logo search
автех / 3_Upr_4_Shassi

3.8. Управление закрылками.

Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета на крыле установлены однощелевые выдвижные закрылки с дефлекторами. Выпуск и уборка закрылков осуществляется винтовыми механизмами. Закрылки отклоняются во взлетное положение - на угол 20° и в посадочное положение - на угол 45°. Время выпуска на 45° и время уборки с 45° на 0° не более 30 с. при работе обеих гидросистем. Для синхронизации и контроля выпуска или уборки закрылков служит система предупреждения рассогласования СПР-l, останавливающая закрылки при разнице отклонений правых и левых закрылков более 2°. На земле при обжатом шасси, при положении закрылков, не соответствующем взлетному, и установке двух любых РУД во взлетное положение включается звуковая сигнализация.

Система управления закрылками включает в себя привод РП-71-02, редуктор 3 (рис.21), четыре уголковых редуктора 5 и 7; восемь винтовых механизмов 8, 13. 15 и 18, по четыре на каждой консоли; карданные валы 6 и 14; валы трансмиссии 4 и 11; промежуточные опоры 12 и 17; два тормоза 16 и механизм концевых выключателей МKB-45.

Рис.21. Схема управления закрылками

1 – рулевой привод РП71-02; 2 – механизм концевых выключателей КВ-45;

3 – редуктор; 4 – вал трансмиссии; 5 – угловой редуктор; 6 – карданный вал;

7 – угловой редуктор; 8 – винтовой механизм №1; 9 – кольцо кардана;

10 – кронштейн; 11 – вал трансмиссии; 12 – промежуточная опора; 13 – винтовой механизм №2; 14 – карданный вал; 15 – винтовой механизм №3; 16 – тормоз.

Привод РП-71-02 через редуктор, валы трансмиссии и уголковые редукторы приводит во вращение винтовые механизмы, которые выпускают или убирают закрылки. Винтовые механизмы крепятся к кронштейнам закрылков вилками через кольца карданов 9. Рулевой привод РП-71-02 с редуктором и механизмом концевых выключателей МKB-45 установлен под полом салона между шпангоутами 48 и 49, до оси самолета. Два уголковых редуктора установлены под полом салона на шпангоуте 49, два других уголковых редуктора - в крыле на винтовом механизме №1. Винтовые механизмы установлены на стенке третьего лонжерона крыла: №1 - у нервюры 3, №2 - по оси нервюры 10, №3 - у нервюры 11 и №4 - между нервюрами 19 и 20.

Валы трансмиссии изготовлены из дюралюминиевых труб. На концах труб болтами закреплены шлицевые втулки. Один конец вала в месте присоединения фиксируется от продольных перемещений стопорами; изготовленными из проволоки. Промежуточные опоры валов трансмиссии закреплены в крыле на стенке третьего лонжерона в районе нервюр 6 и 7 и на стенке второго лонжерона около нервюр 15 и 17.

Карданные валы состоят из собственного вала, заканчивающегося с обеих сторон вилками, к которым через крестовины присоединены вилки с хвостовиками. Хвостовики вала 6 соединяются с уголковыми редукторами, а вала 14 - с винтовыми механизмами. В отверстия вилок для крепления крестовин запрессованы игольчатые подшипники, смазывающиеся через масленки в крестовинах.

Промежуточные опоры 12 и 17 поддерживают трансмиссионные валы и фиксируют их от осевых перемещений, каждая опора состоит из корпуса, запрессованного в него шарикоподшипника и вала, к которому шлицевыми втулками присоединяются трансмиссионные валы.

Так как винтовые механизмы выполнены не самотормозящимися, останов и фиксацию закрылков в заданных положениях "20°" и "45°" осуществляют гидромеханические тормоза рулевого привода PП-71-02 при отключении электропитания привода. Останов и фиксацию закрылков в любом промежуточном положении осуществляют тормоза, установленные в трансмиссии между винтовыми механизмами №3 и 4 на нервюрах 13, по сигналу от системы СПР-1.

