Библиотеки
3.97. Библиотеки высшего учебного заведения проектируются на расчётное число читателей, которое определяется суммой (для дневных высших учебных заведений) 100% расчетного количества студентов дневного обучения, 30% количества студентов вечерней формы обучения, 100% аспирантов очного отделения, профессорско-преподавательского состава и научных работников, для заочных высших учебных заведений - 50% всего количества студентов.
3.98. В библиотеках вузов устанавливается два основных показателя: фонд книгохранения и число читательских мест.
3.99. Объем общего фонда библиотеки принимается из расчета на одного обслуживаемого библиотекой читателя:
а) в университетах, медицинских, культуры и искусства, педагогических высших учебных заведений - 125 единиц книжного фонда;
б) в технических, экономических и сельскохозяйственных высших учебных заведениях - 100 единиц книжного фонда;
Комплектное хранение редко опрашиваемого и резервного книжного фонда составляет не более 20% объема общего фонда библиотеки.
При проектировании библиотек существующих вузов возможны изменения расчетного общего фонда с учетом существующего фонда.
3.100. Кроме центральной научной библиотеки в вузе предусматриваются филиалы: межфакультетские, факультетские, кафедральные, а также филиалы при научных и других подразделениях высшего учебного заведения, в том числе при общежитиях и клубах.
Максимальный объем книжного фонда всех филиалов не превышает 20% объема общего фонда библиотеки.
3.101. Фонд факультетской библиотеки составляет до 20% фонда, необходимого для обслуживания всего контингента факультета, но не более 30 тыс. единиц хранения.
3.102. Число мест в читальных залах библиотеки принимается в процентах от общего числа читателей:
а) университетов, медицинских высших учебных заведений, искусства, педагогических - 15%, в том числе факультетских библиотек - 3%;
б) технических, сельскохозяйственных, экономических и фармацевтических высших учебных заведений - 12, в том числе факультетских библиотек - 2%;
в) высших учебных заведений культуры - 20%.
3.103. В составе библиотек высших учебных заведений предусматривается лекционный зал вместимостью: для контингента 2500 студентов - 50 мест, для контингента 7500 и более студентов - 150 мест, в остальных высших учебных заведениях - из расчета 20 мест на 1000 студентов.
3.104. Библиотеки высших учебных заведений должны иметь служебные входы. При размещении библиотеки высшего учебного заведения в одном здании с учебными помещениями устройство прохода через помещения библиотеки в другие помещения учебного заведения не допускается.
3.105. Библиотеки высших учебных заведений (или центральные научные библиотеки) в зависимости от величины книжного фонда имеют различные варианты размещения в структуре вуза.
Библиотека с числом читательских мест до 200 и фондом до 200 - 250 тыс. единиц хранения, как правило, размещается на одном из нижних этажей учебного корпуса.
Библиотека с числом читательских мест от 250 до 500 и фондом от 300 до 600 тыс. единиц хранения, как правило, на одном - двух нижних этажах общего здания учебного заведения или в специальном блоке.
Библиотека с числом мест от 600 - 1000 и фондом от 700 до 1,2 млн. единиц хранения, как правило, размещается в изолированном крыле или самостоятельном 2 этажном корпусе, связанном теплым переходом со зданием учебного заведения или примыкающем к нему.
Библиотеки с числом читательских мест более 1000 и фондом более 1,2 млн. единиц хранения располагаются, как правило, в отдельно стоящем здании.
3.106. В библиотеках помещения для читателей делятся на 2 отделения;
а) учебное, состоящее из читальных залов для студентов младших (1,11,111), а также подготовительных курсов, кабин аудиовизуального обслуживания, кабинетов для групповых занятий и абонемент учебной литературы;
б) научное, состоящее из читальных залов для студентов старших (IV, V) и дипломных курсов, читальных залов-аспирантов, профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, читального зала справочно-реферативной литературы, читальных залов по специализации, отраслям и видам знаний, видам изданий, индивидуальных читательских кабин, абонементов научной и художественной литературы, а также помещений информационного и справочно-библиографического аппарата (читательские и сводные каталоги, справочно-библиографические указатели, разного рода информационные картотеки, выставки книг и других печатных изделий) (рис. 81).
Учебное отделение рекомендуется располагать ближе к выходу в библиотеку. Желательна удобная связь читального зала для профессорско-преподавательского состава с учебным отделением библиотеки.
В кабинеты групповых занятий, рассчитываемые на половину или целую академическую группу студентов, входы должны быть из аванзалов.
3.107. Читальные залы желательно оснащать средствами аудиовизуального обслуживания - замкнутой системой телевидения, световыми табло и указателями, аппаратурой для просмотра микрофильмов и прослушивания магнитофонных записей, средствами автоматизированного поиска на базе центральных (вузовских) ЭВМ или компьютерной техники.
3.108. В структуре библиотек вуза, как правило, выделяются две зоны: до контроля и после контроля.
