2.3.4. Сертификация производительности автогрейдера при выполнении планировочных работ
Автогрейдер является дорожно-строительной машиной, предназначенной для профилирования и отделки земляного полотна дороги. Кроме того, его применяют для планировки насыпей, выемок и их откосов, формирования и очистки кюветов и каналов, перемешивания грунта или гравия связущими материалами. Автогрейдеры широко используют при летнем содержании и ремонте грунтовых и гравийных дорог, а в зимнее время - для расчистки дорог и аэродромов от снега.
Рабочий орган автогрейдера - отвал - размещен внутри колесной базы машины между передней и задними осями (рис.15). Такое размещение отвала в сочетании с балансирной подвеской задних колес существенно уменьшает вертикальное перемещение режущей кромки отвала при преодолении колесами неровностей, благодаря чему повышаются планирующие качества автогрейдера и уменьшается количество необходимых проходов по одному месту. Идея создания такой конструкции автогрейдера соответствует её основному функциональному назначению - выполнению планировочных работ при создании различных строительных объектов.
Количество проходов автогрейдера по одному месту (п) при выполнении планировочных работ определяет его производительность, зависит от параметров конструкции автогрейдера и характеристики неровностей планируемого земляного полотна. Однако до сих пор нет рекомендаций на определение п, которое в настоящее время назначается на основании данных, полученных из сферы эксплуатации автогрейдеров, что препятствует оценке производственного потенциала этих машин при производстве сертификационных испытаний.
Рассмотрим основные положения теории планирующих машин грейдерного типа [9]. Характер неровностей, на которые воздействует планировщик, представим как эргодический, стационарный процесс с нормальным законом распределения, а планировщик - как нелинейную динамическую систему, которую можно линеанизировать статистическими методами и представить как линейную динамическую систему.
Уравнение рабочего процесса двухосного планировщика
Для вывода уравнения рабочего процесса планировщика грейдерного типа используем расчетную схему, представленную на рис. 13,
где S - абсцисса кромки рабочего органа;
В -длина базы планировщика;
V - расстояние от кромки рабочего органа до задней оси;
F(S) - ордината профиля неспланированной поверхности под передней осью машины, она отнесена к абсциссе кромки рабочего органа;
f(S) - ордината кромки рабочего органа;
f(S-V) - ордината профиля под задней осью;
F,S - внешние воздействия, рассматриваются как случайные величины.
Допущения
Внешние воздействия от образования колеи под передней и задней осями не учитываются.
Динамические деформации конструкции не учитываются, учитываются только воздействия неровностей F(S).
Принимается, что неровности с длиной волны менее радиуса колеса подавляются ими и не учитываются.
Задняя ось движется только по профилю, очерченному кромкой рабочего органа, так как при планировании присутствует процесс опорной срезки неровностей.
Исключено из рассмотрения смещение отвала из опорной плоскости колес (условие прямолинейности ABC).
Составим уравнение рабочего процесса планировщика с учетом прямолинейности линии ABC (рис.13), которое получается при соблюдении следующих положений:
1. При наезде переднего колеса на неровность F(S) режущая кромка рабочего органа сместится по вертикали на величину
f(S)= F(S)V/B .
2. В то же время при наезде заднего колеса планировщика на не ровность с абсциссой (S-V), полученную после прохода рабочего ор гана планировщика, режущая кромка рабочего органа сместится по вертикали на величину
f '(S)= f(S-V) (B-V)/B.
3. В результате ордината положения режущей кромки рабочего ор гана планировщика определится суммой
f(S)=f(S)+f(S). Обозначив отношение V/B символом а, получим уравнение рабочего процесса планировщика в следующем виде:
f(S) = aF(S) + (l-a)f(S-V). (1)
Это уравнение дает описание воздействия неровностей не-сплани-рованной поверхности на рабочий орган планировщика. Представим это уравнение в рекуррентном виде, когда один из членов уравнения рабочего процесса определяется последующим уравнением.
f(S) = a-F(S) + (1-a)-f(S-V) (1-a)°
f(S-V) = a-F(S-V) + (1-a)-f(S-2V) (1-a)1
f(S-2V) = a-F(S-2V) + (1-a)f(S-3V) (1-a)2
f(S-nV)= a-F(S-nV) + (1-a)f(S-(n+1)V) (1-a)n
Помножим каждую строку этих уравнений на (1-а)п, где п - номер строки, и просуммируем все строки.
f(S) +(1-a)-f(S-V) +(1-a)2 f(S-2V) +(1-a)3 f(S-3V) + ...
