11.2.1 Управление мостовой крановой установкой
На рисунке 11.1 приведена схема наиболее распространенного в промышленности мостового крана, состоящего из следующих составных частей: кабины управления 1, механизма передвижения крана 2, кабеля электропитания грузовой тележки 3, электрооборудования 4, моста крана 5, грузовой тележки 6, установки главного токоприемника 7, кабины для обслуживания троллеев 8.
Рисунок 11.1
Крановый мост опирается на ходовые колеса и перемещается по подкрановым путям, уложенным на выступах верхней части стены цеха. Ходовые колеса крана приводятся во вращение механизмами передвижения крана, которые состоят из раздельных приводов, установленных на площадках пролетного строения моста.
Тележка движется по двум рельсам, закрепленным на главных балках моста. Электрооборудование размещено на площадках моста, на тележке и в кабине управления. Питание крана осуществляется через жесткие уголковые троллеи, размещенные вдоль подкрановых путей.
Питание механизмов тележки осуществляется через гибкий кабель, подвешенный на специальном монорельсовом пути при помощи подвижных кареток.
Режим работы грузоподъемной машины циклический. Цикл состоит из перемещения груза по заданной траектории и возврата машины в исходное положение для нового цикла. В цикле работы крана время включения (работы) любого из его механизмов чередуется с временем пауз этого механизма (пока включен другой механизм, происходит застроповка или расстроповка груза либо технологическая пауза).
В настоящее время применяются различные системы управления электроприводами мостовых кранов. Одной из наиболее совершенных является система электроприводов переменного тока с частотными преобразователями и управлением от контроллера, схема которой показана на рисунок 11.1. В качестве частотных преобразователей используются преобразователи MOVITRAC-31 С110-503-4-00 и С370-503-4-00 фирмы SEWErodrive, которые выполняются с промежуточным звеном постоянного тока и синусоидальной широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) выходного напряжения инвертора. Устройства подключаются непосредственно к трехфазной сети переменного тока напряжением от 3×380 до 3×500 В и частотой 50 (60) Гц. Они обеспечивают изменение трехфазного выходного напряжения до значения напряжения сети с пропорционально увеличивающейся выходной частотой до настраиваемого значения базовой частоты, находящейся в интервале 50...150 Гц (для специальных характеристик от 5 до 400 Гц). Эта особенность позволяет управлять трехфазными АД с постоянным моментом до достижения номинальной частоты, а выше нее – с постоянной мощностью.
Пост оператора реализован на базе клавишной панели FBG 31С-01, в состав которой входят текстовый дисплей с подсветкой, тремя языками на выбор и мембранная панель с шестью клавишами. На дисплей выводятся расширенное и краткое меню параметров. Клавишная панель обеспечивает: отображение выходной частоты, тока, температуры и других измеряемых величин; фиксацию неисправностей; считывание и коррекцию всех параметров; сохранение данных. Для управления механизмами подъема и передвижения используются эргономичные ручные манипуляторы типа «джойстик».
Система управления электроприводами мостового крана реализована на контроллере с возможностью его связи с ПК по последовательному интерфейсу RS-485 для обмена информацией с верхним уровнем управления и уровнем дистанционного управления.
11.2.2 Система управления козловым краном
Козловые краны применяют в основном при строительстве зданий, погрузке и разгрузке судов в морских или речных портах. Выполнение погрузочно-разгрузочных и других видов работ обеспечивают несколько электроприводов различной мощности. В качестве приводов применяют электродвигатели переменного тока с регулированием от преобразователя частоты. Рассмотрим систему управления козловым (портальным) полноповоротным краном типа «Сокол».
Схема крана представлена на рисунке 11.2, где 1 – механизм разворота грузовой траверсы; 2 – механизм изменения вылета стрелы; 3— машинное отделение; 4,8 – механизмы поворота; 5— барабан для намотки кабеля; 6 — кабина; 7 – центральный токосъемник; 9, 15— тупиковые концевые выключатели; 10 — концевой выключатель кабеля; 11,14— механизмы передвижения; 12,13— рельсовые захваты; 16 — концевой выключатель перепасовки.
Рисунок 11.2
В машинном отделении размещаются: пульт управления, станция оператора (дисплей ОР27), электродвигатели переменного тока механизмов подъема и механизма замыкания, электродвигатели вентиляторов, толкатели тормозов, преобразователи частоты, контроллер с интеллектуальными модулями ввода и вывода, кабельный канал связи контроллера с пультами управления, станция управления замыканием грейфера.
Система управления краном построена на базе контроллера SIMATIC S7-400 фирмы Siemens. Все управление механизмами осуществляется с использованием промышленных сетей Sinec L2 и Profibus-DP. Связь основных подсистем системы управления осуществляется посредством интеллектуального модуля ЕТ200Н и вышеперечисленных сетей. Система управления реализует следующие алгоритмы работы: управление подъемным и замыкающим приводом крана, управление стрелой, управление поворотом, управление передвижением крана, управление рельсовыми захватами, одновременная работа нескольких механизмов, аварийный режим.
