4.10.4 Особенности системы с противовесом и системы с шкивом трения
П о д ъ е м н ы е у с т а н о в к и c п р о т и в о в е с о м применяют в том случае, когда в стволе не могут быть размещены четыре подъемных сосуда, что бывает при расположении двух подъемных установок в одном стволе. Одна из этих установок одноклетьевая (или односкиповая) с противовесом.
Установки с противовесом в последнее время широко применяют при многоканатных подъемных системах на шахтах, где разработка месторождения ведется на нескольких горизонтах.
Как показывает практика, две односкиповые установки с противовесами выгоднее одной двухскиповой установки, так как при этом обеспечивается независимость работы с нескольких горизонтов, устраняется влияние вытяжки каната и повышается надежность работы, поскольку при возможном выходе из строя одной установки сохраняется возможность работы второй установки.
Противовес, так же как и подъемный сосуд, с помощью своего каната перемещается в стволе и необходим для уравновешивания собственной массы подъемного сосуда и части полезного груза.
Согласно ПБ подъемный канат противовеса должный быть одинаковым с подъемным канатом подъемного сосуда, и в отношении надзора и испытания к нему предъявляются те же требования, что и к канату сосуда. Масса противовеса Q для установок, предназначенных исключительно для подъема и спуска людей, должна быть равна массе клети плюс половинная масса максимального числа людей, помещающихся в клети, а для грузолюдских установок — не менее массы клети плюс половина массы максимального расчетного груза поднимаемого в клети.
Число людей в клети определяется в соответствии с требованием ПБ, чтобы на 1 м2 площади пола клети находился не более пяти человек. Масса одного человека примерно равна 80 кг.
Особенность кинематики скиповой подъемной системы с противовесом состоит в том, что закон ее движения определяется не требованием к кинематике противовеса, а требованием к кинематике скипа, так как противовес не входит в разгрузочные кривые и не выходит из них. Поэтому закон движения для поднимающегося скипа изобразится диаграммой, показанной на рис. 46, а, опускающегося — ее зеркальным отображением.
Основное динамическое уравнение подъемной системы с противовесом
F = [kQn + Qc – Qnp - (H - 2hx)(q-p)]g + mпa (101)
При опрокидных сосудах в начале и конце подъемной операции необходимо учесть нарушение уравновешивания собственных масс [см. формулы (98) и (99)].
Для определения mп — массы движущихся частей подъемной установки, приведенной к окружности навивки каната, используют формулу (85), но вместо 2Qc ставят Qc+Qпр.
По уравнению (101) определяют движущие усилия, а по выражению (100) - мощности в характерных точках диаграммы скорости.
В подъемных установках со шкивом трения как в одноканатной, так и в много канатной должно быть соблюдено условие нескольжения каната по ведущему шкиву:
(102)
Fmax - наибольшее возможное натяжение одной ветви каната, охватывающего ведущий шкив;
Fmin - наименьшее натяжение другой ветви каната; е ≈ 2,72 - основание натурального логарифма;
f - коэффициент трения между канатом и футеровкой ведущего шкива; при футеровке из полихлорвинилового пластиката f = 0,25 для круглопрядных и фасоннопрядных канатов и f = 0,2 для канатов закрытой конструкции; ά — угол охвата ведущего шкива канатом, рад.
На основании формулы (281)
(103)
Разность натяжений каната Fmax Fmin стремится вызвать проскальзывание каната, чему противодействует сила трения возникающая между канатами и футеровкой шкива.
Для неподвижной системы и при равномерном ее движении введено понятие о статическом коэффициенте безопасности против скольжения:
(104)
Для безопасной работы необходимо, чтобы kc.б ≥ 2. Во время движения подъемной системы при определенных значениях ускорения и замедления может быть проскальзывание первом случае шкива по канату, а во втором — каната по шкиву.
Во избежание этого на основании формула (102) устанавливают допустимое значение ускорения и замедления.
При многоканатной системе в период ускоренного движения и подъеме груза максимальным будет натяжение (Н) набегающей на шкив ветви каната
(105)
Минимальным будет натяжение (Н) сбегающей ветви каната
(106)
В формулах (105) и (106): р и q — суммарная линейная масса соответственно всех подъемных и всех уравновешивающих канатов, кг/м; - сопротивление движению одной ветви каната; - длина подъемного каната от уровня верхней приемной площадки до точки соприкосновения его с ведущим шкивом трения; hК — высота копра; hВ — высота от уровня земли до верхней приемной площадки; — приведенная масса всех отклоняющих шкивов.
Для упрощения обозначим:
(107)
(108)
(109)
Подставив значения Fmax и Fmin в выражение (102) и решая относительно а1 max (м/с2), получим
(110)
Окончательно принимаемое ускорение a3 ≤ 0.8a3max для обеспечения безопасности против скольжения должно быть меньше максимального, т. е. ai <0,8a1max.
Аналогично определяют допустимое замедление а3шах (м/с2), которое будет наименьшим во время спуска груза, причем в этом случае максимальным является натяжение сбегающей ветви каната, а минимальным набегающей ветви:
(111)
Окончательно а3 < 0,8a3max.
По ПТЭ замедление в процессе предохранительного торможения при спуске груза должно быть не менее 1,5 м/с2.
Аналогично определяют ускорение а1 и замедление a3 при одноканатных установках с ведущим шкивом трения.
- Раздел 4 шахтные подъемные установки
- 4.1 Общие сведения о подъемных установках
- 4.2 Подъемные сосуды
- 4.3 Подъемные канаты
- 4.4 Направляющие и отклоняющие шкивы. Копры
- 4.5 Органы навивки постоянного радиуса
- 4.6 Уравновешивание подъемных систем
- 4.7 Органы навивки переменного радиуса
- 4.8 Редукторы
- 4.9 Расположение шахтных подъемных установок относительно ствола шахты
- 4.10 Кинематика та динамика подъёмных систем с органами навивки постоянного радиуса
- 4.10.1 Продолжительность подъемной операции
- 4.10.2 Кинематика подъемных систем
- 4.10.3 Динамика подъемных систем
- 4.10.4 Особенности системы с противовесом и системы с шкивом трения
- 4.11 Кинематика и динамика подъёмных систем с органами навивки переменного радиуса
- 4.11.1 Кинематика подъемных систем
- Динамика подъемной машины
- 4 .11.3 Особенности кинематики и динамики
- Мощность двигателя, затрата энергии, к. П. Д. Установки и машины
- 4.12.1Мощность двигателя
- 4.12.2 Расход энергии
- 4.12.3 Коэффициент полезного действия подъемной установки и машины
- 4.13 Электропривод. Аппаратура управления и защиты подъёмных установок
- 4.13.1 Асинхронный электропривод
- 4.13.2 Привод с двигателем постоянного тока
- 4.13.3 Пульт управления, устройства для реверсирования и регулирования скорости
- Реверсором и реостатом
- 4.13.4 Тормоза
- 4.13.5 Указатели глубины и скоростемеры
- 4.13.6 Аппараты программированного управления и защиты
- 4.13.7 Схема управления
- 4.14 Эксплуатация подъёмных установок
- 4.15 Проектирование подъемных установок
- 4.15.1 Основные положения при проектировании подъемных установок
- 4.15.2 Пример расчета подъемной установки