5.2Сварка трением.
В 1956 г. токарь-новатор А.М. Чудиков предложил и практически осуществил сварку трением для ряда деталей. В этом виде сварки соединение получают при совместном пластическом деформировании и нагреве деталей. Нагрев происходит в результате трения двух поверхностей сжатых между собой деталей, то есть механическая энергия преобразуется в тепловую. Наибольшее распространение получила схема сварки, когда нагрев трением осуществляется в контакте между деталями, одна из которых вращается относительно другой. Возникающее при вращении трение, а также пластическое деформирование вызывают разрушение окисных и адсорбированных пленок и удаление их и других посторонних включений из зоны сварки. Такая очистка позволяет в процессе пластической деформации обеспечить надежную металлическую связь по всей поверхности свариваемых деталей и получить высокопрочное соединение.
В процессе нагрева трением различают три стадии.
Первая стадия представляет собой приработку трущихся поверхностей, когда сминаются выступы, разрушаются пленки, обеспечивается металлический контакт по всей поверхности стыка свариваемых деталей. В конце первой стадии момент сил трения уменьшается до минимума. С началом второй стадии возникают отдельные очаги металлической связи (очаги схватывания), которые постепенно расширяются, но по мере перемещения трущихся поверхностей относительно друг друга разрушаются. На этой стадии момент трения постоянно нарастает до максимума и происходит интенсивный нагрев торцов.
Для третьей стадии характерно падение момента сил трения, так как с повышением температуры металла очаги схватывания легко разрушаются и прочность металла уменьшается. При нагреве торцов деталей до пластического состояния (Тп = 0.7…0.9 Тпл) момент сил трения стабилизируется и в дальнейшем не меняется. В результате температура по сечению стыка выравнивается и металл деталей оказывается подготовленным к образованию сварного соединения. Вращение детали практически мгновенно прекращается и детали сжимаются с усилием проковки, которое обычно в два раза больше усилия при нагреве.
Основные параметры режима сварки трением:
Скорость относительного перемещения свариваемых поверхностей. Для вращающихся деталей оптимальное число оборотов должно соответствовать относительной окружной скорости Vокр = 12…60 об/мин.
Величина осевого усилия при нагреве Рн и осевого усилия при проковке Рп. Эти усилия зависят от площади сечения свариваемых деталей и свойств материалов. Поэтому эти усилия для разных материалов задаются через удельное давление Руд = 2…25 кг/мм2.
Величина осадки при нагреве ∆LH и осадки при проковке ∆Lп. Суммарная осадка зависит от свойств материала и выбирается в зависимости от диаметра деталей dд, то есть ∆LH + ∆Lп = 0.2…0.5dд, Величина ∆LH прямо зависит от времени нагрева tH, которое часто используется в качестве параметра режима сварки. Малый объем металла, нагреваемого при сварке трением, требует малого времени нагрева (1.5…50 с) и незначительного расхода энергии.
Мощность при сварке трением в 5…10 раз меньше, чем при контактной сварке. При этом обеспечивается равномерная нагрузка фаз питающей сети и высокий коэффициент полезной мощности cos φ = 0.8…0.85. Мощность двигателя для вращения детали можно существенно уменьшить, если предварительно накопить механическую энергию во вращающемся маховике машины. По этому принципу создано оборудование для так называемой инерционной сварке трением.
Одно из наиболее важных преимуществ сварки трением – высокое качество получаемых сварных соединений: без пор, раковин, окислов. При правильно выбранном режиме сварки металл стыка и прилегающих к нему зон обладает прочностью и пластичностью, не меньшими, чем основной металл. Свойства сварного соединения практически не зависят от таких внешних факторов, как колебания напряжения питающей сети, качество вспомогательных материалов, квалификация сварщика и т.п. Сварка трением позволяет получать прочные соединения не только из одноименных, но и из большого числа сочетаний разноименных металлов и сплавов.
При сварке трением не предъявляются высокие требования к загрязненности и чистоте обработки поверхности деталей. Сам процесс сварки легко автоматизируется. Кроме того, при сварке трением отсутствуют вредные выделения, рабочее место отличается чистотой.