Системы управления лифтами
Основными частями лифта являются: лебедка, кабина, противовес, направляющие для кабины и противовеса, двери шахты, ограничитель скорости, тяговые канаты и канат ограничителя скорости, узлы и детали приямка, электрооборудование (включая систему управления).
В механизмах подъема лифтов применяют различные типы электроприводов.
В нерегулируемом приводе используют одно- и двухскоростные двигатели переменного тока. Односкоростной нерегулируемый асинхронный привод применяется в тихоходных лифтах с невысокими требованиями к точности остановки кабины. Силовая схема привода включает в себя односкоростной асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Контакторы обеспечивают включение двигателя для движения кабины вверх и вниз за счет изменения чередования фаз питающего напряжения. Электромагнитный тормоз получает питание через выпрямитель и обеспечивает отпускание тормоза при включении привода и ввод в действие тормоза при отключении привода, когда кабина подходит к этажу назначения.
В двухскоростном асинхронном приводе лифта используется двигатель с короткозамкнутым ротором и двумя статорными обмотками большой и малой скорости. В обмотке малой скорости лифтовых двигателей число пар полюсов обычно в три, четыре или шесть раз превышает число пар полюсов обмотки большой скорости, что обусловливает уменьшенную в такое же число раз синхронную скорость.
Регулируемый привод постоянного тока обеспечивает аналогичные условия и применяется для формирования диаграммы движения кабины лифта, близкой к оптимальной, а также высокую точность остановки кабины.
В современных лифтах используются два принципа управления: разомкнутый и замкнутый. При разомкнутом принципе для управления приводом лебедки используются сигналы, формируемые в логической управляющей системе (станции управления). Возможные изменения параметров кабины и лебедки в процессе работы не учитываются.
Замкнутый принцип позволяет учитывать все изменения параметров и управлять приводом по сигналам, получаемым от логической управляющей системы, а также учитывать результаты функционирования привода. Вследствие этого система управления приводом дает возможность увеличить точность остановки, повысить плавность движения кабины.
Система частотного регулирования скорости асинхронного электропривода OVF 20 фирмы Otis выполнена на основе ШИМ и состоит из двух основных узлов: управляющей платы МСВ II и силовой части. Функциональная схема OVF 20 представлена на рис. 11.3.
Силовая часть состоит из схемы подключения к электрической сети и преобразователя, состоящего из неуправляемого трехфазного двухполупериодного выпрямителя, линии связи по постоянному току и трехфазного инвертора. Напряжение трехфазной электрической сети выпрямляется и сглаживается фильтром в линии связи по постоянному току, после чего транзисторный инвертор с помощью заданной последовательности коммутации IGBT-транзисторов преобразует напряжение постоянного тока посредством ШИМ в трехфазное переменное напряжение с переменной частотой. Транзисторы обеспечивают высокую скорость переключения (с несущей частотой 10 кГц).
Рисунок 11.3
Информация о выходных значениях принимается с датчика скорости BR, находящегося на валу электродвигателя. Применяется двухканальный (трековый) энкодер со сдвигом фаз сигналов на 90° GBA633A1 (по 1024 импульса на каждый трек). Контроллер MCS 220 обменивается сигналами с OVF20 (сигнал управления VI... V4, кодируемый четырьмя битами; UIB, DIB, NOR – сигналы, кодируемые одним битом каждый; сигналы текущего состояния лифта DS1... DS3, кодируемые тремя битами). Сигналы UIB, DIB, NOR представляют собой данные, определяющие начальное состояние системы OVF 20 перед работой, т. е. лифт работает в режиме обучения «вверх—вниз» или в нормальном режиме.
Замкнутый контур контроля скорости гарантирует точное и комфортное поведение привода в каждый момент работы. Измеренная скорость электродвигателя вводится в регулятор скорости типа ПИ-регулятора. Динамическая точность регулирования скорости (время устранения системой регулирования ошибки по скорости) высока.
Алгоритм работы системы управления (рисунок 11.4) состоит из основного алгоритма, алгоритма подпрограмм, реализующих различные режимы работы системы управления (ревизии, деблокировки, управления из машинного помещения, нормальной работы, пожарной опасности), и алгоритмов дополнительных подпрограмм, реализующих типовые действия, производимые в режиме нормальной работы (движение лифта по приказу, остановка кабины на этаже).
