8.1. Особенности этапа возникновения рынков
Интенсивное разгосударствление энергетики, осуществленное в России, привело к совершенно новой финансово-экономической ситуации. Прежние нормативно-административные механизмы управления уже не действуют, а рыночное саморегулирование еще не обеспечивает нормального функционирования этой жизнеобеспечивающей отрасли народного хозяйства. Естественный монопольный характер энергетики в силу особенностей ее технологического процесса предполагает активное участие государства в регулировании отношений с потребителями продукции - электрической и тепловой энергии.
Принятая в настоящее время схема регулирования представляет собой двухступенчатую структуру (рис.8.1):
на верхнем, общероссийском уровне формируется федеральный оптовый рынок электрической энергии (мощность) - ФОРЭМ;
на уровне субъекта федерации создается региональный потребительский рынок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
Электростанции РАО «ЕЭС России» Электростанции АО-энерго
Независимые производители электроэнергии Независимые производители электрической и тепловой энергии Электрические сети РАО «ЕЭС России» Электрические и тепловые сети АО-энерго
ЦДУ (ОДУ) оператор ФОРЭМ ЦДП оператор регионального рынка
Федеральная энергетическая комиссия Региональная энергетическая комиссия
Потребители
Рис. 8.1. Схема федерального рынка электроэнергии
и региональных рынков электрической и тепловой энергии
Наличие такой двухступенчатой структуры рынка энергии обеспечивает согласованность и единообразие на всех этапах управления, с одной стороны, и активное участие в управлении субъектов Федерации на своей территории - с другой.
Основанием для создания условий функционирования рынка энергии в России являются:
Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» № 41-ФЗ от 14.04.95г.
Постановление Правительства РФ «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» № 793 от 12.07.96 г.
Основными целями функционирования федерального оптового рынка электрической энергии являются:
обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения потребителей во всех регионах Российской Федерации;
формирование оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии на основе сочетания государственного регулирования и конкуренции, включая поддержание конкурентоспособности продукции энергоемких потребителей электроэнергии, имеющих общенациональное значение;
выравнивание уровня тарифов на электроэнергию, отпускаемую с Федерального оптового рынка электроэнергии;
сохранение и развитие Единой энергетической системы России;
обеспечение принципа установления тарифов для потребителей субъектов федерального оптового рынка электроэнергии в зависимости от энергоемкости выпускаемой ими продукции, влияния на совмещенный график электрической нагрузки и уровня работы по энергосбережению.
Перечень субъектов федерального оптового рынка энергии утверждается Правительством Российской Федерации. Среди них РАО «ЕЭС России», Центральное диспетчерское управление ЕЭС России, концерн «Росэнергоатом», крупные тепловые, гидравлические и атомные электростанции, акционерные общества энергетики и электрификации регионов, отдельные крупные потребители электрической энергии (рис.8.2).
Технологической основой работы федерального оптового рынка электроэнергии являются системообразующие электрические сети РАО «ЕЭС России» и энергоснабжающих организаций.
Р
Организационной и функциональной основой федерального оптового рынка электроэнергии является РАО «ЕЭС России». На него возложены следующие функции: координация деятельности всех субъектов рынка в вопросах производство, передачи, распределения и потребления электроэнергии; обеспечение надежной работы и развития технической базы; координация деятельности по обеспечению готовности электростанций и сетей к несению и передаче нагрузки с учетом необходимого резерва; обеспечение минимизации топливной составляющей себестоимости производство электрической и тепловой энергии путем систематического пересмотра нормативных характеристик оборудования; осуществление координации топливообеспечения производителей энергии; обеспечение координации инвестиционной деятельности субъектов рынка и осуществление финансирования строительства важнейших объектов ЕЭС России; осуществление экспорта-импорта электроэнергии; обеспечение оперативного ведения и оптимизации режимов работы всех субъектов рынка; организация заключения договоров на оптовом рынке электроэнергии и осуществление контроля за их исполнением; выполнение расчетов плановых балансов электрической энергии и мощности; организация проведения и учета платежей между субъектами рынка; анализ работы, обеспечение достоверности и доступности информации о деятельности рынка.
Оператором-диспетчером процесса производство, передачи и распределения электрической энергии на рынке является Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России (ЦДУ «ЭС России»), которое действует на основании договора с РАО «ЕЭС России».
