logo search
ОПУС

Рынок, как механизм реализации рыночной экономики. Спрос и предложение.

Рынок – сложное социально-философское понятие, включающее исторические, национальные, психологические особенности народа с учетом традиций, совместного устройства культурной и экономической жизни.

Рынок – сфера обмена или обращения, в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителя и потребителя, где происходит купля-продажа по свободно складываемым ценам.

Рыночная экономика – система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизнии свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике. Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему. В ней важное место занимают производители и потребители, цены, спрос и предложение, конкуренция.

Изучение спроса на рынке становится основной при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность реагировать на его изменение определяют успешную работу предприятия. В настоящий момент экономический фактор играет определяющую роль в обеспечении развития предприятия или отрасли. Механизм рынка позволяет удовлетворять те потребности, которые выражаются через спрос.

Платежеспособный спрос – специальная форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений (часть потребностей, которая удовлетворяется при наличии товарного предложения).

В зависимости от степени ориентирования товаров различают виды спроса:

Макроспрос – спрос на группу товаров, объединенных по потребительскому назначению (одежда, бытовые и хозяйственные товары).

Макроструктура спроса – объем спроса на отдельные группы товаров (кожаная, резиновая обувь).

Микроспрос – спрос на отдельную разновидность товаров.

Структура микроспроса – образование спроса на каждый вид товара.

Отрицательный спрос – отсутствие спроса, который сопровождается негативным отношением потребителей.

Отсутствие спроса – положение на рынке, когда потребитель не заинтересован в товаре.

Неудовлетворительный спрос – спрос на товар, который потребители стали бы покупать, но не делают этого, т.к. товара нет.

Падающий спрос – ситуация на рынке, когда спрос на отдельные товары постоянно снижается.

Нерегулярный спрос – спрос, который склонен к колебанию (спрос на сезонные товары).

Поддерживаемый спрос – спрос, который удовлетворяют предприятия.

Чрезмерный спрос – спрос, который превосходит способность предприятия производить продукцию.

Нежелательный спрос – спрос на товары, вредные для здоровья.

Формированный спрос – совокупность новых требований, предъявляемых потребителями.

Факторы спроса определяют развитие платежеспособного спроса.

По природе возникновения:

По характеру воздействия:

По возможности измерения влияния на спрос: