logo search
автех / 3_Upr_4_Shassi

4.5. Особенности технического обслуживания шасси

Основные работы по техническому обслуживания шасси включают: дефектацию составных частей передней и основных опор шасси; проверку давления в пневматиках колес, зарядки амортизаторов, их дозарядку в необходимых случаях; съемку и установку колес; проверку величины зазоров в замках створок и в механизме ручного открытия замков створок, а также очистку деталей и узлов шасси от грязи, снега и льда, их периодическую смазку.

При дефектации шасси основное внимание уделяют осмотру узлов крепления траверс, замков убранного и выпущенного положения, шлиц-шарниров, карданов, коромысел тележек, барабанов колес, амортизаторов, цилиндров-подъемников, демпферов, цилиндров управления колесами переднем опоры, цилиндров управления створками. На перечисленных узлах должны отсутствовать трещины, деформации, нарушения контровок и ослабление болтовых соединении. Проверяют также положение указателей грубой посадки и наличие пломб на них, наличие контровок и пломб на пробках и зарядных штуцерах декпферов. износ тормозных дисков колес основных опор по указателю износа.

Нормальная работа уплотнении амортизаторов определяется по отсутствию следов масла АМГ-10 на выступающем части штока амортизатора.

Пневматики колес осматриваются с целью выявления износа, повреждений, проворачивания на барабане. Не допускается сдвиг контрольных меток на борте колеса и шины; истирание до второго слоя корда; расслоение и вздутие шины; порезы, проколы, вырывы длиной более 40 км на глубину более двух слоев корда: местные истирания длиной более 300 мм на глубину более двух слоев корда.

Срыв контровочной проволоки указателя грубой посадки может явиться результатом нарушения техники пилотирования экипажем или недостаточного давления азота и недостатка жидкости в амортизаторе. В этом случае проверяют зарядку амортизатора азотом и жидкостью AМГ-1O, а также осматривают детали и узлы согласно технологии контроля состояния самолета после грубой посадки.

Давление в пневматиках колес проверяют визуально и с помощью манометра. Визуально давление определяют по величине усадки пневматика. Нормально заряженное колесо передней опоры шасси при максимальном взлетном весе должно иметь усадку от 15 до 50 мм. Главной опоры - от 40 до 60 мм: Давление определяется по манометру с помощью приспособления 429972-600. В пневматиках передних колес давление должно составлять 6 кгс/см, основных опор – 9 кгс/см. Разность давления в шинах не додана превышать 0,5 кгс/см. В случае дозарядки шин необходимо подсоединить один зарядный шланг к вентилю зарядной трубки и к пульту A0505, а другой - к пульту и к баллону со сжатым воздухом (или к воздухозаправщику ВЗ-20-35О); открыть вентиль баллона или ВЗ и по манометру пульта А0505 зарядить шину колеса до требуемого значения, после дозарядки проверить герметичность золотника вентиля зарядной трубки мыльным раствором, Появление воздушных пузырей не допускается.

Проверку давления в шинах колес производят после остывания их до температуры наружного воздуха.

Нормальная зарядка амортстоек определяется количеством жидкости и величиной давления азота в амортизаторе. Для проверки уровня жидкости в амортстойках основных и передней опорах, а также для зарядки их азотом необходимо поднять самолет на гидроподъемниках до отрыва от земли на 50-60 мм. С помощью приспособления, установленного на зарядный штуцер, плавно стравливают давление азота из амортостойки до "0"; вывертывают зарядный штуцер из амортстойки и выдерживают в течение 2-3 часов до полного выхода растворенного азота из жидкости; с помощью шприца заливают в амортстойку 1000 см (для основной опоры) иди 350-400 см (для передней опоры) жидкости AМГ-10. Опускают самолет на гидроподъемниках так, чтобы шток не полностью вошел в цилиндр (осталось 40-50 мм между цилиндром амортстойки и опорной площадкой на штоке). Устанавливают гидродомкраты под тележку и с их помощью обжимают амортстойку - излишки жидкости должны сливаться, если слива нет - доливают еще АМГ-10. После этого стравливают давление в гидродомкратах и домкраты убирают из-под опоры. Вновь поднимают самолет на гидроподъемниках до отрыва колес от земли на 50-60мм - шток амортстойки должен выйти полностью. Устанавливают зарядный штуцер с новой уплотнительной шайбой, на штуцер устанавливают приспособление и заряжают амортстойку давлением азота 52 кгс/см. Через три часа после зарядки устанавливают давление в амортстойке равное 40 кгс/см. Проверяют герметичность зарядного штуцера мыльным раствором. Зарядка амортизаторов воздухом вместо азота не допускается, так как воздух вызывает коррозию деталей амортизатора и при соединении с маслом АМГ-10 может образовать взрывоопасную смесь. Выполненные работы по зарядке амортстоек жидкостью и азотом предъявляют инженеру ОТК.

