logo
Книги / Энергосбережение на промышленных предприятиях

12.3. Энергетическая политика предприятия

В соответствии с принятой структурой матрицы (табл.12.1) уровень развития энергетической политики предприятия (столбец 1) может иметь следующие градации:

10 - отсутствие определенной политики;

11 - не зафиксированный в письменном виде набор рекомендаций;

12 - непринятие официально энергетической политики, установленной энергоменеджментом;

13 - официальная энергетическая политика, но нет заинтересованности со стороны высшего руководства;

14 - энергетическая политика, план действий и регулярные обзоры находят понимание у руководства как часть общей стратегии развития предприятия.

Организация энергетического менеджмента на предприятии (столбец 2) может дифференцироваться:

20 - энергетический менеджмент отсутствует;

21 - энергетический менеджмент возложен как одна из задач на работника с ограниченными должностными возможностями;

22 - имеется должность энергоменеджера, но структура управления и его полномочия не определены;

23 - менеджер по энергетике контролируется советом по энергетике;

24 - энергетический менеджмент полностью интегрирован в структуру менеджмента, осуществляет четкое делегирование ответственности за энергопотребление.

Мотивация задач менеджмента может находиться на одном из уровней матрицы:

30 - нет контактов с потребителями энергии;

31 - имеются неофициальные контакты между инженерами и отдельными потребителями;

32 - связь с потребителями через специальную группу, возглавляемую старшим менеджером подразделения;

33 - комиссия по энергетике используется в качестве основного канала взаимодействия наряду с прямыми контактами с главным потребителем энергии;

34 - официальные и неофициальные каналы взаимодействия регулярно используются энергоменеджером и персоналом энергетических служб на всех уровнях.

Уровень использования информационных систем характеризуется рядом градаций:

40 - нет информационной системы, нет учета энергопотребления;

41 - отчеты по энергозатратам основаны на платежных документах. Инженер собирает отчеты для внутреннего использования в техническом отделе;

42 - отчеты об энергопотреблении основываются на показаниях коммерческих счетчиков. Энергетические показатели могут использоваться в разработке бюджета;

43 - мониторинг энергопотребления всех подразделений, по информации об экономии не доводится до потребителей;

44 - всеобъемлющая система, устанавливающая цели энергоиспользования, отслеживающая потребление энергии, обнаруживающая нарушения, количественно определяющая экономию и регистрирующая бюджетные расходы.

Уровни маркетинга энергосбережения:

50 - не пропагандируется энергосбережение;

51 - пропаганда энергосбережения через неофициальные контакты;

52 - обучение некоторых специально выделенных сотрудников;

53 - реализация программы пропаганды энергосбережения среди сотрудников, регулярные рекламные кампании;

54 - маркетинг показателей энергоэффективности и работы энергоменеджмента как внутри предприятия, так и за его пределами.

Уровни финансирования энергосберегающих мероприятий:

60 - нет вложений в повышение энергоэффективности;

61 - внедрение только малозатратных мероприятий;

62 - инвестиции только по критерию малого срока окупаемости;

63 - те же самые критерии окупаемости, что и применяемые для всех других вложений;

64 - уклон в сторону экологически чистых схем с детальной оценкой инвестирования во все варианты нового строительства и модернизации.

Для использования матрицы энергетического менеджмента необходимо: