logo search
Эксплуатационные материалы (конспект лекций)

Тема 12. Эксплуатационные свойства и применение трансмиссионных и других масел

12.1 Условие работы и требования, предъявляемые к трансмиссионным маслам

Для смазывания коробок передач, главных и бортовых передач, раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи (цилиндрические, конические, червячные, гипоидные), применяют трансмиссионные масла. Большинство зубчатых передач этих видов смазывается способом погружения механизма и последующим разбрызгиванем масла. Условие работы трансмиссионных масел существенно отличаются от условий работы моторных масел. В червячных и конических зубчатых передачах удельные нагрузки на зубья шестерен достигают 1500 - 2000 МПа, а в гипоидных передачах - 3000 -4000 МПа. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий достигает 125 -140°С, а в местах контакта зубчатых зацеплений 250°С.

Трансмиссионное масло должно обладать низкой температурой застывания и соответствующей вязкостью. Трансмиссионные масла должны отвечать следующим

требованиям:

других высоконагруженных деталей;

- уменьшать потери на трения и обеспечивать высокий КПД зубчатых передач;

механические примеси;

- не вспениваться;

- не изменять в процессе работы своих первоначальных свойств;

жающей среды.

12.2 Свойства трансмиссионных масел

Противоизносные и противозадирные свойства указанных масел являются основной их характеристикой. Они обеспечиваются высокой смазывающей способностью, при которой на трущихся поверхностях зубьев шестерен создается прочная пленка, благодаря наличию поверхностно-активных веществ, содержащихся в наибольшем количестве в высокосмолистых остаточных нефтепродуктов, из которых получают трансмиссионные масла. Для повышения противозадирных свойств в масла вводят специальные присадки, включающие соединения хлора, фосфора, серы и цинка. Эти вещества при большом давлении и высокой температуре образуют пленки оксидов, предохраняющие металл от схватывания в точках контакта.

С понижением температуры вязкость трансмиссионных масел резко увеличивается. Поэтому в зимнее время допускаются большие потери мощности в механизмах трансмиссии. Важным показателем, характеризующим пригодность трансмиссионного масла для применения в зимних условиях, является температура застывания. Для понижения температуры застывания широко применяется присадка - депрессор АзНИИ, которую добавляют в количестве 0,2 - 0,5%.

В трансмиссионных маслах не допускается содержание водорастворимых кислот

и щелочей. Наличие серы в масле улучшает противоизносные и противозадирные свойства.

Важным эксплуатационным свойством трансмиссионного масла является невспениваемость. В трансмиссионных маслах не допускается содержание воды и абразивных механических примесей.

12.3 Классификация и обозначение трансмиссионных масел

Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 состоит из групп первая из которых обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло), вторая группа

знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по

эксплуатационным свойствам, третья - обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости.

В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100°С трансмиссионные масла делят на классы (табл. 9).

Таблица 9