), а также катушки электромагнитных тормозов. С целью уменьшения пульсаций выпрямленного напряжения на выходе выпрямителя включен конденсатор С1. Диоды VD7H, VD7C, VD1I, VD1P служат для разряда энергии, запасенной в обмотках электротормозов при их отключении.
Выходным напряжением стабилизатора питается также катушка контактора К1, контакты которого подают питание на цепи релейно-контакторной аппаратуры и замыкают цепь катушки контактора К6, подающего напряжение на силовую часть тиристорных возбудителей генераторов AH, AC, AS. В цепи катушки контактора К1 включены блок-контакты, контролирующие состояние тех узлов схемы, без предварительного включения которых работа главных приводов невозможна.
Блоки AC, AH и AS (БУТВ) предназначены для питания обмоток возбуждения генераторов главных электроприводов. Они представляют собой однофазные тиристорные возбудители, содержащие силовую часть и СИФУ. Напряжение управления на СИФУ блоков БУТВ поступает с выходов соответствующих регуляторов системы управления, расположенных в блоке регуляторов AI (цепи с маркировкой 23,60; 123,60 и 223,60).
Для целей формирования характеристик главных электроприводов используется информационные связи по току и напряжению. Сигналы обратных связей по якорным токам с шунтов поступают на вход датчиков тока AHA, ACA и ASA. Заметим, что шунты RS2C привода напора и RS2S привода поворота входят в состав НКУ, а шунт RS1H привода подъема размещен на генераторе GH. Сигналы обратной связи по току с выхода датчиков поступают на панели регуляторов ПР1, ПР2 и ПР3, находящиеся в блоке регуляторов AI.
Сигналы обратных связей по напряжениям генераторов снимаются с делителей, образованных резисторами R5H, R5C, R5S, R3H, R4H, R3C, R4C, R3S, R4S. С помощью этих делителей напряжение якорных цепей понижается до значения меньшего или равного 10В и поступает соответственно на датчики напряжения AHU, ACU и ASU. С выхода датчиков напряжения сигнал обратной связи поступает на блок регуляторов AI.
Напряжение задания на блок AI поступает с выходов сельсинных командоконтроллеров BG1,BG2 и BG3 приводов подъема, напора и поворота.
Блоки регуляторов возбуждения двигателей (БРВД) AHM, ACM, ASM и APM питают обмотки возбуждения приводов подъема, напора, поворота и хода, соответственно. Силовая часть блоков ACM, ASM и APM приводов напора, поворота и хода выполнена на однофазной мостовой полууправляемой схеме, а блок AHM (привод подъема) – по полностью управляемой схеме. Различие связанно с тем, что у приводов напора, поворота и хода поток двигателя не регулируется. Для целей же стабилизации оказывается достаточной полууправляемая схема.
Блоки БРВД имеют в своем составе регуляторы тока возбуждения, обеспечивающие поддержание тока на заданном уровне. Схемой предусмотрена возможность изменения величины сигнала задания. При наложенных электромагнитных тормозах заданное значение тока возбуждения минимально, что способствует экономии электрической энергии. В рабочем режиме, когда срабатывают реле KV1, KV5, KV6 и KV7 уставка тока возбуждения увеличивается до номинального значения.
Сигнал задания на блок АНМ привода подъема поступает из блока регуляторов AI, обеспечивая увеличение скорости спуска ковша сверх номинальной.
Для защиты от исчезновения магнитного потока в цепях обмоток возбуждения двигателей установлены реле обрыва поля КА2Н, КА2С, KA2S и КА3Р. Внутри блоков БРВД также имеется реле, контролирующие исправность основных узлов. Контакты этих реле использованы в цепях релейно-контакторной аппаратуры. Релейно-контакторная аппаратура выполняет функции включения, защиты и сигнализации.
Защита главных приводов от замыканий осуществляется аналогичными узлами, поэтому целесообразно остановиться на описании одного узла.
Реле KV2H защиты от замыкания на землю привода подъема питается напряжением, снимаемым с выпрямительного моста на диодах VD2H..VD5H. Вход моста подключен к корпусу шкафа и к средней точке делителя напряжения на резисторах R6H..R9H, включенного на напряжение якорной цепи. При наличии в якорной цепи замыкания на землю (корпус) реле KV2H срабатывает и включает реле KV3H. Реле KV3H отключает вход указанного моста от поврежденной якорной цепи и подключает его ко вторичной обмотке трансформатора TVI.