+(1-a)n-f(S-nV)=a-F(S)+(l-a)-f(S-V)+a-(l-a)-F(S-V)+
+(l-ct)2 -f(S-2V)+a-(l-a)2-F(S-2V) + +(l-a)3 -f(S-3V) + ... +a-(l-a)n-F(S-nV)+...+(l-a)n-f(S-nV)+... В результате получим
f(S) = a^(l-a)n-F(S-n-V) (2)
«=о Для использования полученного уравнения (2) рабочего процесса планировщика необходимо иметь закон изменения неровностей F(S) не спланированной поверхности, который представим в виде гармонического профиля
F(S) = A-Cos~^-S L
где А - амплитуда неровностей; L - длина периода гармонического профиля.
Тогда уравнение рабочего процесса планировщика примет вид
со *\
f(S) = a ■ £(l - a)" -A- Cosl-^— {S - n ■ V)\
Используя формулу косинуса разности углов, можно представить в виде
я=о L L L L
Дальнейшие преобразования с использованием формул тригонометрических рядов [8] позволили получить уравнение рабочего процесса двухосного планировщика в следующем виде:
f(S)=AZX-A-Cos\~-S-<p ф
где
(»■•■•-
<р= arctg -с
1 - (1 - а) ■ Cosi—*- ■ V) L
А7Х = = = =
Jl- 2 ■ (1 - а) • Cos(— ■ V) + (\-а)г
Рис.13. Расчетная схема для получения уравнения рабочего процесса воздействия на неровности планируемой поверхности автогрейдера без балансирных подвесок.
Согласно определениям теории преобразования гармонических процессов дробное выражение перед тригонометрической функцией косинуса называют амплитудно-частотной характеристикой (AZX) средства преобразования (в нашем случае планировщика) гармонических процессов.
В результате получено уравнение рабочего процесса двухосного длиннобазового планировщика с рабочим органом, расположенным внутри базы, которое представляем собой произведение амплитудно-частотной характеристики (AZX) и уравнения, описывающего входное воздействие планируемого профиля с учетом сдвига по фазе ср максимума амплитуды А, определяемого параметрами планировщика V, а и планируемого профиля L.
Уравнение смещения центральной точки балансира
При строительстве дорог для производства планировочных работ земляного полотна и строительных материалов используют автогрейдер с балансирной подвеской задних осей и колесной формулой 6x4x2. Балансиры в конструкции автогрейдера обеспечивают повышение планирующей способности машины. Для учета влияния балансирной подвески на процесс планировки необходимо иметь уравнение смещения центральной точки балансира (см. рис. 14).
Рис. 14, Расчетная схема к выводу уравнения смещения центральной точки балансира Уравнение смещения центральной точки балансира при движении по рельефу местности, неровности которой представлены функцией F(S), имеет вид
/{S) = ^.[F(S-~)+F(S + ^)]
Введем в это уравнение закон изменения неровностей в виде гармонической функции
F(S) = A-Cos~-^-S Т
тогда
„„_, 1 , L-. 2-я' п b. _ 2>jT-,rt b \
f{S)=--A-{Cos (S —) + Los (S+- }
2 { I L 2 J I L 2JJ
„ 2-к os „ 2-я Ьл 2-7z „ „. 2-TV 64 Cos( 6) • Cos( ) + Sm( S) ■ Sm( ) +
Г / ПЧ - '* - A Li J— ■ Zj JLj La Z*
2 „ .2-ж „ _ 2-я b. „. 2-Ti „. 0.2-я 6,
+Cos( S) ■ Cos( ) - Sin( S) ■ Siri )
L L 2 L L T
f(S) = A ■ Cos{2-j- ■ |) ■ Cos(-^- ■ S) .