П p о в e p к а б а р а б а н о в и других деталей колес передней опоры KT-151-2. Барабаны колес не должны иметь трещин. Для проверки барабан устанавливается на подставку» позволяющую вращать его вокруг оси. Осматривать визуально зоны, где вероятно образование трещин, и проверяет их методом вихревых токов индукционным дефектоскопом ВД1-ГА (ППД-1МУ) путем прощупывания искателем контролируемых участков по показаниям стрелки индикатора прибора (рис.49).

Рис.49. Контроль барабана и реборды на отсутствие усталостных трещин

Осматривают оси, подшипники, тормозные механизмы, распорные втулки, манжеты, обоймы и др. Не допускается выкрашивание и проворачивание манжет, утечка смазки из-под них; "подгар" опорного буртика или торцов роликов; трещины; разрушение сепараторов, рассыпание роликов; забоины на беговых дорожках; повреждение торцов распорных втулок. Предельный износ тормозной колодки не должен превышать 7,5 мм (рис.50). Не допускаются смятия, забоины торцов гильзы и сколы на колодке.

С ъ е м к а и у с т а и о в к а к о л е с K7-I5I-2. Необходимо подготовить к работе гидроподъемники А40-06000-0-5 и AI016-0000-0-3, приспособление для установки и снятия колес шасси AI306-0000. Поднимают самолет гидроподъемниками до отрыва шин от земли на 50-80 мм и стравливают давление в тормозной системе до "О".

Рис.50. Замер износа тормозной колодки

1 – корпус тормоза; 2 – стопорный болт; 3 – шток; 4 – пружина; 4 – пружина;

5 – сухарь; 6 – втулка; 7 – тормозная колодка; 8 – гильза; 9 – резиновый демпфер; 10 – колодка.

При работах, связанных с заменой одного колеса или шины, подъ­ем осуществляют при помощи гидродомкратов МА43-0000-0.

Предварительно расконтрив, отворачивают гайку от оси шасси. Устанавливают под колесо приспособление А1306-0000 и закрепляют его на нем. Снимают с оси обойму с манжетой, внутреннее кольцо роликоподшипника, колесо, распорную втулку, второе внутреннее кольцо роликоподшипника, вторую обойму с манжетой. При снятии колеса не допускают перекосов, во избежание повреждения внутренних уплотнений роликоподшипников. После снятия колеса очищают внутренние полости его от смазки, продуктов износа, детали промывают в бензине Б-70 и обдувают сжатым воздухом. Производят осмотр оси, подшипников, тормозного механизма, барабана, распорной втулки, манжетов и обтюраторов.

Перед монтажем колеса проверяют комплектность внутренних колец роликоподшипников и распорной втулки. Номера и индекс внутренних колец роликоподшипников и распорной втулки должны совпадать с номером и индексом колеса. При несовпадении (несоответствии) маркировки распорной втулки и внутренних колец роликоподшипников с номером или индексом колеса производят регулировку осевого зазора роликоподшипников путем регулировки длины распорной втулки по технологической карте 'Регулировка распорной втулки". Роликовые подшипники заправляют смазкой НК-5О. Смазка должна заполнить свободный объем между роликами, покрывать торцы роликов и дорожки качения внутреннего и наружнего колец.

При монтаже колес все операции производят в обратном порядке: устанавливают на ось обойму с манжетой, внутреннее кольцо роликоподшипника, распорную втулку, колесо, внутреннее кольцо внешнего роликоподшипника, вторую обойму с манжетой. Устанавливают на ось шасси детали крепления колеса и затягивают гайку оси до упора ключам длиной 500 мм с применением силы от руки одного человека при давлении на ключ сверху, при обязательном прокручивании колеса. После чего гайку законтривают. Ослаблять затяжку гайки при контровке не допускается. Проверяют наличие осевого зазора 1,4-4,4 мм между гильзами и фланцем тормозного диска. Если зазор не выдержан - производят его регулировку, после чего опускают самолет на колеса и гидроподъемники (или гидродомкраты) убирают.