Недостатки сварки трением:
Применение сварки трением обусловлено формой сечения деталей. Необходимо, чтобы обе или одна из деталей представляли собой тело вращения (стержень или трубу), ось которого совпадает с осью вращения. Вторая деталь может быть плоской.
Ограничены размеры сечения свариваемых деталей в месте их сопряжения. Использовать этот процесс для сварки стержней сплошного сечения диаметром более 200 мм при современном уровне развития техники нецелесообразно из-за высокой стоимости изготовления и эксплуатации сложного и энергоемкого оборудования.
Различные схемы сварки представлены на рис. 2.1 – 2.4. Первая является наиболее распространенной, ее чаще всего реализуют в специальном сварочном оборудовании для сварки трением (рис. 2.1). вторая схема применяется при сварке массивных деталей для снижения кинетической энергии вращения. В этой схеме проще осуществить торможение и быструю остановку детали (рис. 2.2).
|
|
Рис. 2.1 Схема сварки трением с одной вращающейся деталью: М – момент сил трения; Р – усилие сжатия. | Рис. 2.2. Схема сварки трением с двумя вращающимися в разные стороны деталями: М – момент сил трения, Р – усилие сжатия. |
Расширить возможности использования сварки трением для длинномерных деталей, вращение и в особенности быстрое торможение которых в конце процесса сильно затруднено, можно по третьей схеме путем вращения вспомогательной детали, зажатой между двумя не вращающимися и подлежащими сварке деталями (рис. 2.3).
На рис. 2.4. показана схема сварки вибротрением, отличительная особенность которого – сообщение одной из свариваемых деталей возвратно-поступательного движения в плоскости трения с относительно малыми амплитудами. В этом случае можно сваривать детали с различной формой поперечного сечения.
|
|
Рис. 2.1. Схема сварки трением Рис. 2.2. Схема сварки вибротрением: вращающимся промежуточным М – момент сил трения; Р – усилие
элементом: М – момент сил сжатия.
трения; Р – усилие сжатия.
Для сварки деталей некруглого сечения предложена схема сварки, которая получила название орбитальной сварки трением (рис. 2.5). Некруглые детали вращаются синхронно с одинаковой скоростью в одном направлении, но оси их вращения не совпадают. При этом кромки деталей относительно друг друга не смещаются, а в стыке возникает трение, которое вызывает нагрев. Процесс нагрева прекращается при принудительном совмещении осей вращающихся деталей, после чего к ним прикладывается осевое усилие проковки.
Перед сваркой детали следует очищать от жира и загрязнений, например, протиркой их торцевых поверхностей чистой тряпкой. В большинстве случаев этого вполне достаточно.
|
Рис. 2.5. Орбитальная сварка трением: Р – усилие сжатия М – момент сил трения
Основные типы соединений, рекомендуемые при сварке трением приведены на рис. 2.6
Сварку трением целесообразно применять при массовом или серийном производстве при изготовлении деталей относительно крупными партиями. Большой экономический эффект; достигается при внедрении сварки трением заготовок различного режущего инструмента для цехов механической обработки, в том числе и на заводах авиационной промышленности. Особенно эффективна сварка сверл, метчиков, разверток и т.д. из углеродистой и быстро режущей стали.
Сваркой трением изготавливают также мерительный инструмент (рис.2.7).
|
|
Рис.2.7. Изготовление калибров: Рис. 2.6.
а – по старой технологии; б – с применением сварки трением.
До применения сварки трением клапаны двигателей внутреннего сгорания были цельноштампованными (рис.2.8), их получали из дорогостоящей стали путем отрезки и горячей штамповки в несколько переходов. Новая технология с применением сварки трением позволила сократить расход жаропрочной стали, повысить производительность труда, высвободить тяжелое ковочное оборудование.
|
|
Рис. 2.8. Изготовление клапана: а – по старой технологии; б – с применением сварки трением; 1 – жаропрочная сталь; 2 – заготовка; 3 – углеродистая сталь.