В результате имеем амплитудно частотную характеристику балансира как преобразователя гармонических воздействий в следующем виде:
f(S) = AZXs-A-Cos(—--S) ^^
Уравнение рабочего процесса планировщика с задней балансирной подвеской
Расчетная схема автогрейдера с задней балансирной подвеской представлена на рис.15, а исходное уравнение рабочего процесса по воздействию неровностей не,-спланированной поверхности на положение планирующего рабочего органа имеет вид
f(S) = a-F(S) + AZX8(1-a)-f(S-V) .
После представления этого уравнения в рекуррентном виде и соответствующих преобразований
со
f(S) = a-Y^X';-{\-aY -F{S-n-V) (б)
Это уравнение по структуре аналогично уравнению (2), поэтому уравнение рабочего процесса планировщика с балансиром сзади, выраженное через амплитудно-частотную характеристику конструкции этого планировщика, будет иметь такой же вид, что и уравнение (4) для планировщика без балансира. Изменится только выражение для расчета AZX, которое в этом случае будет иметь вид
Jl-2-(l-a)-Cbs(—)-Cbs(~-f0 + (l-afCos1^)' U)
Аналогично получаются уравнения рабочего процесса для планировщиков с передним балансиром и планировщиков с передним и задним балансирами. Изменяются только выражения для расчета величины амплитудно-частотной характеристики. Так, для планировщика с передним балансиром (рис.16) имеем
AZX ' T— ^ . (8)
1 - 2 • (1 - а) ■ Cos( V) + (1 - a)2
V L
Рис.15. Расчетная схема для получения уравнения рабочего процесса воздействия на неровности планируемой поверхности автогрейдера с задней балаксирной подвеской
Для планировщика с передним и задним балансирами (рис.17)
a-Cos{ )
А7Х = - Л
ll-2.{\~a)-CmA.Cos(^-V14l~a)2CoS\^-) ■ (9) V L L L
"^~ и рт ■ |_^ , ; " ь—— ZI U—U*——
f(S-V)* щ(Ю е !;w отсчета неровностей
'и ; е *i
Рис, 18. Расчетная схема для получения уравнения рабочего процесса воздействия на неровности планируемой поверхности автогрейдера с передней балансирной подвеской
Рис.17. Расчетная схема для получения уравнения рабочего процесса воздействия на неровности планируемой поверхности автогрейдера с двумя балансирами
Определение требуемого числа проходов п при планировании земляного полотна.
Математическую модель неровностей исходного профиля планируемого рельефа местности можно представить в виде ряда Фурье
т
F(S) =*§jjAt- cos(k -(o-S-(pk)
где F(S) - величина неровности исходного профиля планируемой
поверхности относительно линии, определяющей макрорельеф
земляного полотна будущей дороги;
Ак - величина амплитуды k-v\ гармонической компоненты;
к - номер гармоник, на которые раскладывается исходный профиль
относительно линии макрорельефа местности;
(О - основная частота или основная гармоника исходного
— 2тг/ профиля рельефа местности, определяемая по формуле ® " /г ,
где L - базовая длина участка макрорельефа местности, для которого определяется нормированная величина допустимой неровности [А]',
<Pfc- начальная фаза гармоники неровности к- й частоты, опреде-
'\_
ляемая по формуле ^* "" arcte~~ , где bkv\ Эк - коэффициенты Фу-
ак
рье.