Реле KV3H питается от выпрямителя на диодах VD7S..VD10S, подключенного к этой же обмотке. О происшедшем замыкании якорной цепи сигнализирует лампочка HL2H. Возврат схемы защиты от замыкания на землю в исходное состояние осуществляется путем нажатия на кнопку SBI. При этом реле KV2H и KV3H теряют питание.
Контроль наличия напряжения в якорных цепях осуществляется с помощью реле KV1H, KV1C и KV1S. Реле KV1H за счет применения диода VD1H срабатывает только при одной полярности напряжения – при опускании ковша. С целью уменьшения нагрева катушек реле KV1C и KV1S после их срабатывания последовательно с ними вводятся добавочные резисторы. Реле применены для того, чтобы не допустить переключения приводов напора и поворота на ход и наоборот при наличии напряжения на генераторах.
Защита якорных цепей от превышения током допустимого значения осуществляется максимальными токовыми реле KA1H, KA1C, KA1P, KA1S и KA2P. Катушки всех реле, за исключением реле KA1H, включены в якорную цепь последовательно. Катушка же реле KA1H питается падением напряжения на дополнительных полюсах генератора и двигателя.
Для контроля величины тока и напряжения якорных цепей предусмотрены амперметры PA2H, PA2C и PA2S и вольтметры PV1H, PV1C и PV1S.
Структура системы управления напряжением генератора привода подъема приведена на рис. 4.6. В системе управления напряжением генератора положительные обратные связи (ОС) по напряжению в контуре тока и по току во внешнем контуре регулирования напряжения выполнены нелинейными. Сигнал положительной ОС по напряжению, действующий через резистор R39, придает механической характеристике требуемое значение коэффициента отсечки в I-ом квадранте механической характеристики. При работе привода в III-ем и IV-ом квадрантах благодаря применению диода VD19 начинает поступать дополнительный сигнал положительной ОС по напряжению через резистор R40. В сумме положительная ОС по напряжению приобретает критическое значение. Механическая характеристика привода подъема имеет вид, показанный на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Экскаваторные характеристики, формируемые системой управления ЭКГ-10
Пунктиром на рисунке показана характеристика в случае, когда отсутствуют элементы VD19 и R40. Видно, что при такой характеристике в режиме реверса со спуска на подъем ток может превышать стопорное значение.
Положительная ОС по току выполнена нелинейной, чтобы увеличивать жесткость механической характеристики только при установке командоконтроллера в нулевое положение. При этом на выходе управляющего устройства (УУ) появляется сигнал, благодаря чему ключ К закрывается и параллельно резистору R28 подключается резистор R29.
В функциональной схеме сельсинный командоконтроллер BGI и фазочувствительное выпрямительное устройство (ФВУ) привода подъема используются для управления приводом хода. Соответствующая коммутация осуществляется контактами реле KH1 и KH2.
Что касается системы управления полем подъемных двигателей, то она выполнена двухконтурной с внутреннем контуром регулирования тока возбуждения и внешним контуром регулирования ЭДС двигателей. Регулятор тока возбуждения (РТВ) входит в состав тиристорного возбудителя AHM, а регулятор ЭДС (РЭ) – в состав блока А1, осуществляющего регулирование главных АЭП. Регулятор РЭ выполнен по пропорциональной схеме. Его статическая характеристика однополярна и имеет насыщение.
На вход РЭ поступает сигнал заданного значения ЭДС и сигнал ее истинного значения с выхода датчика ЭДС (ДЭ). Вычисление ЭДС происходит на основании уравнения:
,
где RЯ - сопротивление якоря двигателя;
RДП - сопротивление дополнительных полюсов;
TЯД - постоянная времени участка цепи, с которого снимается сигнал ОС по напряжению.
В соответствии с этим уравнением необходимо производить дифференцирование тока якоря. Более целесообразно решать такое уравнение:
. (1)
Уравнение (1) менее точно, но позволяет избежать дифференцирования и связанных с ним помех. В соответствии с уравнением (1) постоянная времени фильтра (Ф) на выходе датчика ДЭ должна быть равна TЯД.
Рассмотрим управление полем двигателей M1H и M2H. Сигнал задания ЭДС EД* приводит регулятор ЭДС РЭ к насыщению. При этом его выходной сигнал IВ* принимает значение IВН* - IВmin*. На второй вход регулятора тока возбуждения РТВ в рабочем режиме поступает сигнал IВmin*. При этом суммарный сигнал IВΣ = IВН задает номинальное значение тока возбуждения. При работе привода на подъем полярность истинного значения ЭДС такая же, что и заданного EД*. Поэтому уровень выходного сигнала регулятора РЭ не изменяется и остается равным IВН* - IВmin*. Соответственно поток двигателей имеет номинальное значение.
