logo
Конспект лекций по курсу

Часть 1

Станкостроение является сердцевиной машиностроения, т.к. станки предназначены для изготовления деталей других машин, т.е. для производства средств производства. Станкостроение во многом определяет промышленный потенциал страны и характеризует уровень развития ее машиностроения.

Современные металлорежущие станки – это сложные машины, включающие большое число механизмов и использующие механические, электрические, электронные, гидравлические, пневматические и другие методы осуществления движений и управления циклом обработки. На станках обрабатывают разнообразные детали – от мельчайших элементов часов и приборов до деталей, размеры которых достигают многих метров – турбин, прокатных станов, шагающих экскаваторов, гигантских прессов, теплоходов. Поэтому и габариты самих станков различны. Например, вращающийся стол тяжелого токарно-карусельного станка КУ- производства Коломенского завода тяжелого станкостроения превосходит по своим размерам арену цирка, а токарный автомат продольного точения для обработки мелких деталей свободно помещается на стуле.

На станках обрабатывают детали из сталей и чугунов, из цветных, специальных жаропрочных и ферромагнитных сплавов, из пластмасс и других материалов.

Все большее применение получают станки с программным управлением, в том числе многоцелевые, обеспечивающие высокую мобильность производства, точность и производительность обработки. На многоцелевых станках можно обрабатывать сложные поверхности таких деталей, как турбинные лопатки, лопасти винтов, штампы, криволинейные кулачки.

Конструкции станков постоянно совершенствуются с учетом все возрастающих требований к их техническим характеристикам. При создании новых станков используются достижения разных отраслей промышленности и науки. Например, на конструкцию станка влияет создание новых типов электродвигателей (высокомоментных, регулируемых), появление новых датчиков положения, совершенствование электрогидравлической аппаратуры, повышение точности и виброустойчивости подшипников шпинделей, шарико-винтовых передач, создание новых методов управления станками.