10.2 Основные положения по автоматизации конвейерного транспорта
В горной и других отраслях промышленности широко внедрено централизованное автоматизированное управление процессами пуска-остановки конвейерных линий с обеспечением автоматической защит от аварий. В основу централизации управления положен принцип автоматического пуска конвейера в линии в последовательности, обратной движению грузопотока, с контролем момента пуска каждого конвейера по скорости предыдущего и остановки конвейерной линии одновременным отключением аварийного конвейера и всех последующих, доставляющих груз на аварийный.
Дальнейшее качественное совершенствование автоматизации конвейерных линий должно развиваться в направлении повышения централизации управления на базе использования микроконтроллеров, что позволит повысить оперативность управления за счет обработки большого объема информации о работе конвейеров, причинах аварийных ситуаций, вести работу конвейеров в оптимальных режимах, увязанных с работой очистных забоев или других источников грузопотока.
Автоматизация конвейерного транспорта предусматривает оснащение средствами автоматического контроля и защиты каждого конвейера и управление, как отдельными конвейерами, так и всей линией.
Под автоматизированной конвейерной линией понимается такая линия, конвейеры которой объединены общей системой управления, обеспечивающей соблюдение необходимых блокировок и защит, а также автоматическую реализацию законов пуска, остановки и дозапуска конвейерной линии.
Основными факторами, влияющими на процесс автоматизации конвейерных линий, являются: разнообразие технологических схем конвейерных линий по конфигурации, длине, числу конвейеров и ответвлений; разнотипность конвейеров по их технологическому назначению, производительности, конструктивному исполнению, длине и динамическим характеристикам; разнотипность приводов конвейеров по числу и типу двигателей и т.д.
Системы автоматизации конвейерных линий с учетом современного уровня совершенствования конвейеров должны обладать функциональными возможностями, обеспечивающими:
управление конвейерной линией с пульта управления, расположенного в зоне перегрузки с конвейерной линии в вагонетки, либо с пульта, находящегося в лаве;
автоматический пуск конвейеров в линии в направлении против грузопотока с помощью пускового устройства;
возможность, как выбора, так и раздельного пуска любого маршрута разветвленной конвейерной линии;
автоматическую подачу звукового предупредительного сигнала перед пуском конвейерной линии, который должен отключаться через установленное время или при несостоявшемся пуске;
при запуске отдельных маршрутов разветвленной конвейерной линии подачу звукового сигнала только по этому маршруту;
возможность до запуска части конвейерной линии при остальных работающих конвейерах;
автоматический контроль скорости движения ленты или скребковой цепи конвейера;
включение на пуск каждого последующего конвейера только после достижения предыдущим конвейером заданной скорости;
включение дополнительных маршрутов без остановки работающих: включение системы орошения только на работающем конвейере и при наличии на нем груза;
оперативное отключение всей конвейерной линии или маршрутов с пункта управления;
автоматический возраст схемы в исходное положение после оперативного отключения с пункта управления;
экстренное прекращение пуска и экстренную остановку любого конвейера из любой точки по его длине;
автоматическое аварийное отключение конвейера при следующих нарушениях: отсутствии сигнала о достижении заданной скорости при пуске, снижении скорости во время работы несущего полотна или тяговой цепи до 75% номинальной при неисправности привода конвейера, недопустимом перегреве при водных барабанов, масла в турбомуфтах; сходе ленты в сторону; завале мест перегрузки и неисправностях цепей управления и контроля:
возможность наложения тормозов при оперативном и аварийном отключении ленточных конвейеров только при скорости ленты меньше 0,5м/с;
для конвейеров с автоматической натяжной станцией при снижении скорости ленты до 75% номинальной включение натяжной станции на увеличение натяжения лепты;
экстренное отключение конвейера с наложением тормозов в момент отключении конвейера или при обрыве ленты или цепи, при экстренном прекращении пуска или экстренной останове конвейера из любой точки по его длине, при завале перегрузочного устройства и превышении номинальной скорости ленты на 8% для конвейеров, устанавливаемых на наклонных выработках;
сигнал аварийного или экстренного отключения конвейера, сохраняются до ручной деблокировки его по месту аварии во всех случаях, кроме завала перегрузочного устройства или схода ленты;
одновременное автоматическое отключение всех конвейеров, транспортирующих груз на остановившийся конвейер;
отключение системы орошения при остановке конвейера;
блокировку, не допускающую повторное включение остановившегося из-за аварии конвейера, без ручного возврата системы защиты в исходное состояние;
блокировку, запрещающую запуск конвейерной линии при отсутствии возможности приема груза в месте разгрузки;
возможность перевода на местное управление любого конвейера линии без нарушения процесса автоматизированного управления остальными конвейерами;
сигнализацию на пульте управления о числе конвейеров, работающих в линии, маршруте;
сигнализацию на блоках управления о неисправном состоянии и причине неисправности конвейера;
двустороннюю телефонную связь с возможностью звукового кодового вызова;
информацию о состоянии конвейерной линии в систему оперативного диспетчерского контроля и управления шахты.
