logo
Книги / Энергосбережение на промышленных предприятиях

Глава 14. О формировании энергосберегающего поведения

Проблема энергосбережения - сложная и многоплановая, включающая в себя многие аспекты - от политических до технологических и технических. Однако без формирования прежде всего культуры разумного энергосбережения у всех слоев населения - от руководителей предприятий до коммунально-бытовых потребителей (всех жителей области, использующих энергию для своих нужд) - невозможна реализация всех важных и необходимых направлений энергосбережения.

В условиях несформированных разумных потребностей пользования энергией реализация Программы энергосбережения области будет постоянно сталкиваться с противодействием значительной массы населения. На сегодняшний день в общественном сознании существует ряд обыденных ложных стереотипов по поводу энергопотребления:

В результате действий этих стереотипов возникла своеобразная психология “богатства в бедности”: “Энергия у нас дешевая, ее много и можно не задумываться и не беспокоиться о той цене, которую мы за нее платим”.

Однако эта цена складывается не только из материальных затрат, но из моральных и нравственных ценностей, которые мы привыкли пускать на ветер. Стереотип богатой и неисчерпаемой страны, который долгое время внедрялся в психику, привел к своеобразной браваде расточительства. Мы уже оказались у той черты, когда надо научиться считать - это уже нравственный долг и обязанность перед будущим.

Когда будут разрушены эти стереотипы, то сложатся условия для технических и технологических путей решения проблемы энергосбережения. Но разрушение без создания нового непродуктивно. Важно сформировать новое мышление энергопотребления, которое можно выразить так:

Осознавая как важность, так и сложность заявленной задачи, и понимая, что формирование общественного сознания - дело не сиюминутное, требующее долгого времени и многих усилий, можно наметить только некоторые направления, которые видны наиболее явственно:

Важнейшая роль в решении данной проблемы принадлежит средствам массовой информации (СМИ). Необходима мощная кампания по организации непрерывного информационного потока, воздействующего на различные группы участвующих в процессе усвоения новых норм и разрушения старых стереотипов. Именно СМИ могут оказать неоценимую помощь в решении проблемы разумного энергопотребления, стать союзником, помощником и строгим экспертом, так как каждый сотрудник СМИ также является и потребителем, и гражданином, осознавая свою ответственность перед настоящим и будущим.

Информационное влияние необходимо направить не на всех в общем, а на различные группы воздействия. Для каждой из них различны как пути, так и методы воздействия.