Сварка трением используется также для изготовления зубчатых колес, штоков с поршнями, ступенчатых валов и осей, составных пуансонов.
Для сварки трением необходимо специальное оборудование, которое должно быть рассчитано на работу при достаточно больших скоростях вращения и осевых усилиях, свойственным сварке трением, а также позволяет осуществлять быстрый запуск и быструю остановку шпинделя машины. Обычные металлорежущие (токарные, фрезерные, сверлильные) станки допускаются до сварки трением в виде исключения и только при выполнении неответственных работ. Современные машины для сварки трением достаточно сложны и включают в себя следующие узлы: два зажима для свариваемых деталей; привод вращения шпинделя; пневматические или гидравлические цилиндры, облегчающие создание необходимого усилия машины; схема управления силовым приводом; электрическая схема управления машиной; станина.
В настоящее время выпускается несколько типоразмеров машин-полуавтоматов МСТ – 23, МСТ – 35, МСТ – 41, МСТ – 51, ЦМСТ – 75 с мощностью приводного электродвигателя от 10 до 100 кВт. Эти машины позволяют помимо цилиндрических деталей сваривать также трубчатые заготовки и выполнять Т-образные соединения.
- Конспект лекций по сварке доцента каф. 104 Варухи н. А.
- 1Введение
- 1.1Краткие сведения из истории сварки.
- 1.2Классификация сварки.
- Определение сварки по госТу.
- Определение пайки по госТу.
- 2Процессы нагрева при сварке.
- 2.1Общие сведения о нагреве при сварке и источниках нагрева.
- 2.2Пламя газовой горелки.
- 2.3Электрическая дуга.
- 2.4Струя плазменной горелки.
- 2.5Электронный луч.
- 2.6Луч лазера.
- 2.7Трение как источник тепла при нагреве.
- 2.8Джоулево тепло при сварке.
- 2.9Основные законы, используемые для определения температуры при сварке.
- 3Виды сварки термического класса
- 3.1Дуговая сварка (дс).
- 3.1.1Классификация дуговой сварки.
- 3.1.2Дуга как источник нагрева при дс.
- 3.1.3Вольтамперная характеристика дуги (вахд).
- 3.1.4Источники питания (ип) для дуговой сварки.
- 3.1.5Требования к ип
- 3.1.6Источники питания переменного тока для рдс (сварочные трансформаторы).
- Сварочный трансформатор с магнитным шунтом.
- Сварочный трансформатор с подвижными вторичными обмотками.
- 3.1.7Источники постоянного тока для дуговой сварки.
- 3.2Дуговая сварка в среде защитных газов
- 3.2.1Виды газовой защиты
- Защитные свойства различных газов
- 3.2.2Электродные сварочные материалы
- 3.2.3Cварка в инертных газах
- Основные параметры аргонодуговой сварки
- Достоинства и недостатки аргонодуговой сварки
- Область применения аргонодуговой сварки
- Дуговая сварка в среде гелия
- 3.2.4Сварка в активных газах Дуговая сварка в среде углекислого газа
- 3.2.5Атомно-водородная сварка
- 3.3Плазменная сварка Сущность плазменной сварки, схема плазмотрона
- Область применения плазмотронов, достоинства и недостатки плазменной сварки
- 3.4Электрошлаковая сварка
- 3.4.1Параметры режима электрошлаковой сварки
- 3.4.2Оборудование для электрошлаковой сварки
- 3.4.3Достоинства электрошлаковой сварки
- 3.4.4Недостатки электрошлаковой сварки
- 3.4.5Область применения электрошлаковой сварки
- 3.5Электронно-лучевая сварка
- 3.5.1Оборудование для электронно-лучевой сварки
- 3.5.2Достоинства электронно-лучевой сварки
- 3.5.3Недостатки электронно-лучевой сварки
- 3.6Лазерная сварка