В доконтрольной зоне целесообразно располагать абонементы (научной, учебной и художественной литературы). В читательском и входном холле - справочное бюро, пункт записи читателей, книжный киоск, книжные выставки, бюро технического обслуживания (репрография, переводы), музей, помещения дирекции, лекционный зал.
В зоне за контролем находятся помещения информационного и справочно-библиографического аппарата с читательскими каталогами и различными картотеками, все читательные залы с аванзалами выдачи книг, фондами открытого доступа, выставками новых поступлений.
Внутри зоны располагаются все необходимые битовые помещения для читателей; столовая или буфеты, курительные комнаты, зоны отдыха, санитарные узлы.
Рис. 81. Структура помещений вузовской библиотеки (инженер Н.Чернозубова)
3.109. В производственную зону входят помещения администрации, отделов комплектования, технической и научной обработки литературы, а также информационный и справочно-библиографический отделы со служебными каталогами и картотеками, производственно-лабораторные помещения. Предусматриваются помещения психологической разгрузки для сотрудников.
Служебные и служебно-бытовые помещения, лаборатории, мастерские рекомендуется размещать не выше третьего этажа,
Для сотрудников библиотеки должен быть отдельный служебный вход с гардеробом.
3.110. Основное книгохранилище библиотеки занимает серединные объемы зданий или цокольные и подземные этажи. В цокольном этаже целесообразно располагать также производственные мастерские и лаборатории по размножению и копированию печатных материалов, лабораторию гигиены и реставрации книг с переплетной, отдел обменного фонда и межбиблиотечный абонемент.
3.111. Высота помещений выбирается с учетом габаритов оборудования и нормальной естественной освещенности читальных залов и служебных помещений. Высота стационарных стеллажей - хранилищ - одноярусных и компактных - 2,0 - 2,1 м, двухярусных - 4,0 - 4,20 м.
При двухярусной расстановке стеллажей высота читальных помещений, примыкающих к хранилищу, должна быть равной высоте хранилища.
3.112. Предельная вместимость читального зала рекомендуется не более 100 читателей, а при индивидуальных кабинах - не ограничивается.
Все помещения для чтения желательно решать по принципу свободной планировки, позволяющей трансформировать эти помещения и изменять их размеры.
3.113. Пункты выдачи могут находиться на площади читальных залов, при размещении пунктов выдачи за их пределами в читальном зале предусматривается пункт дежурного сотрудника.
Фонды с открытым доступом, обслуживающие читальные залы учебного отделения, целесообразно располагать в одном помещении с пунктом выдачи.
Выдача всех видов изданий в читальные залы профессорско-преподавательского, аспирантского состава и студентов старших курсов, а также студентов - членов НСО - отделена от пунктов выдачи и студенческих читальных залов учебного отделения.
3.114. При проектировании библиотек используются следующие функциональные схемы, отличающиеся размещением книгохранилища и читательских помещений: центральную, горизонтальную, вертикальную и асимметричную.
Центральная схема предполагает центрально-расположенный ствол книгохранилища с читательскими помещениями по периметру здания. Схема статична и не учитывает перспективное развитие библиотеки, поэтому она наиболее употребительна для небольших библиотек отраслевых вузов.
В горизонтальной схеме книгохранилище располагается внизу здания, а читательские помещения на вышележащих этажах. Схему рекомендуется использовать для средних и крупных библиотек в климатических зонах с неблагоприятными условиями для хранения литературы и в надземных этажах, а также при трансформации для универсального использования.
Вертикальную схему необходимо использовать в условиях малых, затесненных участков или в сложных условиях объемно-планировочного решения комплекса вуза. При этой схеме здание проектируется многоэтажным с нижним или верхним расположением книгохранилища.
Асимметричная функциональная схема пригодна для проектирования как крупных, так и небольших библиотек. В ней книгохранилище размещается в едином (часто многоэтажном) объеме, смещенном в плане и окруженном с трех сторон читательскими помещениями. Эта схема сокращает путь книги, наиболее просто решает проблемы зонирования дифференцированного (по отраслям зданий) обслуживания читателей. В ней заложена возможность перспективного развития библиотеки.
Примеры компоновок библиотечных блоков (корпусов) приведены на рис. 82, 83.
Примеры решений отдельных помещений библиотеки даны в нормалях библиотек НП 2,4.1-74.
3.115. Дифференцированный состав помещений библиотек дневных высших учебных заведений и заочных вузов и дифференцированные нормы площади представлены в табл.26.
3.116. Наиболее рациональной ориентацией по сторонам света является для читательских помещений - В, С, ЮВ, СВ для книгохранения - С.
3.117. Все читальные залы должны иметь специальную обработку стен и потолков акустическим материалом.
Пол целесообразно устраивать из линолеума на мягкой основе; в проходах на полу необходимо иметь ковер. Нижнюю часть стен рационально облицевать панелью из фанеры, пластика и т.д.; верхнюю часть стен и потолок обработать более эффективным звукопоглотителем в области средних и высоких частот с коэффициентом звукопоглощения 0,6 и более, если на стенах читального зала имеются информационные доски, то их лучше делать с относом от стены на 5 см реечного или перфорированного типа.
