Технологические методы повышения эксплуатационных свойств деталей машин
Формирование поверхностного слоя с заданными свойствами в процессе изготовления деталей является одной из важнейших задач технологии машиностроения, причем более сложной, чем обеспечение точности. Качество поверхностей деталей зависит, в основном, от методов и режимов проведения финишных операций.
Для получения износостойкого поверхностного слоя частоприменяют традиционные методы упрочнения: поверхностная закалка ТВЧ, различные виды химико–термической обработки (цементация, азотирование, цианирование и др.); газотермическое нанесение покрытий (металлизация) на рабочие поверхности (газопламенная, электродуговая, плазменная и др.).
Для придания поверхностному слою деталей повышенной твердости, износостойкости, коррозионной стойкости и пр. применяют электролитические (гальванические) и химические покрытия. Нанесение металла на поверхность детали происходит путем кристаллизации его из раствора соответствующей соли (электролита) в результате прохождения через соль электрического тока.
На рис.2.17 показана схема гальванического осаждения металла.
При прохождении через электролит постоянного тока молекулы раствора расщепляются на положительно заряженные частицы – катионы и отрицательно заряженные – анионы. Катионы перемещаются к отрицательному электроду (катоду), где осаждаются, превращаясь в нейтральные атомы. Анионы перемещаются к противоположному электроду (аноду), где также теряют свой заряд и превращаются в нейтральные атомы. Катодом служит покрываемая деталь, анодом – либо металл, соль которого находится в растворе, либо металл, который нерастворим в электролите.
При хромировании в качестве электролита используется водный раствор хромового ангидрида с применением нерастворимых свинцово-сурьмянистых анодов (95% свинца и 5% сурьмы). Хромовые покрытия обладают высокой твердостью, хорошей износостойкостью, высокой кислотостойкостью и теплостойкостью. Хромовые покрытия применяют также для восстановления размеров изношенных деталей, в качестве антикоррозионного и декоративного покрытия. Толщина хромового покрытия до 0,3мм. Дефектный хромовый слой снимается соляной кислотой.
При меднении, цинковании, кадмировании, лужении, никелировании используются растворимые аноды из материала, соответствующего виду гальванического покрытия.
Меднение применяется в качестве подслоя перед никелевым, хромовым и другими покрытиями при защитно-декоративной обработке стальных изделий, для местной защиты от цементации, дляулучшения притирки трущихся поверхностей, а также для защиты откоррозии контактов и химической аппаратуры.
Цинкование применяется для защиты от коррозии деталей машин, крепежных деталей, стальных листов, проволоки и других деталей, работающих в различных климатических условиях, а также для защиты стальных изделий от действия бензина и масла.
Кадмирование применяется для защиты от коррозии электрических контактов, изделий и деталей машин, соприкасающихся сморской водой.
Лужение (покрытие оловом) применяется для защиты от коррозии деталей оборудования пищевойпромышленности, контактов, поршневых колец, для местной защиты деталей от азотирования, а также при пайке деталей.
Никелирование применяется для защиты от коррозии медицинских инструментов; химической и электрохимической аппаратуры, работающей в щелочных растворах; для повышения твердости и износостойкости поверхностей деталей, а также в качестве подслоя под хром.
Для защиты поверхностей металлических изделий от коррозии применяются также лакокрасочные покрытия.
В современном машиностроении, для повышения эксплуатационной надежности поверхностного слоя деталей, имеется тенденция к замене обработки металлов резанием – давлением в холодном состоянии, т.е. поверхностно-пластическим деформированием (ППД). Обработка ППД основана на способности металлов к деформациям и соответствующему упрочнению поверхностных слоев металла в результате воздействия упрочняющее-калибрующего инструмента на обрабатываемую поверхность. Обработкой ППД достигаетсяточность до7-го квалитета и шероховатость доRа= 0,31 мкм.
Методы ППД подразделяют на статические и ударные. К статическим методам относятся однократные обжатия, обкатывание, выглаживание. При ударных методах инструмент, рабочие тела или среда многократно воздействуют на всю обрабатываемую поверхность, при этом сила воздействия в каждом цикле изменяется от нуля до максимума (дробеструйная и гидроабразивная обработка, центробежно-шариковый наклеп, обработка бойками и др.).
В качестве инструментов при ППД могут быть использованы бойки, шары, ролики, дорны, гладильники и др. инструменты. В качестве рабочих тел при ППД используются дробь, абразивные зерна, шарики из стали, стекла, пластмассы и др. Рабочей средой при ППД может быть жидкость, газ и др. суспензии с частичками абразива.
На рис. 2.18 показана схема обжатия поверхности пуансоном.