Когда происходит разгон на опускание, полярность ЭДС изменяется. При ее увеличении до заданного значения регулятор РЭ выходит из насыщения, что вызывает уменьшение сигнала на его выходе вплоть до нулевого уровня. Соответственно уменьшается суммарный сигнал задания тока возбуждения IВΣ, поток ослабляется и скорость привода увеличивается до максимальной.
При наложении тормозов реле К1 теряет питание и сигнал IВmin* отключается от входа регулятора РТВ. Регулятор РЭ при этом находится в насыщении и задает минимальное значение тока возбуждения IВН* - IВmin*. Этим обеспечивается экономия электрической энергии и замедление процесса старения изоляции обмоток двигателей.
Плата регуляторов ПР1
Плата ПР1 предназначена для управления тиристорными возбудителями генератора и двигателей электропривода подъема (рис. 4.2). Панель ПР1 содержит фазочувствительное выпрямительное устройство (ФВУ) и коммутирующие реле.
Рис. 4.2. Плата регуляторов ПР1
Фазочувствительное выпрямительное устройство (ФВУ), входящее в состав СИФУ, служит для преобразования напряжения переменного тока с изменяемой амплитудой и фазой, снимаемого с выхода сельсинного командоаппарата, в соответствующее ему напряжение постоянного тока. ФВУ реализовано на операционных усилителях DA3 и DA4.
Собственно фазочувствительным выпрямителем является узел на микросхеме DA4. На ее входы (инвертирующий и неинвертирующий) через резисторы R7-R9 подается синусоидальное напряжение Uупр от сельсинного командоаппарата. Амплитуда этого напряжения изменяется в зависимости от величины смещения рукоятки командоаппарата по отношению к нулевому положению. При переходе рукоятки через это положение изменяется фаза напряжения на 180° градусов. Фаза изменяется по отношению к напряжению коммутации Uком, которое управляет работой транзистора VT1.
Когда Uком > 0 транзистор VT1 закрыт и напряжение Uупр поступает на оба входа микросхемы DA1. Так как коэффициент передачи по неинвертирующему входу в 2 раза больше, чем по инвертирующему, напряжение Uвых на выходе микросхемы DA1 имеет ту же полярность, что и напряжение Uупр. Когда Uком > 0 транзистор VT1 открыт и инвертирующий вход зашунтирован, поэтому полярность напряжения Uвых становиться противоположной напряжению Uупр. Резисторами R1 и R3 устанавливаются оптимальные уровни напряжения управлений и коммутаций.
На микросхеме DA2 собран активный фильтр второго порядка с двухпетлевой обратной связью, который совместно с апериодическим звеном на резисторах R11, R12 и конденсаторе С1 служит для сглаживания пульсаций напряжения Uвых. С помощью резистора R16 устанавливается требуемый уровень напряжения задания Uзад на выходе ФВУ.
На плате регулятора ПР1 диоды VD1-VD6 образуют зону нечувствительности около нулевого положения рукоятки командоаппарата.
Герконовые реле KH1 и KH2 подключают фазочувствительный выпрямитель к входу регулятора напряжения внешнего контура привода подъема. Когда срабатывают конечные выключатели защиты от переподъема или переопускания, реле KH1 или KH2 отключаются. При этом возможно движение привода только в противоположном направлении. При отключении привода подъема или при переключении на привод хода оба реле отключаются. В последнем случае командоаппарат привода подъема и фазочувствительный выпрямитель используются для управлением приводом хода.
Управляющее устройство (УУ) на принципиальной схеме ПР1 реализовано на микросхемах DA3, DA4, диодах VD7, VD8, VD11, VD12 и VD9, VD10, VD16, VD17, стабилитроне VD14, оптроне VD13. Транзистор VT2 играет роль ключа.
Когда сигнал задания Uзад равен нулю, на входы усилителей DA3 и DA4 поступает только напряжение, соответственно минус 15В и плюс 15В. От действия этих сигналов на выходах операционных усилителей устанавливается напряжение насыщения противоположных полярностей. Эти напряжения действуют по контуру, включающие диоды VD7, VD8, VD11, VD12, стабилитрон VD14, резистор R30 и вход оптрона VD13. Сумма напряжений превышает напряжение пробоя стабилитрона VD14, поэтому по входу оптрона протекает ток, вследствие чего его выходная проводимость увеличивается.
Когда напряжение задания становится больше нуля, то величина и полярность выходного напряжения усилителя DA4 не изменится. Выходное же напряжение усилителя DA3 изменит свой знак на противоположный. Вследствие этого в указанном контуре ток прекращается, транзистор VT2 закрывается и цепь положительной ОС по току отключается, вследствие чего жесткость механической характеристики уменьшается. К такому же эффекту приводит и подача сигнала Uзад отрицательной полярности, т.к. в этом случае изменяется полярность выходного напряжения усилителя DA4.
Регулятор напряжения внешнего контура реализован на микросхеме DA5. Величина максимального выходного напряжения регулятора определяется напряжением пробоя двуханодного стабилитрона VD15. Резисторы R21, R26 и конденсатор С4 в цепи задания образуют фильтр с небольшой постоянной времени.
Регулятор тока выполнен на операционном усилителе DA6. Сигнал задания поступает на DA6 через фильтр, образованный резисторами R33, R34 и конденсатором С5. Фильтр имеет небольшую постоянную времени и служит для ограничения темпа изменения тока при резких изменениях сигнала задания.
Регулятор напряжения внутреннего контура реализован на микросхеме DA8. Датчик ЭДС и регулятор ЭДС выполнены соответственно на операционных усилителях DA7 и DA9 (рис. ). Датчик ЭДС собран по схеме с использованием сигналов напряжения (R41) и тока (R35, R42, C7). Характеристика регулятора ЭДС сделана однополярной за счет применения стабилитрона VD20 в цепи обратной связи усилителя. Напряжение +15В, поступающее на вход усилителя DA9 через резистор R50, задает номинальное ЭДС двигателя. Уровень напряжения насыщения регулятора определяется напряжением пробоя стабилитрона VD20. В соответствии с принятой на схеме полярностью включения этого стабилитрона, а так же диода VD19, при работе на подъем на плату ПР1 должно поступать от датчика напряжения отрицательное напряжение, а при работе на спуск – положительное.
Плата регуляторов ПР2
Плата ПР2 предназначена для управления тиристорным возбудителем (АС) генератора привода напора и хода. В составе платы можно выделить ФВУ, узел регуляторов и узел коммутирующих реле.
Принципиальная схема платы приведена на рис. 4.3.
Рис. 4.3. Плата регуляторов ПР2
ФВУ привода напора – хода реализована на операционных усилителях DA1 и DA2 (рис. 4.3). Схема и работа этого ФВУ аналогична работе рассмотренного выше ФВУ привода подъема.
Аналогично приводу подъема включены в цепь задания реле КС1 и КС2, что позволяет обеспечить вывод рукояти из зоны действия того или иного конечного выключателя.
Сглаживание сигнала задания для регулятора напряжения внешнего контура осуществляется RC фильтрами (R20, R22, C4) и (R21, R24, C5). Фильтр (R30, R31, C6) в цепи задания регулятора тока способствует уменьшению производной тока якоря при резких изменениях сигнала задания.
Изменение (уменьшение) напряжения насыщения регулятора напряжения (DA3) при переключении на ход осуществляется за счет использования узла на стабилитронах VD7, VD9, резистора R29 и регулируемом резисторе R28. Плавная регулировка величины напряжения, то есть стопорного тока привода хода, осуществляется резистором R28.
Плата регуляторов ПР3
Плата ПР3 предназначена для формирования сигнала управления тиристорным возбудителем АЗ привода поворота – хода. Принципиальная схема платы ПР3 изображена на рис.
Фазочувствительное выпрямительное устройство выполнено на микросхемах DA2 и DA4 (рис. 4.4). Его схема и работа полностью аналогичны рассмотренному выше ФВУ привода подъема. Задатчик интенсивности (ЗИ) собран на микросхемах DA5, DA6 и DA7. Микросхема DA5 работает в режиме пропорционального усилителя с ограничением напряжения выхода. Ограничение выходного напряжения осуществляется стабилитроном VD11. Микросхемы DA6 и DA7 работают в режимах соответственно интегратора и оконечного усилителя. При поступлении входного сигнала на выходе микросхемы DA5 появляется полное выходное напряжение, ограниченное стабилитроном VD11. Это напряжение через резисторы R33 (или R32 и R33) подается на интегратор DA6, в результате чего напряжение на его выходе начинает плавно увеличиваться. Через оконечный усилитель, имеющий коэффициент передачи – 1, сигнал подается на вход регулятора напряжения внешнего контура привода поворота. Темп нарастания напряжения выхода микросхемы DA6 зависит от постоянной времени цепочки R32 (R32, R33), С4 и от выходного напряжения микросхемы DA5. Выходное напряжение микросхемы DA7 через резистор R28 подается на вход микросхемы DA5. При возрастании напряжения до величины, равной входному сигналу, сигнал ОС через резистор R28 подается на вход микросхемы DA5. Выходной сигнал DA5 уменьшается и рост выходного напряжения прекращается. Таким образом, при любом изменении входного сигнала выходной сигнал изменяется на ту же величину с темпом, не зависящим от величины приложенного сигнала.
