logo search
Системы Ту-154В

3.1Система питания топливом основных двигателей

Система подачи топлива к двигателям включает (рис. 6.1, 6.2):

расходный топливный бак, четыре подкачивающих насоса ЭЦН-325 (№ 1, 2, 3, 4), четыре обратных клапана, четыре сигнализатора давления МСТВ-0,2А, три перекрывных крана, три датчика расходомера ДПЕ5-1Т из комплекта СИРТ1-2Т, температурно-разгрузочные клапаны, штуцеры консервации, три трубки Вентури для подачи жидкости "И" (оборудованы не все самолеты) и блок обратных клапанов (в немодифицированной системе).

Э лектроприводные центробежные насосы подкачки ЭЦН-325 создают давление при нулевой производительности 1,7 кг/см2; включаются тумблерами "Расходный бак № 1, 2, 3, 4" (рис. 6.4) на панели бортинженера. В управлении насосами имеется блокировка: при выключенном хотя бы одном ЭЦН-325 двигатели не запускаются.

Контроль за работой насосов осуществляется по зеленым светосигнализаторам (на приборной доске бортинженера), которые включаются от датчиков МСТВ-0,2А при P  0,2 кГс/см2. Обратные клапаны предотвращают обратное перетекание топлива (в насосы) при отказе одного из них.

В не модифицированной топливной системе (рис. 6.2) насосы № 1 и № 4 расходного бака подают топливо в двигатели № 1 (и № 2), а насосы № 2 и № 3 - в двигатели № 3 (и № 2). Питание двигателя № 2 из левой и правой топливных магистралей производится через блок обратных клапанов; кроме того, при разрушении магистрали питания крайнего двигателя предотвращается утечка топлива из работающих магистралей.

Перекрывные (противопожарные) краны 768600 МА заслоночного типа с электромеханизмом управления включаются переключателями "Перекрывные краны" на рабочем месте бортинженера. Время срабатывания заслонки крана  3 с, открытое положение сигнализируется зелеными светосигнализаторами.

Т емпературно-разгрузочные клапаны предотвращают повышение давления в трубопроводах выше P  2,5  0,5 кГс/см2.

Производительность насоса ЭЦН-325 составляет 10000 л/ч при P = 1,55 кг/см2.

Блоки обратных клапанов, температурно-разгрузочные клапаны, перекрывные клапаны, датчики расходомеров и плотномера расположены в узле топливных агрегатов, на левом борту фюзеляжа, в районе шп. 50…51.

В полете, при отказе трех генераторов, т.е. выключении всех четырех насосов подкачки ЭЦН-325, автоматически включается насос ЭЦН-319 запуска и питания ВСУ, работающий в режиме в этом случае на основные двигатели (или дублирующий насос ЭЦН–19А). Насос ЭЦН-319 подключен к сети постоянного тока, обеспечивает три основных двигателя топливом на режиме малого газа до высоты 5000 м (при дальнейшем снижении топливо в двигатели может поступать самотеком).

Насос ЭЦН-319 включается:

- при отказе трех генераторов;

- при установке двух переключателей "Запуск. Питание" и "Запуск. Холодная прокрутка" в положение "Запуск";

- в полете при нажатии на кнопку запуска основного двигателя при обесточенной сети переменного тока.

Давление, создаваемое насосом при нулевой производительности, равно 2,0 кГс/см2, его работа контролируется по светосигнальному табло "P топлива", которое загорается от сигнализатора давления СДУ-0.18 при избыточном давлении 0,18 кГс/см2.

В модифицированной топливной системе (рис. 6.1) топливо от всех четырех насосов ЭЦН-325 подается в общий коллектор, откуда затем поступает в топливные магистрали всех основных двигателей. К общему коллектору подключен также ЭЦН-319 № 2 аварийного питания основных двигателей, который автоматически включается в полете при отказе трех генераторов. Включение ЭЦН-319 на земле (при подключенном наземном питании) блокируется обжатием амортизатора шасси.

М одифицированная топливная система обеспечивает более надежное питание двигателей.

Производительность ЭЦН-319 при давлении P = 1 кГс/см2 составляет 3000 л/ч, его работа контролируется загоранием табло "P топлива" на панели контроля работы двигателей.