logo
Книги / Энергосбережение на промышленных предприятиях

8.1. Особенности этапа возникновения рынков

Интенсивное разгосударствление энергетики, осуществленное в России, привело к совершенно новой финансово-экономической ситуации. Прежние нормативно-административные механизмы управления уже не действуют, а рыночное саморегулирование еще не обеспечивает нормального функционирования этой жизнеобеспечивающей отрасли народного хозяйства. Естественный монопольный характер энергетики в силу особенностей ее технологического процесса предполагает активное участие государства в регулировании отношений с потребителями продукции - электрической и тепловой энергии.

Принятая в настоящее время схема регулирования представляет собой двухступенчатую структуру (рис.8.1):

Электростанции РАО «ЕЭС России»

Электростанции

АО-энерго

Независимые

производители

электроэнергии

Независимые

производители

электрической

и тепловой энергии

Электрические сети РАО «ЕЭС России»

Электрические и тепловые сети АО-энерго

ЦДУ (ОДУ)

оператор

ФОРЭМ

ЦДП

оператор

регионального рынка

Федеральная

энергетическая

комиссия

Региональная

энергетическая

комиссия

Потребители

Рис. 8.1. Схема федерального рынка электроэнергии

и региональных рынков электрической и тепловой энергии

Наличие такой двухступенчатой структуры рынка энергии обеспечивает согласованность и единообразие на всех этапах управления, с одной стороны, и активное участие в управлении субъектов Федерации на своей территории - с другой.

Основанием для создания условий функционирования рынка энергии в России являются:

Основными целями функционирования федерального оптового рынка электрической энергии являются:

Перечень субъектов федерального оптового рынка энергии утверждается Правительством Российской Федерации. Среди них РАО «ЕЭС России», Центральное диспетчерское управление ЕЭС России, концерн «Росэнергоатом», крупные тепловые, гидравлические и атомные электростанции, акционерные общества энергетики и электрификации регионов, отдельные крупные потребители электрической энергии (рис.8.2).

Технологической основой работы федерального оптового рынка электроэнергии являются системообразующие электрические сети РАО «ЕЭС России» и энергоснабжающих организаций.

Р

ис. 8.2. Субъекты федерального оптового рынка электроэнергии

Организационной и функциональной основой федерального оптового рынка электроэнергии является РАО «ЕЭС России». На него возложены следующие функции: координация деятельности всех субъектов рынка в вопросах производство, передачи, распределения и потребления электроэнергии; обеспечение надежной работы и развития технической базы; координация деятельности по обеспечению готовности электростанций и сетей к несению и передаче нагрузки с учетом необходимого резерва; обеспечение минимизации топливной составляющей себестоимости производство электрической и тепловой энергии путем систематического пересмотра нормативных характеристик оборудования; осуществление координации топливообеспечения производителей энергии; обеспечение координации инвестиционной деятельности субъектов рынка и осуществление финансирования строительства важнейших объектов ЕЭС России; осуществление экспорта-импорта электроэнергии; обеспечение оперативного ведения и оптимизации режимов работы всех субъектов рынка; организация заключения договоров на оптовом рынке электроэнергии и осуществление контроля за их исполнением; выполнение расчетов плановых балансов электрической энергии и мощности; организация проведения и учета платежей между субъектами рынка; анализ работы, обеспечение достоверности и доступности информации о деятельности рынка.

Оператором-диспетчером процесса производство, передачи и распределения электрической энергии на рынке является Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России (ЦДУ «ЭС России»), которое действует на основании договора с РАО «ЕЭС России».

Поставка электроэнергии на рынок и получение ее осуществляются на основании договоров субъектов рынка с РАО «ЕЭС России».

Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) осуществляет государственное регулирование на федеральном оптовом рынке и устанавливает тарифы на поставку электроэнергии (мощности) на рынок и на ее отпуск, размер абонентной платы за услуги, оказываемые РАО «ЕЭС России» по организации функционирования и развитию ЕЭС, размер абонентной платы за услуги концерна «Росэнергоатом» по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций, формирует и утверждает баланс производство и поставок электроэнергии в рамках ЕЭС по субъектам рынка, который является основой для заключения договоров на рынке.

Финансовые расчеты на федеральном оптовом рынке электроэнергии осуществляются на основании заключенных договоров, исходя из устанавливаемых Федеральной энергетической комиссией тарифов на электроэнергию и размеров абонентной платы за оказываемые услуги.

Все субъекты федерального оптового рынка электроэнергии обладают равными правами и для обеспечения недискриминационной политики имеют доступ к единой информационной инфраструктуре рынка.

Развитие конкуренции на оптовом рынке электроэнергии на базе Единой энергетической системы России будет осуществляться в направлениях:

Расширение состава субъектов ФОРЭМ предполагается осуществлять за счет:

Развитие принципов управления оптовым рынком электроэнергии предполагается осуществлять с целью оптимизации недискриминационных экономических отношений между субъектами путем:

Правила работы на ФОРЭМ в качестве приоритета устанавливают договорной принцип функционирования. Получение же максимального экономического эффекта при работе ФОРЭМ достигается путем включения в конкурентный отбор всех производителей энергии независимо от отношений стоимости.

Связь между договорными отношениями субъектов ФОРЭМ и технологическими критериями управления осуществляются через систему договорного и диспетчерского графиков (заданий по ведению режимов), разрабатываемых и устанавливаемых оператором ФОРЭМ, при которых условия исполнения графиков являются экономическими факторами договоров.

Для гарантированного обеспечения потребителей электрической и тепловой энергией в регионах формируются региональные потребительские рынки электрической и тепловой энергии. Основные принципы региональной энергетической политики, осуществляемой через энергетический рынок, состоят в следующем:

Право равного доступа на региональный потребительский рынок электрической и тепловой энергии реализуется при условии соблюдения общих для всех субъектов технических требований и норм под контролем Госэнергонадзора и в пределах действия лицензии на производство, передачу и распределение энергии.

Независимые производители энергии имеют право свободного доступа к электрическим и тепловым сетям любой энергоснабжающей организации. При этом предельная величина абонентной платы за услуги, предоставляемые энергоснабжающими организациями, устанавливается Региональной энергетической комиссией (РЭК) на основании расчетов, предоставляемых владельцами сетей.

Каждый потребитель энергии имеет право заключить договор поставки энергии с любым поставщиком энергии при наличии у последнего необходимых мощностей и достаточной пропускной способности электрических и тепловых сетей.

Региональная энергетическая комиссия: