12.4. Организация и стадии энергетического менеджмента
Матрица обеспечивает быстрый, легкий и эффективный способ установить организационный подход к энергоменеджменту на предприятии. Цель развития энергоменеджмента – движение вверх по уровням матрицы по направлению к существующей «лучшей практике» с достижением баланса между столбцами.
Стратегия введения или усовершенствования энергетического менеджмента на предприятии включает ряд последовательных фаз:
стадия 1 – достижение контроля над энергопотреблением;
стадия 2 – инвестирование в мероприятия по энергосбережению;
стадия 3 – поддержание контроля над энергопотреблением.
В процессе реализации первой стадии фактически осуществляется «беззатратный» механизм устранения потерь энергии и финансовых средств.
Мероприятия по экономии энергии на второй стадии энергоменеджмента требуют денег. Обычно в начале этой стадии вероятны вложения в низко- или среднезатратные мероприятия. Однако после того, как возможности для легкого получения экономии будут исчерпаны, придется заниматься работами с медленными темпами возврата финансовых вложений.
Как только фазы 1 и 2 начнут реализовываться, возникает необходимость в эффективной информационной системе энергетического менеджмента, которая обеспечит поддержку, контроль и защиту инвестиций, направленных на цели энергосбережения. Создание такой информационной системы предусматривает 3 стадия.
На практике стадии 1 и 2 никогда не бывают полностью завершены. Достижение и поддержание контроля – это динамический процесс, требующий постоянного совершенствования. Аналогично выгоды от инвестирования в новые энергосберегающие мероприятия требуют постоянной переоценки из-за технологических и других изменений в производстве.
Энергетическая политика предприятия должна быть документально закреплена для ее сохранения при смене персонала или временных изменений приоритетов производство. Документ должен содержать формулировку заинтересованности предприятия в энергосбережении, а также перечень целей, действий для их достижения и четкое определение ответственности за реализацию энергетической политики. Для сохранения конфиденциальности информации, с коммерческой точки зрения, энергетическая политика может быть опубликована в двух частях, одна из которых предназначена для широкого использования, а другая – для внутреннего.
Разработка энергетической политики осуществляется энергетическими службами предприятия, согласуется со всеми подразделениями предприятия и утверждается советом директоров. Копии документа рассылаются во все подразделения, где должны быть проведены встречи для разъяснения энергетической политики и ее значения для предприятия.
Примерное содержание документа, утверждающего энергетическую политику предприятия, должно включать следующие разделы:
Декларация заинтересованности старшего руководства предприятия в энергетическом менеджменте.
Изложение политики.
Формулировка целей энергоменеджмента на краткосрочный и долгосрочный периоды.
План действий, определяющий программу работы и конкретные сроки.
Требуемые ресурсы, в том числе финансовые и людские.
Распределение ответственности и подотчетности за планируемые мероприятия.
Описание задач, структуры и состава совета по энергоменеджменту.
Список членов совета и регламентирование графика и методов работы.
Формулировка периодичности и способов проверки и отчетности конкретных работников энергоменеджмента.
Организационно энергетический менеджмент распределяется на все подразделения, но ему должно быть определено место в структуре предприятия. Возможно пять вариантов размещения:
технический отдел;
отдел кадров;
финансовый отдел;
управление исполнительного директора;
внешние консультанты.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Экономия энергии имеет тенденцию рассматриваться как техническая деятельность, и персонал энергоменеджмента может быть сосредоточен в техническом отделе. Данный вариант является удачным для 1 стадии программы энергоменеджмента, но менее подходит для обучающей и информационной деятельности.
Отдел кадров может быть подходящим размещением с точки зрения мотивации и обучающей деятельности, а финансовый отдел - для финансового контроля и процедур отчетности, необходимых на 3 стадии. Однако оба этих варианта имеют недостатки с точки зрения технической поддержки.
Управление исполнительного директора может обеспечить высокий уровень и доступ к механизмам инициирования мероприятий энергоэкономии. Недостатком этого варианта является невозможность интеграции энергоменеджмента в структуру менеджмента на предприятии в целом.
Приглашение консультантов со стороны оправдано в технических ситуациях, когда опытные специалисты используются для помощи энергетическому персоналу предприятия. Отрицательной стороной такого решения является ослабление взаимоотношений и контактов между сотрудниками предприятия, что является важным для их мотивации и информирования.
