4.4 Направляющие и отклоняющие шкивы. Копры
Направляющие (копровые) шкивы одноканатных подъемных установок располагаются на подшкивной площадке копра и служат для поддержания подъемных канатов и направления их в стволе.
Основными частями направляющих шкивов являются (рис. 21): обод 1, спицы 2, ступица 3, ось 4, подшипники 5. Ступицу закрепляют на оси шкива на шпонке. Для предотвращения осевого сдвига шкива на оси его насаживают кольца. Подъемный канат движется в канавке (ручье) обода шкива.
Ш Рис.21 - Направляющий шкив
Д Рис 22 - Отклоняющие шкивы
Отклоняющие шкивы многоканатных подъемных установок располагают на копре ниже машины; они необходимы для того, чтобы установить необходимое расстояние между осями подъемных сосудов в стволе независимо от диаметра ведущего шкива.
Угол отклонения канатов шкивами для уменьшения износа канатов должен быть не более 15°, при этом угол охвата канатом ведущего шкива будет 190 — 195°.
Один из отклоняющих шкивов 1 (рис. 21) закреплен на оси 2 по прессовой посадке, а остальные — могут свободно вращаться на роликовых подшипниках 3, что исключает проскальзывание канатов по шкивам, вызываемое некоторым отличием их диаметров. Шкивы фиксируются от осевого смещения кольцами 4. Ось 2 опирается на роликовые подшипники 5. Ободы шкивов имеют футеровку 6 из пластиката или маслостойкой резины. На оси 2 закреплены тахогенератор 7 и датчик 8 аппарата контроля хода.
Диаметры отклоняющих шкивов для многоканатных машин с диаметром ведущего шкива до 3,25 м включительно — 2 м, а при больших диаметрах ведущих шкивов — З м. Соответственно этому подведенная масса отклоняющих шкивов 1,7 и 4,1 т.
Копры необходимы для поддержания направляющих шкивов и восприятия сил, действующих на них, для крепления проводников, выходящих из ствола, разгрузочных кривых для скипов и опрокидных клетей и балок для посадочных кулаков или качающихся площадок. При многоканатной подъемной установке с ведущим шкивом трения на копре в специальном помещении располагается подъемная машина.
Основные части копра (рис. 23) установок, машины которых располагаются на уровне земли: вертикальный станок 1, укосина (нога) 2, подпирающая его в верхней части и укрепленная внизу на бетонном фундаменте, площадка 3 для направляющих шкивов.
Копры изготовляют из стали или железобетона. Наибольшее применение получили стальные копры, которые имеют по сравнению с железобетонными ряд преимуществ: меньшую массу; упругость стали, компенсирующую дополнительные напряжения в конструкции копра при неравномерной осадке его опор; изготовление на заводе, обеспечивающее высокое качество; минимальные затраты времени на монтаж; возможность реконструкции, так как они могут быть усилены, повышены, перенесены на другую шахту. Железобетонные копры по сравнению со стальными более устойчивы и не требуют дополнительных расходов на содержание их. В настоящее время железобетонными изготавливаются башенные копры.
По количеству обслуживаемых подъемов копры делят на одноподъемные и многоподъемные. Применяются копры следующих конструкций.
Копры А-образные (рис. 23, а) представляют собой ферму, воспринимающую все нагрузки от подъемной установки, собственной массы и давления ветра. Станок копра независим от фермы.
Четырехстоечные копры (рис. 23, б) состоят из конструкций четырехугольного сечения, являющейся одновременно рабочей частью копра и станком, и укосины. Укосина воспринимает главным образом усилия от натяжения канатов, а станок — нагрузки от собственной массы копра и давления ветра. Четырехстоечные копры обеспечивают более благоприятные условия компоновки откатки в надшахтном здании в отличие от копров А-образных, где в связи с наличием большого числа горизонтальных связей эти условия менее благоприятны.
В станке четырехстоечного копра для скиповых подъемов и подъемов с опрокидными клетями необходимо оставлять проемы для опрокидывания и разгрузки подъемных сосудов, что ослабляет конструкцию пространственной фермы и затрудняет проектирование копра.
Шатровые копры (рис. 23, в) применяют для обслуживания двух подъемных установок, расположенных в одном стволе. Станок здесь независим от копра.
Башенные копры (рис. 23, г) применяют при многоканатных подъемных установках с расположением машины в помещении в верхней части копра. Высота башенных копров: 90 ... 130 м для главных установок и 50 ... 60 м для вспомогательных.
Проходческие копры бестанковые, сборно-разборные, их изготовляют из стали, они имеют шатровую конструкцию.
Рис. 23 - Копры
- Раздел 4 шахтные подъемные установки
- 4.1 Общие сведения о подъемных установках
- 4.2 Подъемные сосуды
- 4.3 Подъемные канаты
- 4.4 Направляющие и отклоняющие шкивы. Копры
- 4.5 Органы навивки постоянного радиуса
- 4.6 Уравновешивание подъемных систем
- 4.7 Органы навивки переменного радиуса
- 4.8 Редукторы
- 4.9 Расположение шахтных подъемных установок относительно ствола шахты
- 4.10 Кинематика та динамика подъёмных систем с органами навивки постоянного радиуса
- 4.10.1 Продолжительность подъемной операции
- 4.10.2 Кинематика подъемных систем
- 4.10.3 Динамика подъемных систем
- 4.10.4 Особенности системы с противовесом и системы с шкивом трения
- 4.11 Кинематика и динамика подъёмных систем с органами навивки переменного радиуса
- 4.11.1 Кинематика подъемных систем
- Динамика подъемной машины
- 4 .11.3 Особенности кинематики и динамики
- Мощность двигателя, затрата энергии, к. П. Д. Установки и машины
- 4.12.1Мощность двигателя
- 4.12.2 Расход энергии
- 4.12.3 Коэффициент полезного действия подъемной установки и машины
- 4.13 Электропривод. Аппаратура управления и защиты подъёмных установок
- 4.13.1 Асинхронный электропривод
- 4.13.2 Привод с двигателем постоянного тока
- 4.13.3 Пульт управления, устройства для реверсирования и регулирования скорости
- Реверсором и реостатом
- 4.13.4 Тормоза
- 4.13.5 Указатели глубины и скоростемеры
- 4.13.6 Аппараты программированного управления и защиты
- 4.13.7 Схема управления
- 4.14 Эксплуатация подъёмных установок
- 4.15 Проектирование подъемных установок
- 4.15.1 Основные положения при проектировании подъемных установок
- 4.15.2 Пример расчета подъемной установки