Рис. 4.4. Плата регуляторов ПР3
Управляющее устройство (УУ1) собрано на диодах VD13-VD16, VD18-VD21, оптроне VD17, транзисторе VT2 и резисторе R38. Переход коллектор – эмиттер транзистора VT2 играет роль ключа. Он включен через выпрямительный мостик VD13-VD16 параллельно резистору R32 во входной цепи интегратора DA6. Узел работает в функции величины входного напряжения усилителя DA8, на котором собран регулятор внешнего контура напряжения. Когда выходное напряжение регулятора мало, ток во входной цепи оптопары VD17 отсутствует, транзистор VT2 закрыт, резистор R32 введен и поэтому изменение величины выходного напряжения ЗИ минимально. При этом ток в цепи якорей двигателей имеет небольшое значение, из-за чего зазоры в передачи выбираются плавно.
Когда напряжение на выходе регулятора возрастает до определенной величины, по входу оптопары VD17 поступает потенциал коллектора, транзистор открывается и резистор R32 шунтируется. В результате этого темп ЗИ возрастает.
Управляющее устройство (УУ2) этой схемы реализовано на операционных усилителях DA2 и DA4, диодах VD6-VD9, стабилитроне VD10, резисторе R30, оптроне VD12.
Управляемое сопротивление Rупр схемы образует транзистор VT3 и выпрямительный мостик на диодах VD22-VD25. На операционном усилителе DA2 собран инвертор сигнала задания, а на усилителе DA4 – сумматор сигнала задания и ОС по напряжению.
Если напряжение на выходе микросхемы DA4 меньше, чем напряжение пробоя стабилитрона VD10, то ток в цепи светодиода оптопары не протекает. При этом транзистор VT3 закрыт, сопротивление перехода коллектор – эмиттер имеет большое значение и в цепь задания регулятора тока введен резистор R46, следовательно, ток якоря имеет небольшое значение.
При дальнейшем росте сигнала задания скорости ток в цепи излучателя оптопары VD12 достигает значения, при котором начинает увеличиваться обратный фототок, протекающий через оптопары VD12 и базы транзистораVT3. Транзистор VT3 переходит в активный режим работы. Это приводит к уменьшению сопротивления цепи коллектор – эмиттер транзистора VT3, росту задания регулятора тока и постепенному повышению тока.
Когда ток в цепи излучателя оптопары VD12 достигает значения, при котором происходит насыщение транзистораVT3, сопротивление цепи коллектор – эмиттер транзистора VT3 становится минимальным, а сигнал задания регулятора тока – максимальным.
При установке, командоконтроллера в нулевое положение, благодаря внешней коммутации, обеспечивается протекание тока по цепи светодиода оптопары VD1, благодаря чему транзистор VT3 открывается и резистор R46 полностью шунтируется.
Аналогично отключается рассматриваемый узел и при переключении на привод хода.
Рис. 4.5. Принципиальные электрические схемы главных АЭП экскаватора и электромашинного агрегата экскаватора ЭКГ-10
Рис. 4.6. Структурная схема АЭП подъема экскаватора ЭКГ-10
- Изучение схем управления электроприводами экскаваторов по системе г-д с тиристорным управлением
- Производственных механизмов и технологических комплексов»
- И автоматика промышленных установок и технологических комплексов»
- Рецензия
- Содержание
- 1. Особенности работы аэп экскаваторов
- 2. Структурные схемы аэп экскаваторов
- 2.1. Структурные схемы аэп, участвующих в черпании
- 2.2. Структурные схемы аэп поворота
- 3. Основные узлы аэп экскаваторов
- 3.1. Жесткая отрицательная обратная связь по току якоря
- 3.2. Жесткая отрицательная обратная связь по напряжению генератора
- 4. Принципиальные электрические схемы аэп экскаваторов
- 4.1. Принципиальная электрическая схема аэп экскаватора экг-10
- Электронные блоки системы управления:
- 4.2. Принципиальная электрическая схема аэп переменного тока экскаватора - драглайна
- 4.3. Принципиальная электрическая схема аэп экскаватора p&h 4100c boss
- 5. Контрольные вопросы
- 6. Контрольные задания
- 7. Задание для выполнения лабораторной работы
- 8. Список рекомендуемой литературы