Практика показывает, что не может быть идеального места сосредоточения для всех направлений работы по энергоменеджменту. Оптимальное размещение должно изменяться со временем по мере движения предприятия от одной стадии программы к последующим.
Основная роль менеджера по энергетике – это управленческая деятельность. Задачи и обязанности энергоменеджера находятся в широком диапазоне и включают:
формулировка и проведение в жизнь энергетической политики предприятия;
введение и поддержание затратно-эффективных путей обеспечения управленческой информацией об энергопотреблении и выбросах в окружающую среду;
регулярное доведение такой информации до энергетического персонала и до руководства;
проведение и поддержание эффективной и экономически дружественной политики и практики в области приобретения энергоресурсов;
повышение и поддержание осведомленности о проблемах энергетики на всем предприятии;
внедрение и поддержание эффективных административно-хозяйственных мероприятий и эффективной эксплуатационной практики;
определение потребностей предприятия в обучении опыту энергосбережения;
выявление экономически обоснованных возможностей для повышения энергоэффективности – в новых или существующих установках и подразделениях;
формулирование инвестиционной программы по снижению энергопотребления и загрязнения окружающей среды;
введение и поддержание процедур оценки экономической эффективности мероприятий энергетического менеджмента.
- Энергосбережение на промышленных предприятиях
- Глава 1. Формирование нормативно-правовой базы энергосбережения 9
- Глава 1 – профессором м.И.Яворским и к.Т.Н., доцентами Томского политехнического университета а.И.Гаврилиным и в.В.Литваком;
- Глава 1. Формирование нормативно-правовой базы энергосбережения
- 1.1. Энергетическая политика России
- 1.2. Нормативно-правовая база энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Основы договорных отношений потребителей и энергоснабжающих организаций
- 2.1. Договор на пользование электрической энергией
- 2.2. Взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций по обеспечению качества электрической энергии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Теоретические основы энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Стандартизация, сертификация и измерение электрической энергии
- 4.1. Стандарты на электрическую энергию
- 4.2. Измерение электрической энергии
- 4.3. Сертификация электрической энергии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Энергетические обследования предприятий и организаций
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований
- 5.3. Требования к проведению энергетических обследований
- 5.4. Задачи обследований, схема их организации
- 5.5. Показатели энергоэффективности
- 5.6. Проведение энергетических обследований
- 5.7. Паспорт энергетического хозяйства предприятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Приборное и методическое обеспечение энергетических обследований
- 6.1. Определение показателей энергоэффективности
- 6.2. Приборы для проведения энергетических обследований
- 6.3. Применение портативных ультразвуковых расходомеров
- 6.4. Стандартные процедуры применения узпр
- Глава 7. Учет и контроль потребляемых энергоресурсов
- 7.1. Порядок введения учета потребляемой теплоэнергии
- 7.2. Уравнения для измерения тепловой энергии
- 7.3. Типы современных теплосчетчиков
- 7.4. Опыт разработки теплосчетчика в Томске на базе шарикового расходомера
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 8. Формирование рынков энергии
- 8.1. Особенности этапа возникновения рынков
- 8.2. Тарифы на электрическую и тепловую энергию
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Энергосбережение в системах освещения
- 9.1. Нормирование
- 9.2. Краткий обзор нормативной базы стран Европы и сша
- 9.3. Нормирование внутреннего освещения
- 9.4. Источники света
- 9.5. Пускорегулирующие аппараты
- 9.6. Осветительные приборы
- 9.7. Наружное освещение
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Энергосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 10.1. Объемы потребления тепловой энергии в зданиях
- 10.2. Тепловой баланс здания и его составляющие
- 10.3. Пути снижения потребления энергии зданиями
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
- 11.1. Энергетическая составляющая себестоимости продукции
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Ценовое регулирование программ энергосбережения
- 11.3. Стимулирование потребителей и производителей энергетических ресурсов
- 11.4. Финансирование программ в области энергосбережения
- 11.5. Рыночные механизмы финансового обеспечения программ энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Основы энергетического менеджмента
- 12.1. Необходимость управления потреблением энергии
- 12.2. Матрица энергетического менеджмента
- 12.3. Энергетическая политика предприятия
- 12.4. Организация и стадии энергетического менеджмента
- 12.5. Маркетинг, инвестиции и мотивация персонала
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Экологические аспекты энергосбережения
- Глава 14. О формировании энергосберегающего поведения
- Литература
- Энергосбережение на промышленных предприятиях