После первого прохода автогрейдера по исходному профилю полученный профиль рельефа местности определится при гармоническом синтезе всех его гармоник, параметры которых определяются из условия, что после прохода планировщика гармоники исходного профиля подавляются в разной степени в соответствии с их параметрами и параметрами конструкции автогрейдера. В таком случае рельеф местности после первого прохода определится выражением
FY{S) = 2., Azxk ■ Ак ■ Gps^ -(0-S--<pk -cpk)
где AZXic амплитудно-частотная характеристика конструкции автогрейдера по воздействию на к-ю гармонику исходного профиля, длина волны которой Ц~Ук ; *
Ф^ - сдвиг фаз гармоники неровностей /(-ой частоты, определяемый только конструктивными параметрами автогрейдера.
Так, для планировщика без балансиров
(1 - а) ■ SinC7^-^ ■ V)
4 = -arctg -L-
l-(l~a)-Co.(-~F) '
После второго прохода автогрейдера полученный профиль рельефа местности определится при гармоническом синтезе следующих гармоник:
т
F1{S) = YtAZX1k-Ak-w^k-(D-S-(pk-2-cp\)
к={
После n-го прохода
m
Fn(S) = Y.AZx:-A-cos(k-cD-S-<pk-n-<p;)
Согласно требованиям СНИПа контроль ровности земляного полотна осуществляется по значению амплитуд неровностей, максимальная из которых не должна превышать допустимую величину [А] для нормированной базовой длины участка микрорельефа местности. Процесс планировки местности необходимо завершать в том случае, когда неровности профиля Fn(S), полученные после п проходов автогрейдера по одному месту, будут менее допустимой величины. Это и есть условие определения необходимого количества проходов при планировке местности, которое в итоге определяет производительность автогрейдера при этой операции.
Для этого необходимо произвести синтез гармоник уравнения рабочего процесса после каждого прохода автогрейдера и сопоставить величины полученных максимальных неровностей Ап с допустимой неровностью [А]. Этот процесс необходимо повторить п раз до тех пор, пока величина неровности Ап не станет меньше допустимой. Осуществление этих операций при использовании ЭВМ не должно вызвать трудностей.
Для проверки вышеописанной методики расчета профиля планируемой поверхности после каждого прохода автогрейдера были произведены специальные опыты [3] в условиях строительства дороги. В процессе этих опытов производилась нивелировка профиля планируемой поверхности до и после каждого прохода автогрейдера ДЗ-122. В результате установлена удовлетворительная сходимость расчетных и экспериментальных данных, определяющих профиль планируемой поверхности.
В настоящее время информация о наиболее часто встречаемых исходных профилях планируемых поверхностей отсутствует. Необходимо специальное исследование, направленное на сбор и анализ информации с целью получения уравнения наиболее типичного исходного профиля обрабатываемых поверхностей различных строительных объектов. Эта работа позволит в дальнейшем разработать обоснованные рекомендации на совершенствование конструкции авто-грейдера и рациональные технологические приемы производства планировочных работ.
А пока оценку планирующей способности конструкции автогрейдера произведем из условия планировки поверхности, неровности которой описываются уравнением одной гармоники. В этом случае урав-
нение полученного профиля рельефа местности после п-го прохода автогрейдера будет иметь следующий частный вид:
Fn(S) = AZX"k-Ak-cos(k-co-S-n-<pl) ,
где а ~~ ^ - частота исходного профиля с длиной волны, равной L;
AZXic амплитудно-частотные характеристики конструкции автогрейдера для частоты изменения неровностей ю .
Согласно этому уравнению амплитуда неровностей после п проходов автогрейдера определится соотношением
Ап=Ак-А7Х1 . Используя условие окончания планировки местности
An*[А] , определим необходимое количество проходов автогрейдера для выравнивания неровностей одной гармоники
igU]-ig4t
п = —-—
Ig AZXk
На рис. 18 представлен график зависимостей необходимого количества проходов автогрейдера при планировке местности, неровности которой описываются уравнением одной гармоники. Допускаемая неровность была принята [А]=3 см. При построении графика для определения амплитудно-частотных характеристик были использованы данные автогрейдера ДЗ-122 со следующими геометрическими параметрами: база 5,83 м; база заднего балансира 1,44 м; расстояние от оси заднего балансира до отвала 3,26 м.
