2.3.7. Сертификационная оценка устойчивости самоходного скрепера
Жесткая, единая конструкция какого-либо тягача, находящегося на опорной поверхности, теряет устойчивость в том случае, когда равнодействующая внешних сил выходит за пределы опорного контура [24] . Опорный контур определяется многоугольником, замыкающим внешние опоры конструкции, а каждая прямая, соединяющая смежные опоры, может стать ребром опрокидывания. Для шарнирно-сочлененных конструкций самоходных скреперов с одноосным тягачом это условие . устойчивости недостаточно, так как в этом случае между двумя жесткими телами (тягач и полуприцепная секция скрепера) имеется шарнир с двумя степенями свободы. Наличие такого шарнира допускает отрыв от опорной поверхности какого-либо одного колеса одной из секций при последующем касании с опорной поверхностью выступающих частей другой секции. При этом тягач, находящийся в положении поворота относительно скреперного ковша, может опрокидываться вперед (рис. 34, а), с отрывом от опоры внешнего по повороту колеса, или назад (рис. 34, б), с отрывом от опоры внутреннего по повороту колеса полуприцепной секции. Направление опрокидывания
зависит от направления действия опрокидывающих нагрузок, от величины и направления склона опорной поверхности.
Статическая устойчивость
Самоходные машины с одноосными тягачами обладают более высокой статической устойчивостью в положении прямолинейного движения, чем в положении поворота. При этом величины предельных значений критического угла складывания вкр и угла склона (Зпр взаимосвязаны. При этих углах продолжение "контактной линии" колес тягача (прямой, соединяющей центры "пятен контакта" колес тягача) проходит через центр "пятна контакта" одного из колес полуприцепной секции машины. В этом положении машина рассматривается с точки зрения устойчивости как единая конструкция с ребром опрокидывания, проходящим через точки контакта с опорой колес тягача и одного из колес полуприцепной секции машины (линия ОК на рис. 35). Рассмотрим сначала условие опрокидывания тягача вперед по его ходу согласно расчетной схеме (рис. 35, а), где стрелкой показано направление склона. Предельный угол склона и критический угол складывания при повороте тягача взаимосвязаны
tgj3np=[(BsineKp-rncos0Kp)(1-k)-rTk]/H , (1)
где
1 D
k=GT/(GT+Gn) ;
H - высота общего центра тяжести, м ;
/ - смещение шарнира сцепного устройства от колесной оси тягача, м;
D - расстояние от шарнира сцепного устройства до колесной оси полуприцепа, м;
В - половина колеи полуприцепа, м;
Гт- расстояние от колесной оси тягача до его центра тяжести, м;
гп - расстояние от колесной оси полуприцепа до его центра
тяжести, м;
Gt-вес тягача, кН;
Ьп - вес полуприцепа, кН.
В случаях, когда центр тяжести тягача или полуприцепа находится за соответствующими колесными осями (назад по ходу машины), координаты Гт и гп в формулу (1) подставляются с обратным знаком.
Для расчета предельного угла склона при опрокидывании назад (рис.35, б) критический угол складывания принимают равным 90°, так как положение с углом складывания более 90° не обеспечивается конструкцией механизма поворота скрепера, что обеспечивает запас устойчивости. Ребром опрокидывания в расчете принимают линию ОК, проходящую через центральную точку "пятна контакта" внешнего по повороту колеса полуприцепа и точку пресечения проекции горизонтальной оси шарнира сцепного устройства с контактной линией колес тягача.
tgj3'np=[(B sin(p'Kp-rncos(p'Kp)(1-k)+ rTk sin<p'Kp]/H , (2)
где J3'np - предельный угол склона в статике при опрокидывании тягача назад;
<р'кр- угол между колесной осью полуприцепа и линией ОК (рис.35, б),
Рис. 34. Опрокидывание самоходной машины с одноосным тягачом: а - вперед; б - назад
Расчет статической устойчивости ведется для четырех расчетных случаев: для опрокидывания тягача вперед и назад с грузом и без груза в ковше скрепера.