С ъ е м к а и у с т а н о в к а к о л е с КT-141A основной опоры шасси выполняется, как и для передних колес, при техническом обслуживании по формам от Ф-1 и выше, при наличии дефектов, не соответствующим техническим требованиям, после отработки ресурса и по замечаниям экипажа.

Самолет поднимается на гидродомкратах, когда снимается одно колесо, или гидроподъемниках на высоту 50-60 мм от шины до земли. При подъеме самолета колеса растормаживают, так как при вывешивании на Гидроподъемниках упоры лучше входят в гнезда. С колеса снимается стопорное кольцо и крышка, расконтривают и отвертывают гайку оси; снимается с оси обтюратор, наружный роликоподшипник "С", колесо, распорную втулку, внутренний подшипник, внутренний обтюратор. Для смятия колеса также используется приспособление A1306-0000. Снимают датчик юза УА-58 и датчик оборотов УА-53А-8.Детали колеса промывают в бензине В-70 и сушат под струей воздуха. Осматривают детали колеса и барабан. Не допускаются те же самые дефекты, что ж на колесе передней опоры. Осматривается тормозное устройство колеса. В рассторможенном положении суммарный зазор между нажимным и первым вращающимся диском должен быть 2,5-7,0 мм.

Перед установкой колеса необходимо также проверить комплектность деталей, их маркировку и индексы; набивают смазку НК-50 в роликоподшипники, смазывают смазкой ЦИАТИН-201 посадочные места оси, шестерню колеса и шестерни датчиков УА-58 и УА-53А.

Устанавливают на ось колеса внутренний обтюратор плоской стороной к подшипнику, внутренний подшипник, распорную втулку, колесо, внешний роликоподшипник с буквой "С, внешний обтюратор. Затягивают гайку оси до упора и контрят. Устанавливают на колесо крышку и разжимное кольцо. Устанавливают датчики УА-56 (УА-53А), убедившись, что их шестерни вошли в зацепление с венцом на барабане колеса, при этом колесо необходимо проворачивать от руки. В заключение проверяют работу тормоза, затормаживая и растормаживая несколько раз колесо.

Опускают самолет на гидроподъемниках и устанавливают стояночные колодки. Выполненные работы по снятию и установке колес предъявляют инженеру ОТК.

П р о в е р к а р а б о т ы д е м п ф е p а тележки выполняется при техническом обслуживании по форме Г и Ф-1.

Для выполнения данной работы необходимо расконтрить и отвернуть гайку-колпачек зарядного штуцера, присоединить к зарядному штуцеру приспособление 4296А и с его помощью проверить давление азота в демпфере. Зарядное давление азота должно соответствовать таблице на трафарете демпфера:

Температура наружного воздуха, оС

Давление Ро, кгс/см2

Допустимое Ро для единичного полета, кгс/см2

+40

+20

0

-20

-40

129

120

111

101

94

107

100

93

85

78

После окончания проверки или дозарядки герметичность зарядного штуцера проверяется с помощью мыльного раствора, навертывается гайка-колпачек на зарядный штуцер и контрится контровочной проволокой диаметром 0,6 мм. При низких температурах перед проведением проверки зарядный штуцер обогревают теплым воздухом.

С м а з к а ш а р н и р н ы х с о е д и н е н и й шасси проводится смазкой ЦИАТИМ-201. Особое внимание обращают на смазку шарнирных соединений подкосов, шлиц-шарниров, тормозных тяг и рычагов, узлов подвески створок передней и основных опор шасси, тяг и цилиндров управления створками, цилиндров-подъемников, демпферов, цилиндров управления поворотом колес передней опоры, рычага передних колес, цапф траверс, осей вращения тележек основных опор, осей вращения крюков замков убранного положения опор шасси.

После замены агрегатов шасси и устранения дефектов, связанных с кинематикой уборки и выпуска шасси или после регулировочных работ, производится контрольная уборка и выпуск шасси на вывешенном самолете.