- 3.6.1Свойства лазерного излучения
- 3.6.2Сварочные установки с твердотельным лазером
- 3.6.3Сварочные установки с газовым лазером
- 3.6.4Достоинства и недостатки лазерной сварки
- 3.6.5Область применения лазерной сварки и резки
- 4Ермомеханический класс
- 4.1Контактная сварка
- 4.2Контактная точечная сварка
- 4.2.1Основные параметры режима точечной сварки
- 4.2.2Влияние основных параметров режима точечной сварки на прочность сварной точки
- 4.2.3Шунтирование тока
- 4.2.4Разновидности точечной сварки
- 4.2.5Оборудование для точечной сварки
- 4.2.6Низкочастотные машины
- 4.2.7Конденсаторные машины для точечной сварки
- 4.2.8Клеесварные соединения
- 4.3Kонтактная шовная сварка
- 4.3.1Требования к конструированию узлов и деталей под контактную точечную и шовную сварку
- 4.3.2Особенности точечной и шовной сварки отдельных металлов и сплавов
- 4.4Контактная стыковая сварка
- 4.4.1Стыковая сварка сопротивлением
- 4.4.2Стыковая сварка оплавлением
- 4.4.3Машины для стыковой сварки
- 4.4.4Проектирование узлов и деталей под стыковую сварку
- 4.4.5Конструкция и проектирование оснастки
- 4.5Диффузионная сварка
- 4.5.1Технологические особенности диффузионной сварки.
- 4.5.2Защитные среды при диффузионной сварке
- 4.5.3Особенности диффузионной сварки различных материалов
- 4.5.4Оборудование для диффузионной сварки
- 4.6Индукционно-прессовая сварка
- 5Механические виды сварки
- 5.1Холодная сварка.
- 5.2Сварка трением.
- 5.3Ультразвуковая сварка.
- 5.2. Схема установки для сварки ультразвуком: 1 – магнитострикционный преобразователь; 2 – волновод; 2 – наконечники; 4 – свариваемые детали.
- 5.4Сварка взрывом.
- 5.5Магнитоимпульсная сварка.
- 6.1Сущность процесса пайки металлов
- 6.2Припои для пайки.
- 6.3Способы пайки.
- 6.3.1Способы по формированию паяного шва. Капиллярная пайка готовым припоем.
- Контактно - реактивная пайка.
- Диффузная пайка.
- Реактивно-флюсовая пайка.
- Композиционная пайка.
- Прессовая пайка.
- Некапиллярная пайка
- 6.3.2Способы пайки по устранению окисной пленки Флюсовая пайка
- Безфлюсовая пайка
- Абразивная пайка
- 6.3.3Способы пайки по нагреву Пайка в печах
- Пайка в соляных электрических печах-ваннах.
- Пайка погружением в расплавленные припои.
- Газопламенная пайка.
- Пайка индукционная.
- Электродуговая пайка.
- Пайка световым и инфракрасным лучами.
- Пайка лучом лазера.
- Пайка электронным лучом
- Пайка паяльником.
- Электролитная пайка
- Экзотермическая пайка
- 7Контроль качества сварных соединений
- 7.1Методы контроля и управления качеством сварных соединений.
- 7.1.1Факторы качества сварных соединений.
- 7.1.2Типы и виды дефектов.
- 7.1.3Классификация методов контроля.
- 7.2Физические методы неразрушающего контроля.
- 7.2.1Радиационные методы контроля. Физические основы и классификация методов.
- 7.2.2Радиографические методы контроля.
- 7.2.3Радиоскопические методы контроля.
- 7.2.4Радиометрические методы контроля.
- 7.3Ультразвуковые методы контроля.
- 7.3.1Физические основы и классификация методов.
- 7.3.2Особенности ультразвукового контроля сварных соединений.
- 7.4Магнитные и электромагнитные методы контроля.
- 7.4.1Физические основы и классификация методов.
- 7.4.2Магнитные методы контроля.
- 7.5Капиллярные методы контроля.
- 7.6Методы контроля сварных соединений течеисканием.
- 7.7Статистические методы управления качеством сварки.