Рис. 35. Схемы машины в расчетных положениях:
а - при опрокидывании вперед;
б - при опрокидывании назад
Динамическая устойчивость
В процессе маневрирования на машину действуют центробежные силы и силы инерции при разгоне и торможении. Наиболее опасным является динамический опрокидывающий момент, возникающий при торможении машины, движущейся в повороте с критическим углом складывания. При торможении под действием инерционных сил машина может начать опрокидывание, вращаясь относительно ребра опрокидывания ОХ (рис. 36, а). Одновременно она некоторое время продолжает вращаться вокруг центра поворота в плане. В зависимости от величины замедления и времени его действия процесс опрокидывания может закончиться до выхода проекции общего центра тяжести за пределы ребра опрокидывания, и тогда система возвращается в исходное положение (в противном случае машина теряет устойчи-
вость). Тягач при этом , наклоняясь вперед, передним брусом подмо-торной рамы опускается на дорогу, а внешнее (по повороту) колесо полуприцепа отрывается от опоры и поднимется вверх (см. рис. 34, а).
Рис.36.Схема сил, действующих на машину при торможении в повороте: а - до начала опрокидывания; б - в процессе опрокидывания
Дифференциальное уравнение движения анализируемой системы относительно оси X (рис. 36, а)
Т 'Л Л Г ИГ Г\
Ix-J3+MG-MD=0
где /х - момент инерции системы тягач-полуприцеп относительно оси X;
Р - угловое ускорение;
Мв - восстанавливающий момент от сил тяжести; Мо - опрокидывающий динамический момент. Восстанавливающий момент от сил тяжести
MG=Gyc .
Координата центра тяжести системы ус в процессе опрокидывания машины относительно оси X будет изменяться в зависимости от угла поворота /3
yc=y\fiosfi-ZcSinfi , где ус и zc - координаты центра тяжести системы относительно осей у и z при р=0 (т.е. до начала опрокидывания). Тогда получим MG=G(y'ccosj3 - z'csinp) Опрокидывающий момент Мо создается при торможении машины за счет силы инерции Q, действующей в горизонтальной плоскости, проходящей через центр тяжести системы. Направление действия этой силы перпендикулярно к радиусу Rc поворота относительно оси z центра тяжести машины.
MD-=Qyzc , где Qy=Q cos<5 - составляющая силы Q, перпендикулярная к ребру опрокидывания (оси X);
S- угол между радиусом поворота центра тяжести и осью X; zc = ycSinfi + zccos(3 - координата центра тяжести по оси Z Сила инерции Q при постоянной за время действия тормозной силы F определится выражением
Q=mFRTRc/lz , где т - масса системы;
Rt- условный радиус точки приложения силы F относительно центра поворота;
/z - момент инерции системы относительно оси Z, который при повороте системы относительно оси X изменяется в зависимости от угла Р по закону
\2 - lysin2p+l'zcos2p-ispSmBcosji , где /у и \г -моменты инерции системы относительно осей Y и Z до начала опрокидывания;
lyz - центробежный момент инерции системы относительно плоскости VOX до начала опрокидывания.
Приняв обозначение xc=RcCOsS, получим MD=mFRTXc(ycSinp + z'ccosfi)/( I ysin2p+l zcos2p -lyzSinficosfi). Подставив полученные значения Mq и Mq в исходное уравнение движения системы в процессе опрокидывания, получим
1хр + G(y'cCOsj3 -z csinp)-mFRTXc(y cSinp + +z'ccosp)/(l'ySin2p+l'7cos2p -l'yzSinpcosp)=0
Учитывая, что угол /? находится практически в пределах 0°...20°, принимают COSfi^1,sinfi~j3, тогда
I ySin2р+12.cos2p -lyzSinficosp ж / z . Ошибка от такой замены не превышает 6% и, кроме того, пойдет в запас устойчивости. После упрощения и замены
F/W/Z=ac получим
/;/+ G(yc -2ф)-тас(Ус13 + гс)=0 . Решение этого уже линейного уравнения имеет вид
/?=С)ею+с2е"к'-рЖ2 , где
p=(macz'c-Gy'c)/lx, K2=(macyc+Gzc)/Ix . Процесс опрокидывания рассматривают как двухэтапный: от момента начала торможения до его окончания и после окончания действия торможения. Общее решение дифференциального уравнения для обоих этапов будет одинаковым. Изменятся только постоянные коэффициенты Ci и Сг, определяемые при рассмотрении начальных условий: для первого этапа ti=0, /?/=0, Д=0, для второго этапа tu=0,
Рн-fh, Р~Рт, где (Зт и Вт- угол и угловая скорость опрокидывания в конце первого этапа.
