logo
04-глава 4-Теплоэнергетика

4.2.4 Лучистый теплообмен

В теплотехнических расчётах хладотранспорта лучистый теплообмен учитывается лишь при анализе теплопритоков через наружные ограждения вагонов. При попадании тепловых лучей на какое-либо тело энергия электромагнитных колебаний им поглощается, снова превращаясь во внутреннюю энергию с соответствующим возрастанием температуры. Процесс распространения света характеризуется длиной волны  и частотой колебаний f:

,

где c – скорость света.

Суммарный удельный тепловой поток на всех длинах волн I, Вт/м2, определяется природой излучающего тела и его температурой. Он носит название собственного излучения.

Энергия падающего излучения частично поглощается, отражается или проникает сквозь тело. Относительные доли полного потока энергии носят название коэффициентов поглощения A, отражения R и пропускания D. Справедливо соотношение

A + R + D = 1.

Предельно возможные случаи таковы:

– абсолютно чёрное тело, A = 1;

– абсолютно белое тело, R = 1;

– абсолютно прозрачное тело, D = 1.

Совокупный процесс испускания, поглощения, отражения и пропускания энергии электромагнитных волн называется лучистым теплообменом. Его описание базируется на законе Стефана-Больцмана

Io = oT4,

где Io – плотность интегрального излучения абсолютно чёрного тела, Вт/м2; o – постоянная Стефана-Больцмана, Вт/(м2К4); T– абсолютная температура, К.

Реальные (серые) тела излучают меньше:

I = Io,

где  – степень черноты,  = A < 1.

В системе двух тел плотность теплового потока взаимного (эффективного) облучения определяется зависимостью

,

где 1,2 – коэффициент облучённости (доля излучения первого тела, воспринимаемая вторым телом); пр – приведённая степень черноты системы (формула (4.14)); сo– коэффициент излучения абсолютно чёрного тела, сo = o = 5,67 Вт/(м2К4).

пр = f (1 ,2 F1,F2) (4.14)

где F1, F2 –  поверхности излучения тел первого и второго, м2.

Нагрев солнцем приводит к повышению температуры поверхности вагона на величину

.

Здесь степень черноты вагона, ~0,7, а коэффициент теплоотдачи от наружной поверхности вагона к воздуху н = 2.5. Дополнительный нагрев облучённой поверхности неподвижного вагона может достигать от 30 до 40 °С.