4.2.4 Лучистый теплообмен
В теплотехнических расчётах хладотранспорта лучистый теплообмен учитывается лишь при анализе теплопритоков через наружные ограждения вагонов. При попадании тепловых лучей на какое-либо тело энергия электромагнитных колебаний им поглощается, снова превращаясь во внутреннюю энергию с соответствующим возрастанием температуры. Процесс распространения света характеризуется длиной волны и частотой колебаний f:
,
где c – скорость света.
Суммарный удельный тепловой поток на всех длинах волн I, Вт/м2, определяется природой излучающего тела и его температурой. Он носит название собственного излучения.
Энергия падающего излучения частично поглощается, отражается или проникает сквозь тело. Относительные доли полного потока энергии носят название коэффициентов поглощения A, отражения R и пропускания D. Справедливо соотношение
A + R + D = 1.
Предельно возможные случаи таковы:
– абсолютно чёрное тело, A = 1;
– абсолютно белое тело, R = 1;
– абсолютно прозрачное тело, D = 1.
Совокупный процесс испускания, поглощения, отражения и пропускания энергии электромагнитных волн называется лучистым теплообменом. Его описание базируется на законе Стефана-Больцмана
Io = oT4,
где Io – плотность интегрального излучения абсолютно чёрного тела, Вт/м2; o – постоянная Стефана-Больцмана, Вт/(м2К4); T– абсолютная температура, К.
Реальные (серые) тела излучают меньше:
I = Io,
где – степень черноты, = A < 1.
В системе двух тел плотность теплового потока взаимного (эффективного) облучения определяется зависимостью
,
где 1,2 – коэффициент облучённости (доля излучения первого тела, воспринимаемая вторым телом); пр – приведённая степень черноты системы (формула (4.14)); сo– коэффициент излучения абсолютно чёрного тела, сo = o = 5,67 Вт/(м2К4).
пр = f (1 ,2 F1,F2) (4.14)
где F1, F2 – поверхности излучения тел первого и второго, м2.
Нагрев солнцем приводит к повышению температуры поверхности вагона на величину
.
Здесь степень черноты вагона, ~0,7, а коэффициент теплоотдачи от наружной поверхности вагона к воздуху н = 2.5. Дополнительный нагрев облучённой поверхности неподвижного вагона может достигать от 30 до 40 °С.
- Глава 4 Основы теплоэнергетики
- 4.1 Основы термодинамики
- 4.1.1 Термодинамическая система
- 4.1.2 Механические и тепловые взаимодействия
- 4.1.3 Первый закон термодинамики
- 4.1.4 Второй закон термодинамики
- 4.2 Основы теплопереноса
- 4.2.1 Механизмы переноса теплоты
- 4.2.2 Теплопроводность
- 4.2.3 Конвективный теплообмен
- 4.2.4 Лучистый теплообмен
- 4.2.5 Теплопередача
- 4.3 Способы получения искусственного холода
- 4.3.1 Изменение агрегатного состояния охладителей
- 4.3.2 Получение холода с помощью охладителей
- 4.3.3 Хладагенты и холодоносители
- 4.3.4 Холодильные машины
- 4.4 Термодинамические основы работы холодильных машин
- 4.4.1 Теоретический цикл Карно в идеальной паровой компрессионной холодильной машине
- 1, 2, 3, 4 – Точки характеризующие термодинамические процессы теоретического цикла Карно в элементах идеальной холодильной машины по т, s –диаграмме
- 4.4.2 Реальная одноступенчатая паровая компрессионная холодильная машина
- 4.4.3 Реальная двухступенчатая паровая компрессионная холодильная машина
- 4.4.4 Воздушная компрессионная холодильная машина
- 4.4.5 Абсорбционная холодильная машина
- 4.4.6 Построение и расчёт холодильного цикла одноступенчатой паровой компрессионной холодильной машины
- 4.5 Основные элементы транспортных холодильных установок
- 4.5.1 Компрессоры
- 4.5.2 Особенности поршневых компрессоров
- 4.5.3 Конденсаторы
- 4.5.4 Испарители, переохладители и вспомогательные аппараты
- 4.6 Автоматизация работы холодильных установок
- 4.6.1 Системы автоматизации работы холодильных машин
- 4.6.2 Автоматизация работы испарителей
- 4.6.3 Автоматическое поддержание температурного режима в грузовых помещениях