4.6.2 Автоматизация работы испарителей
Одним из важных процессов управления холодильной машиной является автоматическое питание испарителей по перегреву пара и по уровню жидкости в испарителе. В качестве автоматического регулятора перегрева в основном применяют ТРВ с внутренним уравниванием давления ро (рисунок 4.30).
Рисунок 4.30 – Схема терморегулирующего вентиля с внутренним уравниванием
ТРВ установлен перед испарителем. В верхней части вентиля припаяна капиллярная трубка 7, соединяющая внутреннюю рабочую часть 6 вентиля с термобаллоном 8. Верхняя силовая часть вентиля герметична. Термобаллон плотно прикреплён к всасывающему трубопроводу, соединяющему испаритель с компрессором. Термобаллон, капилляр и пространство над мембраной при изготовлении вентиля заполняют строго дозированным количеством хладона. От донышка мембраны 5 вниз идёт шток 4 с запорным клапаном 3, который прижимается к седлу пружиной 2 с регулировочным винтом 1.
Принцип действия ТРВ основан на сравнении температуры кипения хладагента в испарителе с температурой выходящих из него паров. Сравнение производится преобразованием воспринимаемой термобаллоном температуры паров tв в соответствующее давление рс в силовой части прибора (см. рис. 4.30). Давление действует на мембрану сверху и стремится через шток открыть клапан 3 на большее проходное сечение. Такому перемещению клапана препятствует давление кипения хладона в испарителе ро, действующее на мембрану снизу, а также усилие пружины F и давление рк на клапан.
При правильном заполнении испарителя температура паров на выходе из него не должна превышать 4…7 °С. Для этого весь хладон, поданный через ТРВ в испаритель, должен выкипеть на участке от клапана 3 до точки А. Здесь температура хладона не изменяется и составляет tо. В последних витках испарителя от точки А до термобаллона хладон, продолжая воспринимать тепло от охлаждаемого помещения, перегревается до температуры tв tо. Температуру tв воспринимает термобаллон, и в силовой системе устанавливается давление рс. При равновесии рс = ро + F + рк происходит допустимо полное заполнение испарителя хладоном, и холодильная машина работает в оптимальном режиме.
С понижением температуры в охлаждаемом помещении теплопритоки к испарителю уменьшаются. Кипение хладагента в точке А не заканчивается, а продолжается до точки Б. Путь парообразного хладагента до термобаллона сокращается, и перегрев паров уменьшается. Термобаллон воспринимает более низкую температуру, и в силовой системе устанавливается меньшее значение рс. Под действием пружины клапан перемещается вверх, уменьшая проходное сечение вентиля и тем самым подачу хладагента в испаритель.
При меньшем количестве хладагента кипение его в испарителе заканчивается раньше, и перегрев принимает значение, близкое к первоначальному. Перемещение клапана вверх происходит до установления нового равновесия между снизившимся давлением и уменьшившимся сжатием пружины, т. е. рс = ро + F + рк. Перегрев паров в испарителе регулируют поджатием пружины 2 с помощью регулировочного винта 1.
Термобаллон 8, капилляр 7 и мембрана 5 (см. рис. 4.30) являются основными элементами манометрических приборов-термостатов, которые применяются для автоматического регулирования работы дизель-генераторных и холодильных агрегатов на рефрижераторном подвижном составе.
- Глава 4 Основы теплоэнергетики
- 4.1 Основы термодинамики
- 4.1.1 Термодинамическая система
- 4.1.2 Механические и тепловые взаимодействия
- 4.1.3 Первый закон термодинамики
- 4.1.4 Второй закон термодинамики
- 4.2 Основы теплопереноса
- 4.2.1 Механизмы переноса теплоты
- 4.2.2 Теплопроводность
- 4.2.3 Конвективный теплообмен
- 4.2.4 Лучистый теплообмен
- 4.2.5 Теплопередача
- 4.3 Способы получения искусственного холода
- 4.3.1 Изменение агрегатного состояния охладителей
- 4.3.2 Получение холода с помощью охладителей
- 4.3.3 Хладагенты и холодоносители
- 4.3.4 Холодильные машины
- 4.4 Термодинамические основы работы холодильных машин
- 4.4.1 Теоретический цикл Карно в идеальной паровой компрессионной холодильной машине
- 1, 2, 3, 4 – Точки характеризующие термодинамические процессы теоретического цикла Карно в элементах идеальной холодильной машины по т, s –диаграмме
- 4.4.2 Реальная одноступенчатая паровая компрессионная холодильная машина
- 4.4.3 Реальная двухступенчатая паровая компрессионная холодильная машина
- 4.4.4 Воздушная компрессионная холодильная машина
- 4.4.5 Абсорбционная холодильная машина
- 4.4.6 Построение и расчёт холодильного цикла одноступенчатой паровой компрессионной холодильной машины
- 4.5 Основные элементы транспортных холодильных установок
- 4.5.1 Компрессоры
- 4.5.2 Особенности поршневых компрессоров
- 4.5.3 Конденсаторы
- 4.5.4 Испарители, переохладители и вспомогательные аппараты
- 4.6 Автоматизация работы холодильных установок
- 4.6.1 Системы автоматизации работы холодильных машин
- 4.6.2 Автоматизация работы испарителей
- 4.6.3 Автоматическое поддержание температурного режима в грузовых помещениях