С и с т е м а СПР-1 закрылков включает в себя два редуктора, два датчика ДС-10 и блок ВOP-1. Датчики ДС-10 закреплены на нервюрах 20 правой и левой консолей крыла. При выпуске и уборке закрылков вращение трансмиссии через редукторы передается на валы датчиков ДС-10, выдающих сигналы в блок БОР-1., который суммирует показания датчиков и останавливает закрылки при разнице отклонения более 2°. При этом на приборной доске в кабине экипажа загорается сигнальное табло ЗАКРЫЛ.НЕИСПР. Дальнейшее движение закрылков как на выпуск, так и на уборку, возможно только после устранения неисправности. Для проверки исправной работы блока рассогласования на земле на левом пульте кабины экипажа установлена кнопка КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ РАССОГЛАСОВАНИЯ ЗАКРЫЛКОВ. Положение закрылков контролируется по указателю, в комплект которого входят два датчика ДС-10 и двухстрелочный индикатор. Индикатор расположен на центральной панели приборной доски кабины экипажа. Датчики ДС-10 индикаторов расположены рядом с датчиками рассогласования, они связаны валами с редукторами, закрепленными на винтовых механизмах №4. На редукторе правой консоли крыла установлены датчик МУ-615А системы МСРП-64М-2 и датчик ДОС системы САУ-42, связанные с рычагом редуктора. На редукторе левой консоли крыла установлен второй датчик ДОС системы САУ-42.

Рис.22. Схема управления закрылками

1 – рулевой привод РП71-02; 2 – механизм концевых выключателей МКВ-45; 3 – редуктор; 4, 11 – вал трансмиссии; 5, 7 – угловой редуктор; 6, 14 – карданный вал; 8 – винтовой механизм №1; 9 – кольцо кардана; 10 – кронштейн; 12, 17 – промежуточная опора; 13 - винтовой механизм №2; 15 – винтовой механизм №3; 16 – тормоз трансмиссии; 18 – винтовой механизм №4; 19 – редуктор системы СПР-1; 20 – датчик ДС-10 системы СПР-1; 21 – датчик ДС-10 указателя положения закрылков; 22 – шлицевая втулка; 23 – вал опоры; 24 – корпус опоры; 25 – стопор; 26 – конусный болт; 27 – стопорное кольцо; 28 – гайка; 29 – шарикоподшипник; 30 – труба.

Рулевой привод РП-71-02, приводящий в действие систему управления закрылками, получает питание одновременно от двух гидросистем: основной и аварийной. При питании рулевого привода 1 (рис.21) от одной из гидросистем время перемещения закрылков увеличивается вдвое. Управление закрылками осуществляется совместно с управлением предкрылками от переключателя ПРЕДКРЫЛКИ, ЗАКРЫЛКИ ОСНОВНОЕ УПРАВЛ., установленного на среднем пульте и имеющего три положения: "УБР.", "20°" и "45°".

При установке переключателя в положение "20°" подается электропитание на включение рулевого привода РП-71-02 предкрылков на их выпуск и одновременно включается резервная насосная станция НС46-3. После выпуска предкрылков концевые выключатели отключают рулевой привод предкрылков. При этом гаснет сигнальное табло ПРЕДКР.ПРОМЕЖУТ., загорается табло ПРЕДКРЫЛ.ВЫПУЩЕНЫ и подается электропитание на рулевой привод PП-71-02 закрылков на их выпуск.

Р е д у к т о р передает вращение от рулевого привода РП-71-02 трансмиссии управления закрылками к механизму концевых выключателей МKB-45 без понижения оборотов.

Редуктор состоит из корпуса, крышки, входного вала с конической шестерней, выходного вала с конической и цилиндрической шестернями и двух цилиндрических шестерен привода механизма МKB-45. Входной и выходной валы изготовлены за одно целое со своими шестернями и установлены на шарикоподшипниках. Шестерня входного вала находится в зацеплении с конической шестерней выходного вала. Цилиндрическая шестерня выходного вала находится в зацеплении с двумя цилиндрическими шестернями, передающими вращение на вал механизма концевых выключателей МKB-45. Редуктор заполняется смазкой ВНИИНП-286М.

Вращение рулевого привода РП-71-02 передается входному валу, который приводит во вращение выходной вал и шестерни привода механизма МKB-45.

М е х а н и з м концевых выключателей МKB-45 обеспечивает переключение электроцепей в системе управления закрылками и крепится к редуктору 3. механизм состоит из: планетарного редуктора, рядовой цилиндрической передачи, двух кулачковых валов, двух блоков микровыключателей и двух ШP.

