Образование и употребление сослагательного наклонения.
Наклонение передает отношение говорящего к действию, выраженному сказуемым. Сослагательное наклонение трактует это действие как нереальное, т.е. желательное, необходимое, возможное.
В русском языке сослагательное наклонение выражается частицей бы независимо от типа предложения.
В английском все значительно сложнее: форма сослагательного наклонения зависит от типа придаточного предложения и подчинительного союза, вводящего данное предложение.
NB! Вспомогательные глаголы при образовании сослагательного наклонения утрачивают лексическое значение и переводятся частицей бы.
Типы придаточных предложений, в которых употребляется сослагательное наклонение.
В условных предложениях
Чаще всего сослагательное наклонение употребляется в условных предложениях.
В русском языке существует 2 типа условия: реальное (без частицы бы) и нереальное (с частицей бы).
В английском нереальное условие делится на нереальное условие, относящееся к настоящему или будущему, и нереальное условие, относящееся к прошлому.
Тип сослагательного наклонения | Название | Пример |
I | Реальное условие | If I become an engineer, I will design a safe car. |
II | Нереальное условие, относящееся к настоящему или будущему | If I became an engineer, I would design an absolutely safe car. |
III | Нереальное условие, относящееся к прошлому | If I had become an engineer, I would have designed an absolutely safe car. |
Примечание 1. a) Если действие относится к настоящему или будущему, то используются следующие формы:
Главное предложение | Придаточное предложение |
Should/ would+Indefinite Infinitive | Past Indefinite |
Для глагола to be используется форма were в Past Indefinite.
b) Если действие относится к прошлому, то используются следующие формы:
Главное предложение | Придаточное предложение |
Should/ would+ Perfect Infinitive | Past Perfect |
Союзы в условных придаточных предложениях
Основными союзами придаточных предложений являются:
if-если
If you wait for me, we shall go there together. | Если вы подождете меня, мы пойдем туда вместе. |
2) unless-если …не
He will not finish the work in time unless you help him. | Он не закончит свою работу вовремя, если вы ему не поможете. |
3) provided (providing)-(при условии) если
We shall start out at 7 sharp, provided everybody comes in time. | Мы выйдем точно в 7 часов, (при условии) если все соберутся вовремя. |
2. В придаточных сравнительных и образа действий после союзов as if /as though (как будто) употребляется Past Indefinite (или were для глагола to be) или Past Perfect, если действие в придаточном предложении предшествовало действию главного.
She speaks as if she were a teacher. – Она говорит так, будто бы она учитель.
She speaks as if she had been a teacher. – Она говорит так, будто бы она раньше была учителем.
3. В придаточных дополнительных, если в главном стоит глагол wish (желать).
После глагола wish глагол придаточного предложения ставится в Past Indefinite (were для глагола to be) для выражения настоящего или будущего и Past Perfect для выражения прошлого. При этом конструкция с wish может переводиться выражением жаль/ как жаль.
I wish I were an engineer. - Как жаль, что я не инженер.
I wish I had become an engineer 20 years ago.- Как жаль, что я не стал инженером 20 лет назад.
4. В восклицательных предложениях, начинающихся с oh, if only… и выражающих невыполнимое желание.
В этом случае употребляется the Past Indefinite или форма were, если действие относится к настоящему времени , the Past Perfect, если действие относится к прошлому, и could/would + инфинитив, если действие относится к будущему, например:
If only father were at home! – Если бы отец был дома!
If only I knew what to do! - Если бы я знал, что мне делать!
If only he had listened to me! - Если бы он только меня послушал!
If only it stopped raining! - Если бы дождь прекратился!
- Английский язык модуль моя будущая профессия
- Модуль «моя будущая профессия»
- 1 Комплексная цель модуля
- 3 Уровень (c): знать, характеризовать и анализировать
- 2 Научно-теоретическое содержание модуля
- 2.1 Словарь – минимум по теме «Моя будущая профессия» Active Vocabulary (Text a) nouns
- Adjectives
- Active Vocabulary (Text b1) nouns and noun phrases
- Adjectives
- Active Vocabulary (Text b2) nouns and noun phrases
- Adjectives
- Active Vocabulary (Text b3) nouns and noun phrases
- Adjectives
- Active Vocabulary (Text b4) nouns and noun phrases
- Adjectives and adverbs
- Active Vocabulary (Text b5) nouns and noun phrases
- Text b 1: «my future profession: a mechanical engineer» (изучающее чтение)
- Text b2: «my future profession: а farm machinery maintenance engineer» (изучающее чтение)
- Text b3: «my future profession: an engineer-manager» (изучающее чтение)
- Text b 4: «my future profession: a labor protection engineer» (изучающее чтение)
- Text b5 : «my future profession: an engineering technologist (изучающее чтение)
- 2.3 Грамматический минимум
- Grammar revision
- Subjunctive mood
- Образование и употребление сослагательного наклонения.
- 2.4 Задания для самоконтроля по грамматике
- 3 Учебно-методические материалы к практическим занятиям
- 3.1Text-based assignments (text a, ознакомительное чтение) language study
- Text study
- 3.2 Text-based assignments (text в 1) language study
- Text study
- Speaking
- 3.3 Text-based assignments (text в 2) language study
- Text study
- Speaking
- 3.4 Text-based assignments (text в 3) landuage study
- Text study
- Speaking
- 3.5 Text-based assignments (text в 4) language study
- Text study
- Speaking
- 3.6 Text-based assignments (text в 5) language study
- Text study
- Speaking
- 3.7 Grammar revision
- Сослагательное наклонение (Subjunctive Mood) в условных предложениях II и III типа.
- If he had known this rule, he wouldn’t have made so many mistakes.
- If you didn’t live so far away, we’d see you more often.
- Образование и употребление: сослагательное наклонение (Subjunctive Mood) после I wish…,if only…, as if…,as though.
- Model: It’s a pity but I don’t know how to repair this motor.
- If only I knew how to repair this motor.
- Mixed bag subjunctive mood
- 4 Задания по управляемой самостоятельной работе и рекомендации по их выполнению
- Примерное содержание заданий по усрс (репродуктивный уровень а)
- Engineering Courses
- Примерное содержание заданий по усрс (продуктивный уровень в)
- Примерное содержание заданий по усрс (творческий уровень с)
- Engineering in a social context
- 5 Примеры заданий для контроля результатов изучения модуля
- 5.2 Задания для рубежного контроля по модулю «Моя будущая профессия» Методические рекомендации для рубежного контроля по уровням сложности:
- Примерный перечень заданий репродуктивного уровня
- Примерный перечень заданий продуктивного уровня
- Примерный перечень заданий творческого уровня
- 6 Ответы к тестовым заданиям Ответы к итоговому тесту
- 7 Дополнительная литература
- 220023, Г. Минск, пр. Независимости, 99, к. 2.