logo search
Системы Ту-154В

1.3.3Система управления поворотом колес передней опоры шасси

В зависимости от серии, на самолетах Ту-154Б различны максимальные углы разворота колес передней опоры шасси в рулежном и взлетно-посадочном режиме:

а) до № 226: режим "Взлет-посадка"  830'; режим "Рулежка"  55 (при полном отклонении ручки на левом пульте);

б) с № 226 по № 359: углы отклонения в режиме "Взлет-посадка" составляют  7 от нейтрального положения; в режиме "Рулежка"  55; колеса можно разворачивать ручкой (на большие углы), педалями (на малые углы), а также ручкой и педалями одновременно;

в) с № 360: в режиме взлетно-посадочном углы отклонения колес равны  10; в режиме руления  63.

Включение управления разворотом колес производится двумя переключателями, расположенными на верхнем электрощитке пилотов (рис. 4.6): "Разворот колеса" и "8 - 55"; на самолетах с № 577 переключатель "Разворот колеса" перенесен на штурвал КВС.

На стоянке включать систему разворота колес запрещено; переключатель "Разворот колеса" должен быть в положении "Выключено", В этом случае горят светосигнальные табло: у пилотов "К взлету не готов", у бортинженера - "Разворот не включен" (рис. 2.5).

После страгивания самолета со стоянки включаются "Разворот колеса" и режим руления "55" (или 63): табло "К взлету не готов" продолжает мигать, табло "Разворот не включен" должно погаснуть и должно включиться табло (у бортинженера) "Разворот 55 (63)". Перевод на режим малых углов происходит после установки самолета по средней линии ВПП: при этом гаснут табло "К взлету не готов" и "Разворот 55 (63)", а ручка управления поворотом автоматически фиксируется в нейтральном положении.

На разбеге, при разжатии амортизатора передней опоры, система подготавливается к выключению концевым выключателем, установленным на шлиц-шарнире (двузвеннике) амортизатора; система не выключается на случай взлета самолета с задней центровкой, когда возможен случайный отрыв передней опоры от ВПП при рулении. Выключение системы управления разворотом колес производится концевым выключателем, установленным на механизме распора, после чего система переводится в режим центрирования.

При выключении системы или отказе 2-й гидросистемы управление поворотом колес переходит в режим демпфирования.

В систему управления поворотом колес передней опоры входят следующие агрегаты:

1. Электромагнитный кран ГА-163Т/16: управляется переключателями "Разворот колеса" "8 - 55" ("63 - 10"). Кран имеет три блокировки: на шлиц-шарнире амортизатора передней опоры, механизме распора и амортизаторе правой опоры.

2. Гидропульт РГ-16А на самолетах с № 266 заменен на агрегат управления разворотом колес. Служит для подачи АМГ-10 в одни полости РДЦ и слива из других. Управление распределительными золотниками агрегата производится от педалей (рис. 3.4) через жесткие тяги и качалки или от ручки управления через тросовую проводку. Агрегат управления (гидропульт РГ-16А) связан жесткой связью с поворотным цилиндром РДЦ.

3. Гидромеханический ориентир установлен с самолета № 226, предназначен для фиксации ручки управления в нейтральном положении при включении режима малых углов разворота.

4.Гидропневматический ориентир устанавливает колеса в нейтральное положение после отрыва самолета от ВПП (в режим центрирования); заряжен азотом до давления 90  2 кг/см2.

5. Клапан переключения автоматически включает режим демпфирования при падении давления во 2-й гидросистеме или выключении системы разворота.

6. Рулежно-демпфирующий цилиндр (РДЦ) - гидроцилиндр вращательного действия служит для разворота колес передней опоры шасси (совместно с амортизатором). РДЦ с гидроагрегатом РГ–16А и шлиц шарниром обратной связи образуют гидроусилитель управления поворотом колес передней опоры.