В результате имеем для первого этапа
0FP(chKt, - 1)/К2 , /3i=(pshKti)/K , j3T=p(chKtT - 1)/К2 , /3T=(pshKtT)/K :
для второго этапа
(iirpTishKi tu)/^ +y'o/'zc - (y'c/z'c -/Зт) chKi t„ ,
(31г13т(с1г)К4н) - My Л с -fflshKitu ,
где
\Gz
¥ — £_
1 J x
Устойчивость будет сохранена в случае, если максимальный угол наклона машины под действием инерционных сил не превысит её предельного угла статической устойчивости, т.е.
Рпр—Pllmax ■
Введем следующие обозначения :
a</g=i- коэффициент интенсивности торможения;
у c/z c=tg/3np~у -коэффициент статической устойчивости; lx-/jm(zc)2=/jmHc2,
где ju - коэффициент распределения масс, /и =1,2...1,25 для порожнего скрепера и груженного /и =1,25... 1,3.
Максимальный угол /Знтах определим из условия равенства нулю угловой скорости опрокидывания (3ц=0, и после соответствующих преобразований получим
I \2 Га-]2 a^Ap-JO'-^') ~{^ .
Далее, пренебрегая для практических расчетов величиной iy (что идет в запас устойчивости), заменив ас (ускорение центра тяжести системы) линейным ускорением центра колесной оси тягача Эт и учитывая, что tT=Vr/dT, после соответствующих преобразований получим формулу зависимости критической (с точки зрения устойчивости) скорости тягача в повороте перед началом торможения от интенсивности торможения и конструктивно-весовых параметров машины
Ут ь,~<3Тл Р--5- In —
V g !_Z^ •
где Я=ХС /Rt - отношение координат центра тяжести машины и центра колесной оси тягача по оси X.
Анализ полученного уравнения дает возможность определить вертикальную и горизонтальную асимптоты этой функции (рис. 37). Так при у=ЭтЯ/д критическая скорость Уг.кр ->°о ■ Это означает, что когда величина Эт <9,81у/Я, машина устойчива при торможении с любой начальной скорости, так как опрокидывающий момент в этом случае не превышает восстанавливающего момента от сил веса.
При Эт-^-со получаем для Vj.Kp неопределенность вида со ■ о, при раскрытии которой по правилу Лопиталя получим
\Ш1ут1ф~ z .
Таким образом, установлено, что для данной машины существуют такие скорости перед началом торможения, при которых устойчивость сохраняется при сколь угодно больших замедлениях. Это положение
свидетельствует об ошибочности попыток вести оценку динамической устойчивости по критерию уменьшения до нуля реакции на разгружающейся опоре.
Рис. 37. Граничная кривая динамической устойчивости
Задание для самостоятельной работы
На основе анализа информации об устойчивости самоходных агрегатов с шарнирно-сочлененными рамами разработать методику сертификационных испытаний устойчивости этих машин.
- Сертификация строительных и дорожных машин
- Введение
- 1. Основы сертификации
- 1.1. Основные цели и принципы организации сертификации
- 1.2. Система сертификации
- 1.3. Обязательная сертификация
- 1.4. Добровольная сертификация
- 1.5. Схемы сертификации
- 1.6. Порядок проведения сертификации продукции
- 1.7. Сертификация системы качества
- Анализ отечественного опыта создания систем качества в производстве
- Развитие системного подхода к управлению качеством продукции за рубежом
- Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта системного подхода в управлении качеством продукции
- Основные принципы проведения сертификации системы управления качеством продукции
- Внутренняя проверка документации и подготовка системы управления качеством продукции к сертификации
- 1.8. Сертификация продукции, ввозимой из-за рубежа
- 1.9. Порядок проведения Госстандартом госконтроля и надзора
- Порядок выдачи предписаний
- Порядок наложения штрафов
- 2.3 Методика сертификационных испытаний
- 2.3.1. Испытания при сертификации
- 2.3.2. Сертификация устойчивости экскаватора
- 2.3.3. Сертификация производительности бульдозера
- 2.3.4. Сертификация производительности автогрейдера при выполнении планировочных работ
- 2.3.5. Сертификационное испытание соответствия параметров ковша податливости конструкции рабочего оборудования экскаватора
- 2.3.6. О параметрах экскаваторов
- 2.3.7. Сертификационная оценка устойчивости самоходного скрепера
- 2.3.8. Производительность скрепера