Транспорт
Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.
В таблицах 6.5 и 6.6 представлено распределение грузооборота и пассажирооборота в Единой транспортной системе России.
Таблица 6.5 - Удельный вес различных видов транспорта в общем грузообороте РФ за 1995-1997 гг., %
Таблица 5.6 - Удельный вес различных видов транспорта в общем пассажирообороте РФ
за 1995-1997 гг., %
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных, ценных и скоропортящихся грузов.
Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.
Движение транспорта осуществляется за счет преобразования энергии из одного состояния в другое. Устройство, в котором происходит преобразование, называется двигателем. Все существующие двигатели можно классифицировать по их типу:
паровая машина;
двигатель внутреннего сгорания;
паровая и газовая турбина;
реактивный двигатель;
электродвигатель;
и по источнику энергии:
органическое топливо: бензин солярка керосин природный газ;
электричество;
солнечная энергия;
механическая энергия;
ядерное топливо.
Благодаря своим уникальным качествам - мобильности, сравнительной дешевизне и доступности для индивидуальных владельцев - автомобильный транспорт получил повсеместное распространение:
мировой парк автотранспорта превысил 700 миллионов единиц;
ежегодно в мире производится до 55 млн новых автомобилей и совсем скоро количество автомобилей достигнет одного миллиарда.
С труктура парка автотранспорта России приведена на рисунке 6.7.
Рисунок 6.7 – Структура парка автотранспорта России в 2002 г
Автомобильный транспорт является наиболее энергоемким средством обслуживания населения (рисунок 6.8).
Рисунок 6.8 – Расход энергии на 100 пассажиро - км пробега
В настоящее время 98% мирового парка автомобильного транспорта работают на нефтяных видах топлива – дизельном и бензине. Особая роль нефти объясняется тем, что она является единственным технологически освоенным сырьем для производства моторных топлив и масел.
Интенсивный рост парка автотранспорта и высокая энергоемкость транспортного обслуживания населения ставят перед мировым сообществом сложную проблему топливообеспечения перевозок. Нефть добывается в таких масштабах, что в скором будущем ее запасы будут полностью исчерпаны. Из числа экологически безопасных и наиболее доступных энергоисточников реальную альтернативу нефтяному топливу могут составить газомоторные топлива (сжиженный углеводороднывй газ).
- Основные термины и понятия
- Понятие энергетического аудита
- 1.1 Задачи энергоаудита
- Правовые основы энергоаудита
- Энергоаудитор должен отвечать следующим требованиям:
- 6. Для аккредитации необходимо предоставить:
- Общие этапы энергоаудита и их содержание
- Виды энергетических ресурсов и направления их использования
- Органическое топливо
- Образование ископаемого топлива
- Классификация и характеристики органического топлива
- Природный газ
- Состав и применение природных газов показан на рисунке 2.1.
- Ядерное топливо
- Ядерное деление
- Реакторы - размножители на быстрых нейтронах
- Нейтронах
- Термоядерный синтез
- Геофизическая энергия
- Гидроэнергия
- Ветровая энергия
- Геотермальная энергия
- Солнечная энергия
- Топливно-энергетическая промышленность России
- Топливно-энергетический комплекс
- Нефтяная промышленность
- Газовая промышленность
- Транспорт газа
- Угольная промышленность
- Электроэнергетика
- Общие сведения
- Тепловые электростанции
- Тепловые конденсационные электрические станции
- Теплоэлектроцентрали
- Атомные электростанции
- Гидроэлектростанции (гэс, гаэс, пэс)
- Самая большая в Европе Волжская гидроэлектростанция, построена в 1962 году Самая мощная электростанция в мире – Итайпу (Бразилия) - гэс 12600 мВт.
- Альтернативные источники электроэнергии
- Геотермальная электростанция
- Солнечная электростанция
- Ветровая электростанция
- Мини и микро гэс
- Электрические сети
- Тепловая энергетика
- Котельные Принципиальная схема котельной установки
- Тепловой баланс и кпд котла
- Системы теплоснабжения
- Тепловые сети
- Характеристика потребителей топливно-энергетических ресурсов
- Промышленные предприятия
- Характеристика систем энергоснабжения промышленных предприятий
- Предприятия черной металлургии
- Предприятия цветной металлургии
- Предприятия химической промышленности
- Предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности
- Предприятия машиностроительной промышленности
- Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности
- Предприятия текстильной и легкой промышленности
- Предприятия строительной промышленности
- Предприятия пищевой промышленности
- Б юджетные учреждения
- Транспорт
- Сельское хозяйство
- Коммунально-бытовое хозяйство
- Энергетические балансы предприятий
- Понятие и назначение энергетических балансов
- Виды энергетических балансов
- Методы составления электробалансов
- Электробалансы электроприводов и энергетических установок
- Цеховые и общезаводские электробалансы
- Основные направления энергосбережения
- Энергосбережение в промышленности
- Показатели эффективности использования энергетических ресурсов в энергопотребляющих установках
- Электротермические установки
- 8.1.3 Электросварочные установки
- 8.1.4 Электролизные установки
- 8.1.5 Системы снабжения потребителей сжатым воздухом
- Насосные установки
- Вентиляционные установки
- Станочное оборудование
- Кузнечно-прессовое оборудование
- Энергосбережение в бюджетной сфере
- Системы освещения
- Системы отопления
- Снижение тепловых потерь через ограждающие конструкции
- Оптимизация системы отопления здания
- 8.2.3 Системы холодного и горячего водоснабжения
- Использование вторичных энергетических ресурсов
- Классификация и основные направления использования вэр
- Использование тепловых вэр
- Способы и оборудование для утилизации сбросной теплоты
- Упрощенная модель использования тепловых вэр
- Потенциальные возможности утилизации сбросной теплоты
- Основные утилизационные установки, использующие вэр
- Котлы утилизаторы
- Экономайзеры и воздухоподогреватели
- Рекуператоры
- Регенераторы
- Тепловые насосы
- Оценка эффективности использования вэр
- Расчет эффективности энергосберегающих мероприятий
- Основные теоретические положения по оценке эффективностиинвестиционных проектов
- Определение ценности проекта
- Понятие дисконтирования
- Расчет показателей достоинства проекта
- Технико-экономическая оценка энергосберегающих
- Примеры технико-экономической оценки энергосберегающих мероприятий