Определение последовательности и содержания сборочных операций
На основании анализаконструкции машины выявляются все сборочные единицы, из которых состоит машина. В каждой сборочной единицедолжна быть найдена базовая деталь, определяющая положение всех, составляющих данную сборочную единицу, других сборочных единиц и деталей. Роль базовой детали обычно выполняют рамы, станины, корпусы, основания и т.п. детали.
После выявления базовой детали определяется последовательность установки на нее всех сборочных единиц и деталей. Для этого можно воспользоваться схемами размерных цепей, построенных на основе размерного анализа и выявленных методов достижения требуемой точности в каждой из размерных цепей, при этом надо руководствоваться указанными ниже исходными положениями [3].
Сборку следует начинать с тех сборочных единиц или деталей, размеры и относительные повороты поверхностей которых являются общими звеньями, принадлежащими наибольшему количеству размерных цепей.
Следует постепенно переходить к сборке тех сборочных единиц и деталей, размеры и относительные повороты поверхностей которых являются общими звеньями, принадлежащими постепенно уменьшающемуся количеству размерных цепей.
При прочих равных условиях сборку следует начинать с тойразмерной цепи, с помощью которойрешается наиболее ответственная задача.
В размерных цепях, в которых конструкцией машины намечено получать требуемую точность замыкающего звена методом регулировки или пригонки, необходимо найти компенсирующие звенья и детали.
Наметив на основе указанныхположений последовательность общей сборки машины, следует проверить возможность ее соблюдения на реальной машине с учетом конструктивных форм, габаритных размеров, массы сборочных единиц и деталей.
Последовательность сборки определяется также конструкцией изделия, компоновкой деталей и может быть представлена в видетехнологической схемы сборки, являющейся условным изображением порядка комплектования изделия и узлов при сборке. На схеме каждый элемент изделия обозначается прямоугольником, в котором указываютсянаименование составной части, ее индекс и количество (рис.3.4, а)[12].
Процесс сборки изображается на схеме горизонтальной линией в направлении от прямоугольника с изображением базовой составной части до прямоугольника, изображающего готовое изделие (или сборочную единицу).
Выше горизонтальной линии показываются в порядке последовательности сборки прямоугольники, условно обозначающие детали, а ниже –прямоугольники, условно изображающие сборочные единицы.
Для каждой сборочной единицы первого и более высоких порядков могут быть построены аналогичные схемы (рис.3.4, б-г).
Технологическая схема сборки является основой для проектирования технологического процесса сборки; оперативным документом, по которому персонал сборочного цеха организует выполнение сборочного процесса, производит комплектование машины, подачу сборочных единиц и деталей в надлежащей последовательностик местам сборки, ведет учет, расставляетрабочих, планирует производство.
При сборке сложного изделия целесообразно сначала разработать общую схему сборки изделия и после этого – схемы узловых сборок.
Некоторые крупногабаритные изделия транспортируются к заказчику в разобранном виде, поэтому при разработке технологической схемы сборки таких изделий одновременно необходимо составлять и схему демонтажа.
После разработки схем сборки устанавливается состав необходимых сборочных, регулировочных, пригоночных, подготовительных, контрольных работ и определяется содержание технологических операций и переходов.
В условиях единичного производства ограничиваются разработкой маршрутных технологических карти в работе, в основном,руководствуются технологическими схемами сборки. На выполнение отдельных ответственных операций (запрессовка крупных деталей, испытания и т.п.) составляются типовые инструкции.В работе широко используетсяуниверсальное сборочное оборудование и инструменты.
В серийном производстве разрабатываются маршрутно-операционные и операционные технологические карты и, при необходимости, выпускаются технологические инструкции, комплектовочные карты, ведомость оснастки и другие документы.
Процесс сборки расчленяется на общую сборку и сборку узлов, а также на технологические операции и переходы, а в крупносерийном и массовом производстве – и на приемы. Доля пригоночных работ может быть сокращена за счет широкого применения регулировки размеров с помощью разнообразных компенсаторов, применения селективной сборки.
При формировании технологической операции в ее состав, повозможности, включаются однородные работы, что способствует специализации сборщиков и повышению производительности их труда. В целяхсинхронизации операций, необходимой для организациипоточной сборки, состав технологической операции устанавливается с учетом трудоемкости отдельных элементов сборочных работ.