Поставка электроэнергии на рынок и получение ее осуществляются на основании договоров субъектов рынка с РАО «ЕЭС России».
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) осуществляет государственное регулирование на федеральном оптовом рынке и устанавливает тарифы на поставку электроэнергии (мощности) на рынок и на ее отпуск, размер абонентной платы за услуги, оказываемые РАО «ЕЭС России» по организации функционирования и развитию ЕЭС, размер абонентной платы за услуги концерна «Росэнергоатом» по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций, формирует и утверждает баланс производство и поставок электроэнергии в рамках ЕЭС по субъектам рынка, который является основой для заключения договоров на рынке.
Финансовые расчеты на федеральном оптовом рынке электроэнергии осуществляются на основании заключенных договоров, исходя из устанавливаемых Федеральной энергетической комиссией тарифов на электроэнергию и размеров абонентной платы за оказываемые услуги.
Все субъекты федерального оптового рынка электроэнергии обладают равными правами и для обеспечения недискриминационной политики имеют доступ к единой информационной инфраструктуре рынка.
Развитие конкуренции на оптовом рынке электроэнергии на базе Единой энергетической системы России будет осуществляться в направлениях:
достижения оптимального управления балансами электрической мощности и электроэнергии по всему годовому графику, минимизации общих издержек в производственной сфере путем конкурентного отбора поставщиков электроэнергии;
достижения оптимального баланса экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии;
создания эффективной структуры управления рынком;
обеспечения полной оплаты потребителями всей полученной электроэнергии и услуг по всему производственно-технологическому циклу.
Расширение состава субъектов ФОРЭМ предполагается осуществлять за счет:
самостоятельных электростанций или других производителей электроэнергии;
электросетевых организаций, не входящих в состав региональных энергосистем;
региональных операторов оптового рынка крупных потребителей электроэнергии.
Развитие принципов управления оптовым рынком электроэнергии предполагается осуществлять с целью оптимизации недискриминационных экономических отношений между субъектами путем:
принятия «Правил работы ФОРЭМ», обеспечивающих равные возможности поставщиков электроэнергии на конкурентной основе и равные возможности всех покупателей;
строгого соблюдения «Правил работы ФОРЭМ» всеми субъектами рынка;
контроля за исполнением «Правил работы оптового рынка» со стороны наблюдательного Совета.
Правила работы на ФОРЭМ в качестве приоритета устанавливают договорной принцип функционирования. Получение же максимального экономического эффекта при работе ФОРЭМ достигается путем включения в конкурентный отбор всех производителей энергии независимо от отношений стоимости.
Связь между договорными отношениями субъектов ФОРЭМ и технологическими критериями управления осуществляются через систему договорного и диспетчерского графиков (заданий по ведению режимов), разрабатываемых и устанавливаемых оператором ФОРЭМ, при которых условия исполнения графиков являются экономическими факторами договоров.
Для гарантированного обеспечения потребителей электрической и тепловой энергией в регионах формируются региональные потребительские рынки электрической и тепловой энергии. Основные принципы региональной энергетической политики, осуществляемой через энергетический рынок, состоят в следующем:
создание конкурентной среды производство и потребления энергии и энергоресурсов;
сочетание интересов производителей, потребителей энергии и интересов региона;
обеспечение права потребителей получать электрическую и тепловую энергию на условиях, устанавливаемых договором между ними и энергоснабжающими организациями по ценам, регулируемым региональной энергетической комиссией в пределах ее компетенции;
установление экономически обоснованных величин цен (тарифов) или их предельного уровня на энергию в порядке, установленном законодательством или иными нормативными актами;
создание равных условий для производство, транспортировки и потребления электрической и тепловой энергии хозяйствующими субъектами любых видов собственности;
сохранение единства системы энергоснабжения региона;
развитие производство электрической и тепловой энергии, альтернативных источников энергии на условиях конкуренции;
осуществление государственного энергетического надзора за энергетическими установками, производящими, передающими и потребляющими электрическую и тепловую энергию.
Право равного доступа на региональный потребительский рынок электрической и тепловой энергии реализуется при условии соблюдения общих для всех субъектов технических требований и норм под контролем Госэнергонадзора и в пределах действия лицензии на производство, передачу и распределение энергии.
Независимые производители энергии имеют право свободного доступа к электрическим и тепловым сетям любой энергоснабжающей организации. При этом предельная величина абонентной платы за услуги, предоставляемые энергоснабжающими организациями, устанавливается Региональной энергетической комиссией (РЭК) на основании расчетов, предоставляемых владельцами сетей.