Усилие, которое необходимо обеспечить для пластического деформирования металла, определяется с учетом механических свойств и объема металла, деформируемого за один рабочий ход пуансона. При обжатии шероховатость снижается и поверхностный слой упрочняется на глубину до 1 мм.
Обкатка поверхностей вращения выполняется, обычно, на токарных и револьверных станках, плоских – на строгальных, зубьев зубчатых колес – на специальных станках. Обработке подвергаются черные и цветные металлы твердостью не более 400 НВ, деформируемые в холодном состоянии. Точность формы заготовки должна соответствовать готовой детали. Припуск на обработку устанавливается равным высоте исходных микронеровностей. Режимы обкатывания, обычно, выбираются опытным путем.
Скорость обкатывания роликами принимается в пределах 30…100 м/мин, а при обкатке шариками – 10…300 м/мин. В большинстве случаев обкатывание производится за один проход. В зону обкатки подается машинное масло или сульфофрезол. Ось ролика рекомендуетсяустанавливатьпод углом25'…30' относительно оси заготовки, в направлении подачи.
В результате обкатки повышается усталостная прочность поверхностного слоя на 20…40%, снижается шероховатость на 15…20%, повышается твердость на 20…40%, а глубина наклепанного слоя достигает 0,01…0,004 диаметра детали. В поверхностном слое после обкатки создаются остаточные напряжения сжатия. Срок службы деталей в результате обкатки увеличивается в 1,5…2 раза.
На рис. 2.19 показаны схемы процесса обкатывания различного вида поверхностей.
На рис. 2.20 приведены схемы упрочнения отверстий деталей.
В зависимости от размера отверстия, материала детали, состояния исходной поверхности, превышение размера инструмента при дорновании над размером отверстия (натяг) составляет от 0,02 до 0,15 мм. После дорнования снижается шероховатость поверхности, создается наклепанный слой глубиной 0,05мми более с остаточным напряжением сжатия, что способствует повышению износостойкости отверстий в 1,5…2 раза по сравнению с просверленными отверстиями.
На рис. 2.21 показана схема алмазного выглаживания на токарном станке.
Усилие Р, прикладываемое к детали, принимается в пределах 5…300Ни контролируется индикатором по изменению деформации упругого элемента приспособления для установки выглаживателя. Скорость вращения детали принимается в диапазоне 10…100м/мин, продольная подача от 0,02 до 0,1мм/об. Выглаживание стальных деталей проводится при охлаждении индустриальным маслом, а для цветных сплавов – керосином.
При выглаживании уменьшается шероховатость сRа = 1,25мкмдоRа = 0,32мкм, глубина наклепанного слоя не превышает 0,3мм, микротвердость увеличивается до 20…40%, в поверхностном слое создаются остаточные напряжения сжатия.
На рис. 2.22 показана схема виброобкатывания цилиндрической поверхности на токарном станке.
Для виброобкатывания используют шары диаметром от 2 до 30 ммили алмазные наконечники. Параметры режима виброобкатывания обычно устанавливаются опытным путем: амплитуда осцилляции инструментаl = 0,04…2 мм,Р = 150…500 Н,S = 0,07…4 мм/об,пд = 6…160 об/мин, пдв.х. = 14001/мин.
При использовании в качестве инструмента стального закаленного шара процесс называют выброобкатыванием, при использовании сферического наконечника из алмаза или другого сверхтвердого материала – вибровыглаживанием, так как процесс происходит в условиях трения скольжения.
В результате виброобкатывания на поверхности образуется перекрещивающийся микрорельеф в виде сетки канавок. Поверхности, обработанные виброобкатыванием, обладают повышенной усталостной и контактной прочностью, коррозионной стойкостью, гидроплотностью. Метод выброобкатывания применяется для упрочнения автотракторных гильз, клапанов, шпинделей, гидроцилиндров, матриц вытяжных штампов, прокатных валков и других деталей.
При дробеструйной обработке углеродистых сталей дробинками из отбеленного чугуна или закаленной сталидиаметром 0,5…1,5ммдостигается глубина наклепа до 0,5…1мм, исходная твердость повышается на 20…40%. Дробеструйную обработку широко применяют для повышения стойкости против усталости деталей – валов, зубчатых колес, рессор, пружин, торсионных валов, штанг глубинных насосов и др.
Эффективным методом упрочнения поверхности детали является центробежно-шариковый наклеп (рис.2.23).
Метод основан на использовании центробежной силы, возникающей при свободном перемещении в гнездах приспособления, вращающегося со скоростью 20...40 м/с,стальных шариков диаметром7...12мм. Деталь вращается со скоростью 30...90 м/мин. Продольная подачаприспособления принимается0,02...0,2 мм/обв зависимости от обрабатываемого материала. Обработка выполняется за 2…3 прохода.
