logo search
Системы Ту-154В

2.2.3С истема управления стабилизатором

Управление стабилизатором производится при взлете и посадке самолета, в полете стабилизатор устанавливается в "Полетное" положение и его перестановка в полете не производится. Диапазон углов отклонения стабилизатора: -1,5 … -7 по отношению к строительной горизонтали самолета или 0 … -5,5 по указателю положения стабилизатора (УПС). Управление стабилизатором производится винтовым подъемником (рис. 5.12), который состоит из винта с трапецеидальной резьбой и гайки (самотормозящаяся винтовая пара), приводимой в действие двумя электромеханизмами МУС-3ПТВ через редуктор. Винт шарнирно одним концом прикреплен к первому лонжерону стабилизатора, внутрь винта для надежности (на случай его разрушения) вставлен стальной стержень. Корпус редуктора с электромеханизмами крепится карданами к килю. Перемещение винта относительно вращающейся гайки ограничивается упорами винта. В случае перегрузки выходного вала фрикционная муфта будет пробуксовывать, ограничивая крутящий момент; при отказе одного электродвигателя время перекладки стабилизатора увеличивается вдвое. Выключение электромеханизма МУС-3ПТВ в крайних положениях осуществляется механизмом концевых выключателей МКВ-40А, установленных на подъемнике. Система управления стабилизатором (закрылками, предкрылками) может работать в режиме совмещенного управления и в режиме ручного управления; основным является режим совмещенного управления, при котором от рукоятки управления закрылками стабилизатор, закрылки и предкрылки одновременно перемещаются в согласованное положение.

Управление стабилизатором в ручном режиме производится переключателем, расположенным на козырьке средней приборной доски (рис. 4.7 на стр. 33) при полностью открытой крышке переключателя; при закрытой крышке переключателя включается режим совмещенного управления.

При установке переключателя в положение "Кабрир." (в ручном режиме) стабилизатор должен перекладываться в положение "-5,5", при установке переключателя в положение "Пикир." стабилизатор устанавливается в положение "0". Контроль углов отклонения стабилизатора производится по совмещенному указателю стабилизатора и РВ (рис. 4.7 на стр. 33). Кроме того, при работе электромеханизма МУС-3ПТВ мигает светосигнальное табло "Стабил. включен" на средней приборной доске.

С самолета № 215 на козырьке средней приборной доски установлен задатчик центровки с цветной маркировкой и метками: П - передняя центровка (зеленая метка), С - средняя центровка (белая метка), З - задняя центровка (желтая метка); задатчик центровки используется при управлении стабилизатором в совмещенном режиме (совместно с закрылками и предкрылками).

Время уборки (выпуска) стабилизатора на земле составляет 27,5 с от двух моторов, от одного мотора 55 с.