Каждый потребитель энергии имеет право заключить договор поставки энергии с любым поставщиком энергии при наличии у последнего необходимых мощностей и достаточной пропускной способности электрических и тепловых сетей.
Региональная энергетическая комиссия:
осуществляет государственное регулирование на региональном потребительском рынке электрической и тепловой энергии и устанавливает предельный уровень размера тарифов на поставку и отпуск энергии, размера абонентной платы за пользование сетями и иных услуг, оказываемых энергоснабжающими организациями субъектам рынка;
формирует и утверждает баланс производство и поставок электрической и тепловой энергии, который является основой для заключения договоров на региональном рынке энергии;
анализирует работу регионального потребительского рынка электрической и тепловой энергии и доводит результаты анализа до всех его субъектов;
обеспечивает координацию инвестиционной деятельности субъектов рынка в части производство, передачи и распределения электрической и тепловой энергии на стадии утверждения тарифов;
обеспечивает достоверность и доступность информации о деятельности регионального потребительского рынка энергии для всех его участников.
- Энергосбережение на промышленных предприятиях
- Глава 1. Формирование нормативно-правовой базы энергосбережения 9
- Глава 1 – профессором м.И.Яворским и к.Т.Н., доцентами Томского политехнического университета а.И.Гаврилиным и в.В.Литваком;
- Глава 1. Формирование нормативно-правовой базы энергосбережения
- 1.1. Энергетическая политика России
- 1.2. Нормативно-правовая база энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Основы договорных отношений потребителей и энергоснабжающих организаций
- 2.1. Договор на пользование электрической энергией
- 2.2. Взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций по обеспечению качества электрической энергии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Теоретические основы энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Стандартизация, сертификация и измерение электрической энергии
- 4.1. Стандарты на электрическую энергию
- 4.2. Измерение электрической энергии
- 4.3. Сертификация электрической энергии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Энергетические обследования предприятий и организаций
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований
- 5.3. Требования к проведению энергетических обследований
- 5.4. Задачи обследований, схема их организации
- 5.5. Показатели энергоэффективности
- 5.6. Проведение энергетических обследований
- 5.7. Паспорт энергетического хозяйства предприятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Приборное и методическое обеспечение энергетических обследований
- 6.1. Определение показателей энергоэффективности
- 6.2. Приборы для проведения энергетических обследований
- 6.3. Применение портативных ультразвуковых расходомеров
- 6.4. Стандартные процедуры применения узпр
- Глава 7. Учет и контроль потребляемых энергоресурсов
- 7.1. Порядок введения учета потребляемой теплоэнергии
- 7.2. Уравнения для измерения тепловой энергии
- 7.3. Типы современных теплосчетчиков
- 7.4. Опыт разработки теплосчетчика в Томске на базе шарикового расходомера
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 8. Формирование рынков энергии
- 8.1. Особенности этапа возникновения рынков
- 8.2. Тарифы на электрическую и тепловую энергию
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Энергосбережение в системах освещения
- 9.1. Нормирование
- 9.2. Краткий обзор нормативной базы стран Европы и сша
- 9.3. Нормирование внутреннего освещения
- 9.4. Источники света
- 9.5. Пускорегулирующие аппараты
- 9.6. Осветительные приборы
- 9.7. Наружное освещение
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Энергосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 10.1. Объемы потребления тепловой энергии в зданиях
- 10.2. Тепловой баланс здания и его составляющие
- 10.3. Пути снижения потребления энергии зданиями
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
- 11.1. Энергетическая составляющая себестоимости продукции
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Ценовое регулирование программ энергосбережения
- 11.3. Стимулирование потребителей и производителей энергетических ресурсов
- 11.4. Финансирование программ в области энергосбережения
- 11.5. Рыночные механизмы финансового обеспечения программ энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Основы энергетического менеджмента
- 12.1. Необходимость управления потреблением энергии
- 12.2. Матрица энергетического менеджмента
- 12.3. Энергетическая политика предприятия
- 12.4. Организация и стадии энергетического менеджмента
- 12.5. Маркетинг, инвестиции и мотивация персонала
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Экологические аспекты энергосбережения
- Глава 14. О формировании энергосберегающего поведения
- Литература
- Энергосбережение на промышленных предприятиях