Редуктор - замкнутая планетарная передача, служит для уменьшения скорости вращения кулачковых валов. Цилиндрическая передача служит для передачи вращательного движения с ведомого элемента планетарного редуктора на кулачковые валы. На каждом кулачковом валу закреплено по четыре программных кулачка. Каждый программный кулачок осуществляет одновременное срабатывание двух микровыключателей. Для изменения программы работы микровыключателей кулачки можно поворачивать на валу специальным ключем для регулировки, преодолевая момент трения в фрикционных дисках. Для доступа к кулачкам в корпусе механизма имеется окно, закрытое крышкой.

Блок микровыключателей состоит из восьми микровыключателей, четырех рычагов с возвратными пружинами и кронштейна. Каждый рычаг переключает по два микровыключателя.

Рис.23. Винтовой механизм закрылка

1 – корпус; 2 – подшипник; 3 – вал; 4 – гайка; 5 – гайка; 6 – ось; 7 – вилка;

8 – упор; 9 – хомут; 10 - корпус гайки; 11 – винт; 12 – кольцо кардана; 13 – упор; 14 – ходовая гайка; 15 – дворник; 16 – опора; 17 – коническая шестерня;

18 – конический подшипник; 19 – вал; 20 – коническая шестерня;

21 – крестовина; 22 – ось; 23 – маслёнка.

Вращение приводного вала через понижающий планетарным редуктор передается кулачковым валам с программными кулачками. Кулачки, вращаясь, своими выступами через рычаги нажимают кнопки микровыключателей, переключая соответствующие цепи.

В и н т о в о й механизм является исполнительным элементы в системе выпуска и уборки закрылков. На каждой консоли крыла установлено по четыре винтовых механизма.

Каждый винтовой механизм состоит из редуктора, винта, гайки и кардана. Пара винт-гайка собраны на шариках. В корпусе редуктора на двух шарикоподшипниках установлен вал с конической шестерней. К корпусу закреплена опора 16 (рис.22) с роликовыми подшипниками, в которых установлена коническая шестерня 17 и выходной вал 19, оканчивающийся вилкой. Ходовой винт однозаходный со специальной резьбой под шарики изготовлен из стали 30ХГНВА. На один конец винта надета вилка 7 и закреплена к винту болтом. Карданная вилка винта соединена с карданной вилкой редуктора крестовиной 21 и осями 6 и 22. Гайка состоит из цилиндрического корпуса, заканчивающегося вилкой кардана, и ходовой гайки 14 с шариками, установленной в корпусе и законтренной от проворачивания штифтами. Для обеспечения смазки в корпус гайки ввернута масленка. К вилке корпуса на болтах присоединено карданное кольцо 12 для соединения винтового механизма с закрылком.

Конструктивно все винтовые механизмы выполнены одинаково, однако рабочий ход гаек, а, следовательно, и длины винтов - разные. Кроме этих отличий, вызванных кинематическими требованиями, имеются некоторые конструктивные отличия;

- на винтовом механизме №1 установлены механические упоры 8 и 13, ограничивающие ход;

- в редукторе винтового механизма №1 установлена дополнительная пара конических шестерен;

- на винтовом механизме №4 с внешней стороны редуктора установлен переходный патрубок с фланцем для крепления редуктора системы предупреждения рассогласования закрылков.

Рис.23. Гидротормоз

1 – крышка; 2 –корпус; 3 – тормозная колодка; 4 – кожух; 5 – болт; 6 – барабан;

7 – шлицевой наконечник; 8 – гидроцилиндр; 9 – крышка; 10 – тарельчатые пружины; 11 – шток; 12 – качалка; 13 – шайба; 14 – поршень; 15 – поршень;

16 – гайка; 17 – штуцер.

Для смазки винтового механизма применяется смазка ВНИИНП-286М. Корпус редуктора заполняется смазкой на 1/3 объема.

Корпуса редукторов винтовых механизмов крепятся к стенкам второго и третьего лонжеронов крыла четырьмя болтами и самоконтрящимися гайками. Соединение гайки винтового механизма с закрылком - шарнирное, выполнено с помощью кардана и болтов. Два болта, соединяющие гайку с карданом, установлены в вертикальной плоскости и два болта, соединяющие кардан с кронштейном закрылка, установлены в горизонтальной плоскости.