Рисунок 11.4
Алгоритм начинается с включения лифта и работу (блок 1), после чего начинается постоянный контроль цепи безопасности (2). Если цепь разомкнута, происходит аварийная остановка лифта (3). В зависимости от причины аварийной остановки применяется режим деблокировки (5), если кабина лифта установилась на ловители или конечные выключатели, либо производится определение и устранение другого рода сбоя в системе (6). Блоки 7...9 определяют необходимость включения того или иного режима работы лифта, блоки 10...12 реализуют соответствующие подпрограммы. Программа продолжает свою работу до тех пор, пока не будет выполнен принудительный останов лифта.
Схема алгоритма подпрограммы, реализующей режим нормальной работы, приведена на рисунке 11.5.
Рисунок 11.5
В этом режиме производятся контроль пожарной безопасности (2), регистрация и выполнение всех вызовов и приказов, контроль загруженности кабины. Этот алгоритм составлен с учетом работы системы с собирательным управлением вниз, т.е. выполняются попутные вызовы при движении кабины вниз (если загрузка менее 90 % от номинальной), Таким образом, в подпрограмме реализуются ожидание и регистрация вызова (3, 4), проверка нахождения кабины лифта на этаже вызова (5). В зависимости от этого осуществляется открытие дверей кабины с последующей работой лифта по приказу (6, 7) или проверяется условие занятости кабины (8). Если кабина свободна, то блоки 9… 20 осуществляют выбор направления движения кабины и в зависимости от этого после получения приказа выполняются попутные вызовы при движении вниз (если они зарегистрированы) (14...20) или движение кабины на наивысший из этажей, с которых поступили вызовы, а затем после получения приказа собирательное управление для движения вниз.
Если при регистрации вызова кабина занята, вызов выполняется при попутном следовании кабины при условии, что она загружена менее чем на 90 % номинальной загрузки. В противном случае (рисунок 11.6) ожидают, пока кабина не освободится или не проследует в попутном направлении, загруженная менее чем на 90% (21...29).
Рисунок 11.6
- Лекционный материал
- 1 Введение. Типовая структура атк. Современное состояние и перспективы развития средств атк
- 1.1 Цель и задачи дисциплины
- 1.3 Типовая структура атк
- 1.5 Связь дисциплины с другими дисциплинами специальности
- 2 Технические средства атк
- 2.1 Классификация технических средств атк
- 2.2 Типизация, унификация и агрегатирование средств атк
- 2.3 Информационные сети атк
- 3 Режимы работы технологического оборудования и электроприводов атк
- 4 Системы управления тк
- 5 Состав и свойства систем управления прокатными и кузнечно-прессовыми комплексами
- 6 Состав и свойства систем автоматизации вентиляторных установок
- 6.1 Общие сведения
- 6.3 Управление вентиляторным оборудованием
- 6.4 Основные положения по автоматизации управления проветриванием шахт и рудников
- 6.5 Основные требования к аппаратуре автоматизации управления вгп
- 6.6 Принцип работы аппаратуры уквг
- 7 Состав и свойства систем автоматизации насосных установок
- 7.1 Общие сведения
- 7.2 Основные задачи автоматизации водоотливных установок
- 7.5 Датчики и специальные реле автоматизации водоотлива
- 8 Атк машиностроения
- 8.1 Характеристика технологических комплексов
- 8.2 Автоматизированный робототехнический комплекс
- 8.3 Автоматизированный участок металлообработки
- 8.4 Системы чпу
- 9 Атк котельных установок
- 9.1 Общие сведения
- 9.2 Технологическая схема котельного агрегата
- 9.3 Автоматизация котельной установки
- 10 Атк конвейерных установок
- 10.1 Характеристика транспортного оборудования и электроприводов
- 10.2 Основные положения по автоматизации конвейерного транспорта
- 10.3 Датчики и аппараты автоматизации конвейерных линий
- 10.4 Асу непрерывными конвейерными линиями
- 11 Атк грузоподъемных установок
- 11.1 Общие сведения
- 11.2.1 Управление мостовой крановой установкой
- 11.4 Шахтные подъемные установки
- 12 Атк горнодобывающего производства
- 12.1 Характеристика технологических комплексов
- 12.2 Атк открытой разработки
- 12.3 Атк углеприема обогатительной фабрики
- 13 Атк металлургического производства
- 13.1 Основные типовые узлы регулирования
- 13.2 Автоматическое регулирование температуры в печи
- 13.3 Автоматическое регулирование соотношения топливо-воздух
- 13.4 Автоматизация кислородно-конвертерного процесса
- 13.5 Автоматизация непрерывной разливки стали
- 14 Атк городского хозяйства
- 14.1 Характеристика технологических комплексов
- 14.2 Система автоматизации насосной станции
- 14.3 Система автоматизации вентиляции и кондиционирования воздуха
- 14.4 Система автоматизации жизнеобеспечения жилого здания
- 15 Атк агропромышленного производства
- 15.1 Характеристика технологических комплексов
- 15.2 Атк технологической линии консервирования