4.12.1Мощность двигателя
Подъемный электрический двигатель должный работать с нагрузкой, при которой в течение продолжительного времени нагрев его обмоток не превышает допустимых норм. Двигатель подъемной установки работает в тяжелых условиях с переменным вращающим моментом и изменяющейся частотой вращения, причем эти величины меняются периодически, через промежутки времени, равные продолжительности подъемной операции. Поэтому в разные периоды подъемной операции изменяется количество выделяемой в обмотке двигателя теплоты.
В соответствии с характером нагрузочных диаграмм на подъемный двигатель мощность его должна удовлетворять: нормальному нагреву средним квадратичным током: допустимым перегрузкам, которые имеют место как при движении подъемных сосудов, так и в экстренных случаях. К последним относится выполнение маневров, регулирование длины подъемных канатов и т.п.
На основании понятия о среднем квадратичном токе вытекает понятие об эквивалентном усилии двигателя ели при системах с органами навивки постоянного радиуса и эквивалентном моменте обращение двигателя при системах с органами навивки переменного радиуса.
Эквивалентное усилие (момент) — это абстрактное, постоянное по величине усилие (момент), действующее беспрерывно, включая и паузу между движениями подъемных сосудов, и вызывающее такой же нагрев двигателя как имеющие место фактические усилия (моменты) по погрузочным диаграммам на двигатель.
При подъемных системах с органами навивки постоянного радиуса, статически уравновешенных, и трехпериодной диаграмме скорости (см. рис. 48, б) эквивалентное усилие
(141)
Знаменатель подкоренного выражения формулы (141)
Тn' = kуд (t1 + t3) + t2 + kntn (142)
где kу.д и kn - коэффициенты, которые учитывают ухудшение условий охлаждение во время соответственно ускоренного и замедленного движения, а также паузы между движением подъемных сосудов; по данным акад. М. М. Федорова kу.д = 1 и kп = 0,38 ХЭМЗ рекомендует kу.д = 0,5 и kп = 0,25.
При подъемных системах с органами навивки постоянного радиуса без уравновешивающего и с тяжелым уравновешивающим канатом, когда на протяжении каждого периода времени подъемной операции изменяются F1 до F2, F3 до F4 и т.д. и при трехпериодной диаграмме скорости (см. рис. 48, а и в) эквивалентное усилие
(143)
В общем случае для подъема систем с органами навивки постоянного радиуса при любых диаграммах скорости
(144)
То же, с органами навивки переменного радиуса
(145)
Необходимо иметь в виде, что при определении Fэкв (или Мэкв) при механическом торможении отрицательные усилия (моменты) в подкоренное выражение не вводятся, а при электрическом торможении — вводятся, так как в первом случае они не способствуют нагреванию двигателя, а во втором способствуют.
Отношение максимального движущего усилия при системе с постоянным радиусом навивки по погрузочной диаграмме (или максимального вращающего момента) к Fэкв (или Мэкв) называется коэффициентом перегрузки при подъеме
(146)
При асинхронном двигателе kпод ≤ 1,6 ... 1,8, при системе привода с двигателем постоянного тока kпод ≤ 1,8 ... 2.
Кроме перегруза при подъеме имеет место перегруз от экстренных усилий (моментов).
При наличии кулаков максимальные экстренные усилия (моменты) при маневрах могут быть в следующих случаях:
1) при поднимании верхней груженой клети, когда нижняя, стоит на кулаках,
(147)
(148)
где — коэффициент сопротивления движению одного подъемного сосуда и его области каната; Rk и RH — соответственно конечный и начальный радиусы навивки;
2) при удлинении каната, когда нижняя клеть с порожними вагонетками поднимается, а верхняя стоит на кулаках,
(149)
(150)
При отсутствии кулаков или наличии их только на верхней приемной площадке, а внизу при наличии качающихся площадок и когда при подъеме нижняя порожняя клеть массой Qс поднимается без вагонеток (при регулировке каната),
(151)
(152)
где — масса порожних вагонеток.
Коэффициент перегруза от экстренных усилий (моментов)
(153)
Для асинхронного двигателя допускается kэ ≤ 1,8...2 и для системы привода с двигателем постоянного тока kэ ≤ 2 … 2,2.
При системах с органами навивки переменного радиуса kпод и kэ определяют как отношение соответственно Мmax„ и Мэк.max и Мэкв.
Значение kэ и kпод не должны превышать допустимых значений, причем для соблюдения этого может возникнуть необходимость в увеличении Fэкв, (или Мекв). Увеличение должно быть не более 30 % при асинхронном двигателе и не более 40% при системе привода с двигателем постоянного тока. В противиом случае уменьшение kпод и кэ достигается не увеличением Fэкв (или Мекв), а уменьшением Fmax (или Мmax ) и Fэк.max (или Мэк.max ). В связи с этим может возникнуть необходимость в уменьшении ускорения а1 (или ε1).
Определив Fэкв (или Мекв), удовлетворяющее условиям допустимого нагревания двигателя током и допустимого перегруза при подъеме и от экстренных усилий, находим эквивалентную мощность (кВт) подъемного двигателя:
при системах с органами навивки постоянного радиуса
(154)
то же, переменного радиуса
(155)
Строительная мощность подъемного двигателя устанавливается увеличением Nэкв к ближайшей мощности, по каталогу, причем ее рекомендуется брать на 10 - 15 % больше эквивалентной.
- Раздел 4 шахтные подъемные установки
- 4.1 Общие сведения о подъемных установках
- 4.2 Подъемные сосуды
- 4.3 Подъемные канаты
- 4.4 Направляющие и отклоняющие шкивы. Копры
- 4.5 Органы навивки постоянного радиуса
- 4.6 Уравновешивание подъемных систем
- 4.7 Органы навивки переменного радиуса
- 4.8 Редукторы
- 4.9 Расположение шахтных подъемных установок относительно ствола шахты
- 4.10 Кинематика та динамика подъёмных систем с органами навивки постоянного радиуса
- 4.10.1 Продолжительность подъемной операции
- 4.10.2 Кинематика подъемных систем
- 4.10.3 Динамика подъемных систем
- 4.10.4 Особенности системы с противовесом и системы с шкивом трения
- 4.11 Кинематика и динамика подъёмных систем с органами навивки переменного радиуса
- 4.11.1 Кинематика подъемных систем
- Динамика подъемной машины
- 4 .11.3 Особенности кинематики и динамики
- Мощность двигателя, затрата энергии, к. П. Д. Установки и машины
- 4.12.1Мощность двигателя
- 4.12.2 Расход энергии
- 4.12.3 Коэффициент полезного действия подъемной установки и машины
- 4.13 Электропривод. Аппаратура управления и защиты подъёмных установок
- 4.13.1 Асинхронный электропривод
- 4.13.2 Привод с двигателем постоянного тока
- 4.13.3 Пульт управления, устройства для реверсирования и регулирования скорости
- Реверсором и реостатом
- 4.13.4 Тормоза
- 4.13.5 Указатели глубины и скоростемеры
- 4.13.6 Аппараты программированного управления и защиты
- 4.13.7 Схема управления
- 4.14 Эксплуатация подъёмных установок
- 4.15 Проектирование подъемных установок
- 4.15.1 Основные положения при проектировании подъемных установок
- 4.15.2 Пример расчета подъемной установки