Для грузолюдских конвейеров, когда осуществляется перевозка людей, предусматриваются дополнительные требования: предупредительная сигнализация у мест схода людей с ленты; аварийное отключение конвейера при проезде человеком места схода и при превышении скорости ленты; невозможность включения конвейера при отсутствии или неисправности сбрасывающего щитка, а также повторного включения конвейера до момента ручной деблокировки при его экстренном отключении; невозможность включения механизмов, подающих груз на конвейер; отключение системы орошения и контроль движущихся площадок схода.
В настоящее время для управления конвейерами и конвейерными линиями в горной промышленности применяются как отдельные устройства контроля технологических параметров конвейера, так и комплексная аппаратура автоматизации конвейерных линий. Контроль технологических параметров конвейерных линий осуществляется с помощью: датчиков контроля скорости (ДМ-2М, УПДС, ДКС), реле контроля скорости (PCA, УКСЛ-1, PC-67), аппаратов контроля двухцепной конвейерной линии (КДК), аппаратов контроля температуры приводных барабанов ленточных конвейеров (АКТЛ-1), датчиков заштыбовки (Д3Ш), кабель-тросовых и линейных выключателей для экстренной остановки конвейера (КТВ-2, ВЛ-3), реле контроля уровня заполнения емкостей или бункеров (ИКС-2, РКУ.1М), устройства контроля целостности тросов резинотросовых лент (УКПЛ-1, УКЦТ-1), реле времени (РВИ-300), датчиков контроля схода ленты (КСЛ-2), аппаратов контроля пробуксовки ленты (АКП). Для автоматизации неразветвленных конвейерных линий применяется аппаратура типа АУК.1М, АУК.2, а разветвленных – ЦИКЛ, ПРЛ, РКЛД-2М.
- Лекционный материал
- 1 Введение. Типовая структура атк. Современное состояние и перспективы развития средств атк
- 1.1 Цель и задачи дисциплины
- 1.3 Типовая структура атк
- 1.5 Связь дисциплины с другими дисциплинами специальности
- 2 Технические средства атк
- 2.1 Классификация технических средств атк
- 2.2 Типизация, унификация и агрегатирование средств атк
- 2.3 Информационные сети атк
- 3 Режимы работы технологического оборудования и электроприводов атк
- 4 Системы управления тк
- 5 Состав и свойства систем управления прокатными и кузнечно-прессовыми комплексами
- 6 Состав и свойства систем автоматизации вентиляторных установок
- 6.1 Общие сведения
- 6.3 Управление вентиляторным оборудованием
- 6.4 Основные положения по автоматизации управления проветриванием шахт и рудников
- 6.5 Основные требования к аппаратуре автоматизации управления вгп
- 6.6 Принцип работы аппаратуры уквг
- 7 Состав и свойства систем автоматизации насосных установок
- 7.1 Общие сведения
- 7.2 Основные задачи автоматизации водоотливных установок
- 7.5 Датчики и специальные реле автоматизации водоотлива
- 8 Атк машиностроения
- 8.1 Характеристика технологических комплексов
- 8.2 Автоматизированный робототехнический комплекс
- 8.3 Автоматизированный участок металлообработки
- 8.4 Системы чпу
- 9 Атк котельных установок
- 9.1 Общие сведения
- 9.2 Технологическая схема котельного агрегата
- 9.3 Автоматизация котельной установки
- 10 Атк конвейерных установок
- 10.1 Характеристика транспортного оборудования и электроприводов
- 10.2 Основные положения по автоматизации конвейерного транспорта
- 10.3 Датчики и аппараты автоматизации конвейерных линий
- 10.4 Асу непрерывными конвейерными линиями
- 11 Атк грузоподъемных установок
- 11.1 Общие сведения
- 11.2.1 Управление мостовой крановой установкой
- 11.4 Шахтные подъемные установки
- 12 Атк горнодобывающего производства
- 12.1 Характеристика технологических комплексов
- 12.2 Атк открытой разработки
- 12.3 Атк углеприема обогатительной фабрики
- 13 Атк металлургического производства
- 13.1 Основные типовые узлы регулирования
- 13.2 Автоматическое регулирование температуры в печи
- 13.3 Автоматическое регулирование соотношения топливо-воздух
- 13.4 Автоматизация кислородно-конвертерного процесса
- 13.5 Автоматизация непрерывной разливки стали
- 14 Атк городского хозяйства
- 14.1 Характеристика технологических комплексов
- 14.2 Система автоматизации насосной станции
- 14.3 Система автоматизации вентиляции и кондиционирования воздуха
- 14.4 Система автоматизации жизнеобеспечения жилого здания
- 15 Атк агропромышленного производства
- 15.1 Характеристика технологических комплексов
- 15.2 Атк технологической линии консервирования