На следующем этапе выбираетсятехнологическая оснастка: приспособления, рабочий и измерительный инструменты с учетом принятого типа производства и организационных форм сборочного процесса. В серийном производстве применяется оснастка универсального ипереналаживаемого типов. В поточно-массовом производствеиспользуется, преимущественно, специальная оснастка.
После определения структуры и содержания сборочных операций устанавливается норма времени на их выполнение. Для условий единичного и мелкосерийного производства при нормированиисборочных работ могут быть использованы укрупненные нормативы на слесарно-сборочные работы. Для серийного и массового производства применяется расчетно-аналитический метод нормирования.При этом операцию разбивают на ряд сборочныхэлементов: переходов и приемов.
При ручной сборке оперативное время на выполнение элементов операции определяется по нормативам на слесарно-сборочные работы, а штучное время рассчитывается по формуле
, (3.1)
где tоп– оперативное время на выполнениеi-го элемента сборочной операции;
β, γ –коэффициенты, определяющие время на организационное обслуживание и перерывы (около 6…9% от).
При сборке изделий партиями определяется штучно-калькуляционное время по формуле (1.15).
При механизированной и автоматизированной сборке время на выполнение элементов сборочной операции рассчитывается по формуле
t i = l i / vi, (3.2)
где li – длина перемещения;
vi– скорость перемещения исполнительного сборочного механизма.
Компоновка сборочной позиции должна обеспечиватьминимальное время вспомогательных и холостых ходов, особенно для робототехнических сборочных комплексов и модулей, где все переходы выполняются, как правило, последовательно. При проектировании необходимо рассмотреть несколько вариантов компоновок с составлением циклограммы работы сборочных механизмов. По циклограмме определяется возможность совмещения элементов времени цикла и рассчитывается время сборочного цикла.
При конвейерной сборке в штучное время операции входитвремя на перемещение собираемого изделия, если оно не перекрывается временем цикла.
Для механизированной и автоматизированной сборочных операций необходимо определить режимы сборочногопроцесса:сборочную силу,скорость поступательного перемещения присоединяемой детали, частоту ее вращения, момент затяжки, температуру нагрева или охлаждения собираемых деталей, частоту и амплитуду колебаний собираемых деталей и т.п.
При проектировании сборочных ТП необходимо максимально использовать для одинаковых и сходных по конструкции изделий типовые ТП, которые осуществляются общими, наиболее совершенными и эффективными методами. К типовым относятся ТП сборкитиповых узлов: сподшипниками качения и скольжения, зубчатых и червяных передач, направляющих скольжения и т.п.
При выполнении ТП сборки возникает необходимость систематической проверки качества собираемой машины и ее сборочныхединиц. Это необходимо делать каждый раз, когда требуемая точность, в тех или иных размерных и кинематических цепях, достигается методами регулировки и, особенно, пригонки. Необходимость контроля возникает даже в тех случаях, когда для достижения требуемого качестваиспользуется метод полнойвзаимозаменяемости, так как в процессе сборки возникает ряд дополнительных погрешностей, связанных с влиянием упругих деформаций, сменой баз и т.д. Поэтому необходимо включать в разрабатываемый ТП сборки переходы и операции, связанные с проверкой достигнутого качества собираемого объекта с указанием методики и средств контроля.
Машины и сборочные единицы, после сборки, подвергают испытаниям, служащим для проверки их соответствия служебному назначению. Испытания сборочных единиц перед их подачей на общую сборку снижают трудоемкость сборки и сокращают цикл сборки и испытания готовой машины.
Испытания машины и сборочных единиц обычно проводятся с максимальным приближением к рабочим режимам, на которых машины должны работать, выполняя свое служебное назначение. В ряде случаев испытания ведут на форсированных режимах в целях быстрейшего выявления имеющихся дефектов.
Для испытания машин и сборочных единиц малых и средних габаритов создают специальные стенды. Испытания тяжелых машин больших габаритных размеров производят обычно на сборочныхстендах.К такиммашинам относятся, например, паровые турбины, тяжелыестанки, дизели и др.