При центробежно-шариковом наклепе твердость стали повышается на 25…45%, чугуна – на 30…50%, латуни – на 60%. Глубина наклепанного слоя достигает 1,5 мм. Данный метод применяют для обработки поверхностей коленчатых валов, гильз цилиндров, поршневых колец и других деталей.
Для упрочнения поверхностей деталей используют ударные бойки, проволочные инструменты (щетки, иглофрезы). Иглофрезы, кроме упрочнения, обеспечивают съем металла толщиной 1…3 мм.
Применение методов упрочняющей технологии повышает долговечность машин, снижает затраты на изготовление и эксплуатацию машин.
- И.С. Цехмистро Теоретические основы технологии производства деталей и сборки машин Учебное пособие
- Введение
- Производственно-технологические и размерные связи в процессе изготовлениямашины
- Машина – объект машиностроительного производства
- Производственные и технологические процессы в машиностроении
- Технико-экономические показатели технологических процессов
- Технологичность конструкций машин
- Общие понятия о технологичности конструкций
- Технологические требования к конструкции машин при их сборке
- Технологические требования к конструкции деталей машин
- Точность изделий машиностроения
- Показатели точности изделий
- Погрешности, возникающие в процессе изготовления деталей и сборки машин
- Анализ точности изделий методами математической статистики
- Базирование и базы в машиностроении
- Базы и опорные точки
- Классификация баз
- Технологические базы
- Погрешности установки заготовок
- Технологические размерные цепи
- Виды размерных цепей
- Методы достижения точности замыкающего звена
- Примеры выявления и решения технологических размерных цепей
- Вопросы для самопроверки знаний раздела 1
- Достижение необходимой точности и качества поверхностей деталей в процессе их изготовления
- Достижение необходимой точности деталей в процессе их изготовления
- Способы и этапы достижения точности деталей
- Погрешности оборудования
- Погрешности настройки системы спид
- Погрешности, вызванные упругими деформациями технологической системы
- Погрешности, возникающие в результате размерного износа режущих инструментов
- Погрешности, возникающие в результате температурных деформаций технологической системыи внутренних напряжений в материале заготовок
- Суммарная погрешность механической обработки
- Управление точностью обработки
- Качество поверхности и технологические методы повышения эксплутационных свойств деталей машин
- Основные параметры качества поверхности деталей
- Влияние методов и режимов обработки на параметры качества поверхности
- Методы измерения и оценки качества поверхности
- Влияние качества поверхности на эксплуатационныесвойства деталей машин
- Технологические методы повышения эксплуатационных свойств деталей машин
- Допуски и припуски на обработку заготовок
- Операционные допуски и правила их выбора
- Припуски на обработку при изготовлении деталей машин
- Вопросы для самопроверки знаний раздела 2.
- Основы проектирования технологических процессов изготовления машин
- Исходная информация и последовательность проектирования технологических процессов изготовления машин
- Технологическая подготовка производства машин
- Исходная информация для проектирования технологических процессов
- Последовательность проектирования технологических процессов
- Технологическая документация
- Проектирование технологических процессов изготовления деталей
- Анализ исходной информации и выбор метода получения заготовки
- Составление планов обработки основных поверхностей и маршрута технологического процесса изготовления детали
- Проектирование операций технологического процесса обработки заготовок
- Проектирование технологических процессов сборки машин
- Структура и содержание технологического процесса сборки
- Организационные формы сборки
- Определение последовательности и содержания сборочных операций
- Проектирование типовых и групповых технологических процессов
- Проектирование типовых технологических процессов
- Проектирование групповых технологических процессов
- Проектирование технологических процессов для автоматизированного производства
- Проектирование технологических операций для автоматов и полуавтоматов
- Проектирование технологических операций для агрегатных станков
- Проектирование технологических процессов изготовления деталей на автоматических линиях
- Проектирование технологических процессов для станков с программным управлением
- Технологические возможности станков с программным управлением
- Системы программного управления станками
- Системы координат и способы отсчета перемещений
- Технологическая подготовка обработки заготовок на станках с чпу
- Кодирование технологической информации и запись ее на программоноситель
- Технологические особенности обработки заготовок на сверлильных и фрезерных станках с чпу
- Технологические особенности обработки заготовок на многоцелевых станках
- Технологическая подготовка гибких производственных систем
- Основные принципы модульной технологии
- Автоматизированное проектирование технологических процессов (аптп)
- Экономическая оценка вариантов технологического процесса
- Вопросы для самопроверки знаний раздела 3
- Список литературы
- Оглавление
- 1. Производственно-технологические и размерные связи в процессе изготовления машины 4
- 2. Достижение необходимой точности и качества поверхностей деталей в процессе их изготовления 88
- 3. Основы проектирования технологических процессов изготовления машин 139