Рис. 82. Библиотека высшего учебного заведения на 2500 - 3000 студентов. Архитекторы Ю.Мухина, А.Кормишви.
а - фасад; б - разрез; в - план 1-го этажа; г - план второго этажа; 1- вестибюль; 2 - каталоги и выдача книг в читальном зале; 3 - выдача книг на дом; 4 - читальные залы младших курсов; 5 - зал текущей периодики; 6 - информационно-справочное обслуживание; 7 - администрация; 8 - читальные залы старших курсов
Рис. 83. Библиотека Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Архитекторы Н. Устинович, С. Бедунков, С. Герасимов, С. Осипов
а - план 2-го этажа; б - план 2-го этажа; 1 - вестибюль с гардеробом; 2 - административно-хозяйственные помещения; 3 - служебно-производственные помещения; 4 - справочно-информационный отдел и выставочный зал; 5 -книгохранилище; 6 - читательский каталог; 7 - выдача книг в читальные залы; 8 - читальные залы; 9 - отдел библиографии
Таблица 26.
Помещения | Расчетный показатель | Измеритель | Площадь, м2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Абонемент: |
|
|
|
площадь для читателей | На 1 читательское место | До 20% количества читательских мест | 1,8 |
площадь для сотрудников | На 1 сотрудника | 1 сотрудника 300 читательских мест | 5 |
Аванзал: |
|
|
|
площадь для читателей | На 1 читательское место | До 15% количества читательских мест | 1,5 |
площадь для сотрудников | На 1 сотрудника | 1 сотрудник на 200 читательских мест | 5 |
Читательские каталоги: |
|
|
|
площадь для каталогов | На 1 каталожный шкаф | 100% общего фонда | 3,5 |
| (20 тыс. ед.) |
|
|
Площадь для сотрудников | На 1 сотрудника | 1 сотрудник не более чем на 1 млн. единиц хранения | 4 |
Справочно-библиографический отдел Читальные залы учебного отделения: | На 1 читательское место | 100 читательских мест | 0,1 |
для читателей | На 1 читательское место | 40 количества читательских мест | 2,4 |
Помещения для групповых занятий | На 1 место | 20% читательских мест | 2,2 должна быть не менее 36 |
Читальные залы научного отделения | На 1 читательское место | 50% количества читательских мест | 3 |
Залы аудиовизуального обслуживания крупногабаритной литературы и редких книг | На 1 читательское место | 10% количества читательских мест | 5 |
Книгохранилище: |
|
|
|
основное хранение | На 1000 единиц хранения | 60% общего фонда | 2,5 |
компактное хранение | то же | 20% общего фонда | 1,25 |
Открытый доступ | То же, на | 20% общего фонда | 5 |
Площадь для сотрудника | 1 сотрудника | 1 сотрудник на 140 тыс. единиц | 4 |
Межбиблиотечный абонемент | На 1 сотрудника | 1 сотрудник на 140 тыс. единиц | 6 |
Отделы комплектования, обработки и служебный каталог: | На 1 сотрудника | 1 сотрудник на 140 тыс. единиц | 6 |
площадь для сотрудника |
|
|
|
площадь для каталога | На 1 каталожный шкаф (40 тыс. ед.) | 100% общего фонда | 2,5 |
Лаборатории микрофотокопирования, репродуцирования, множительные, гигиены и реставрации, переплетно-брошюровочная | На 10,000 единиц | То же | 2 |
Служебно-производственные помещения | На 10,000 едини | -“- | 3 |
Помещения хранения портфелей | На 1 читательское место | 100% читательских мест | 0,05 |
- Предисловие
- Высшие учебные заведения
- 1. Общие положения
- 2. Требования к участкам высших учебных заведений
- Планировочные решения основных зон вузовского комплекса
- Организации обслуживания студентов
- Инженерное решение территории
- 3. Объемно-планировочные решения Общее решение зданий и комплексов
- Состав и общие площади основных групп помещений вузов
- Учебно-научные корпуса и блоки
- Учебные кабинеты и лаборатории
- Аудитории
- Научные и учебно-производственные подразделения
- Библиотеки
- Физкультурно-спортивные сооружения
- Зрелищно-клубные помещения
- Помещения административно-хозяйственного назначения
- Предприятия общественного питания
- Вспомогательные и подсобные помещения
- Институты повышения квалификации
- 4. Обцие положения
- 5. Требования к участкам
- 6. Объемно-планировочные решения
- Учебные кабинеты и лаборатории
- Аудитории
- Библиотеки
- Физкультурно-спортивные сооружения
- Зрелищно-клубные помещения
- Служебные помещения
- Помещения обслуживания
- Предприятия общественного питания
- Помещения медицинского обслуживания
- Вспомогательные и подсобные помещения
- Терминология
- Допустимые уровни шума
- Вместимость защитных сооружений гражданской обороны