- И.С. Цехмистро Теоретические основы технологии производства деталей и сборки машин Учебное пособие
- Введение
- Производственно-технологические и размерные связи в процессе изготовлениямашины
- Машина – объект машиностроительного производства
- Производственные и технологические процессы в машиностроении
- Технико-экономические показатели технологических процессов
- Технологичность конструкций машин
- Общие понятия о технологичности конструкций
- Технологические требования к конструкции машин при их сборке
- Технологические требования к конструкции деталей машин
- Точность изделий машиностроения
- Показатели точности изделий
- Погрешности, возникающие в процессе изготовления деталей и сборки машин
- Анализ точности изделий методами математической статистики
- Базирование и базы в машиностроении
- Базы и опорные точки
- Классификация баз
- Технологические базы
- Погрешности установки заготовок
- Технологические размерные цепи
- Виды размерных цепей
- Методы достижения точности замыкающего звена
- Примеры выявления и решения технологических размерных цепей
- Вопросы для самопроверки знаний раздела 1
- Достижение необходимой точности и качества поверхностей деталей в процессе их изготовления
- Достижение необходимой точности деталей в процессе их изготовления
- Способы и этапы достижения точности деталей
- Погрешности оборудования
- Погрешности настройки системы спид
- Погрешности, вызванные упругими деформациями технологической системы
- Погрешности, возникающие в результате размерного износа режущих инструментов
- Погрешности, возникающие в результате температурных деформаций технологической системыи внутренних напряжений в материале заготовок
- Суммарная погрешность механической обработки
- Управление точностью обработки
- Качество поверхности и технологические методы повышения эксплутационных свойств деталей машин
- Основные параметры качества поверхности деталей
- Влияние методов и режимов обработки на параметры качества поверхности
- Методы измерения и оценки качества поверхности
- Влияние качества поверхности на эксплуатационныесвойства деталей машин
- Технологические методы повышения эксплуатационных свойств деталей машин
- Допуски и припуски на обработку заготовок
- Операционные допуски и правила их выбора
- Припуски на обработку при изготовлении деталей машин
- Вопросы для самопроверки знаний раздела 2.
- Основы проектирования технологических процессов изготовления машин
- Исходная информация и последовательность проектирования технологических процессов изготовления машин
- Технологическая подготовка производства машин
- Исходная информация для проектирования технологических процессов
- Последовательность проектирования технологических процессов
- Технологическая документация
- Проектирование технологических процессов изготовления деталей
- Анализ исходной информации и выбор метода получения заготовки
- Составление планов обработки основных поверхностей и маршрута технологического процесса изготовления детали
- Проектирование операций технологического процесса обработки заготовок
- Проектирование технологических процессов сборки машин
- Структура и содержание технологического процесса сборки
- Организационные формы сборки
- Определение последовательности и содержания сборочных операций
- Проектирование типовых и групповых технологических процессов
- Проектирование типовых технологических процессов
- Проектирование групповых технологических процессов
- Проектирование технологических процессов для автоматизированного производства
- Проектирование технологических операций для автоматов и полуавтоматов
- Проектирование технологических операций для агрегатных станков
- Проектирование технологических процессов изготовления деталей на автоматических линиях
- Проектирование технологических процессов для станков с программным управлением
- Технологические возможности станков с программным управлением
- Системы программного управления станками
- Системы координат и способы отсчета перемещений
- Технологическая подготовка обработки заготовок на станках с чпу
- Кодирование технологической информации и запись ее на программоноситель
- Технологические особенности обработки заготовок на сверлильных и фрезерных станках с чпу
- Технологические особенности обработки заготовок на многоцелевых станках
- Технологическая подготовка гибких производственных систем
- Основные принципы модульной технологии
- Автоматизированное проектирование технологических процессов (аптп)
- Экономическая оценка вариантов технологического процесса
- Вопросы для самопроверки знаний раздела 3
- Список литературы
- Оглавление
- 1. Производственно-технологические и размерные связи в процессе изготовления машины 4
- 2. Достижение необходимой точности и качества поверхностей деталей в процессе их изготовления 88
- 3. Основы проектирования технологических процессов изготовления машин 139