Из анализа графиков следует, что для автогрейдера ДЗ-122 существуют наиболее неудобные неровности, сглаживание которых требует наибольшего количества проходов. Наибольшее количество проходов требуется при планировке местности с длиной волны неровностей в пределах 2,5...3,5 м. Для подавления неровностей исходного профиля с большими амплитудами требуется большее число проходов автогрейдера по одному месту.
Предлагаемая методика определения необходимого количества проходов автогрейдера при планировании неровностей позволяет оценить влияние параметров конструкции автогрейдера на его производительность при планировочных работах. На рис. 19 представлена зависимость необходимого количества проходов от места положения отвала, определяемого расстоянием его от оси заднего балансира - V. Из графика следует целесообразность применения устройств, обеспе-
чивающих размещение отвала как можно ближе к оси заднего балансира.
Необходима ког»гесгшгрскс10рв(п) гвг<тра%щза[&--\22прнггвнфэа<е неровностей равпт*ьк гэ=м*ис [ЛНЗ см
Рис. 19. Влияние расстояния между отвалом и задней осью V на количество проходов автогрейдера при планировочных работах.
На рис.20 представлен график, позволяющий оценить влияние колесного балансира на планирующую способность автогрейдера. Согласно этому графику лучшей планирующей способностью обладают
машины с передним расположением балансира и машины с двумя колесными балансирами ( спереди и сзади). Применение заднего балансира позволяет значительно повысить производительность автогрейдера по отношению к машине без балансиров.
В»яниетгт»1в*«багвно^накат«есгаофа)1и» L=^5m, А=€ <щ Щ=3ал
Рис. 20. Влияние местоположения балансиров на количество проходов автогрейдера при планировке
На рис.21 представлен анализ влияние базы колесного балансира на планирующую способность автогрейдера с задним расположением балансира, из которого следует целесообразность увеличения базы колесного балансира.
Современные автогрейдеры оснащаются шарнирно сочлененной рамой, что позволяет значительно уменьшить радиус его разворота. Помимо этого при такой конструкции автогрейдера обеспечивается возможность производства планировочных работ с установкой передних колес на спланированную поверхность, что обеспечивает значительное повышение производительности автогрейдера. В этом случае можно выполнять планировку поверхности за один проход.
Рис. 21. Влияние базы колесного балансира на количество проходов автогрейдера при планировке
Задание для самостоятельной работы
На основе анализа информации о влиянии параметров автогрейдера и характеристики профиля местности на качество и производительность планировочных работ разработать методику сертификационного испытания автогрейдера заданной конструкции.
- Сертификация строительных и дорожных машин
- Введение
- 1. Основы сертификации
- 1.1. Основные цели и принципы организации сертификации
- 1.2. Система сертификации
- 1.3. Обязательная сертификация
- 1.4. Добровольная сертификация
- 1.5. Схемы сертификации
- 1.6. Порядок проведения сертификации продукции
- 1.7. Сертификация системы качества
- Анализ отечественного опыта создания систем качества в производстве
- Развитие системного подхода к управлению качеством продукции за рубежом
- Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта системного подхода в управлении качеством продукции
- Основные принципы проведения сертификации системы управления качеством продукции
- Внутренняя проверка документации и подготовка системы управления качеством продукции к сертификации
- 1.8. Сертификация продукции, ввозимой из-за рубежа
- 1.9. Порядок проведения Госстандартом госконтроля и надзора
- Порядок выдачи предписаний
- Порядок наложения штрафов
- 2.3 Методика сертификационных испытаний
- 2.3.1. Испытания при сертификации
- 2.3.2. Сертификация устойчивости экскаватора
- 2.3.3. Сертификация производительности бульдозера
- 2.3.4. Сертификация производительности автогрейдера при выполнении планировочных работ
- 2.3.5. Сертификационное испытание соответствия параметров ковша податливости конструкции рабочего оборудования экскаватора
- 2.3.6. О параметрах экскаваторов
- 2.3.7. Сертификационная оценка устойчивости самоходного скрепера
- 2.3.8. Производительность скрепера