4.3.2 Получение холода с помощью охладителей
Охлаждение в воздухе
Такое охлаждение является универсальным для всех продуктов, производится в помещениях (камерах), в которых воздух охлаждается батареями или подаётся в охлаждённом виде. Скорость понижения температуры продукта зависит от способа формирования штабеля в камере, типа применяемой тары. Она может регулироваться воздействием на интенсивность циркуляции воздуха внутри штабеля.
Применяют и другие газовые среды: углекислый газ, азот, регулируемые газовые среды с заранее заданным соотношением азота, кислорода и углекислого газа.
Охлаждение жидкой средой
Охлаждение водой со льдом или охлаждённым водосоляным раствором протекает с бóльшей скоростью. Однако контактный способ охлаждения (погружение или орошение жидкостью продукта) не всегда желателен вследствие ухудшения качества и внешнего вида скоропортящихся грузов, а бесконтактный (воздействие холода через плёнку) чаще всего экономически не оправдан.
Для целей охлаждения используют также водные растворы гликоля и глицерина, (обеспечивают охлаждение до минус 40 °С и безвредны для металлов). Однако наиболее перспективны здесь жидкие газы.
Охлаждение жидкими газами основано на их кипении при очень низких температурах при нормальном атмосферном давлении. В естественных условиях жидкие газы содержат под высоким давлением, при котором температура перехода их из жидкого состояния в газообразное значительно выше наружных температур. Таким способом они сохраняются в жидком виде и не кипят.
Сжиженные газы хранятся в сосудах Дьюара (термосах). Если открыть запорный вентиль, жидкий газ устремляется наружу. В момент выхода из баллона его давление и температура резко падают, и он кипит. Процесс понижения давления и температуры охладителя называется дросселированием. При этом холодопроизводительность каждого килограмма жидкого газа будет
qг = r + сp(t1 –t0),
где r – теплота парообразования жидкого газа, кД/кг; сp – удельная теплоёмкость газа при постоянном давлении, Кдж/(кг∙°С); t1 – температура охлаждаемого объекта, °С; tо – температура кипения жидкого газа, tо = = 180…200 °С.
При распылении вследствие испарения обеспечивается быстрое охлаждение продуктов до заданных параметров, одновременно происходит нейтрализация действия микроорганизмов. В качестве жидких газов используют жидкий азот и углекислоту. Их применение перспективно при создании специальных изотермических вагонов и контейнеров.
Охлаждение твёрдой средой
Применяют при контактном способе термообработки или через воздух. К традиционным твёрдым средам относится водный лёд, имеющий температуру плавления 0 °С при нормальном атмосферном давлении и удельную теплоту плавления 335 кДж/кг. Мелкодроблёным льдом охлаждают рыбу и некоторые виды плодоовощей (25...100 % от массы продукта).
При бесконтактном способе охлаждения применяют льдосоляные смеси. Температура плавления льдосоляной смеси зависит от содержания в ней соли. Но повышать концентрацию соли целесообразно только до известного предела, определяемого криогидратной точкой. Координаты криогидратных точек, в которых льдосоляные смеси с использованием NaCl и CaCl2 плавится при самой низкой температуре, приведены на рисунке 4.11.
Рисунок 4.11 – Зависимость температуры плавления льдосоляной смеси от концентрации соли
Помимо смеси дроблёного водного льда и соли применяют замороженные водные растворы солей – эвтектические смеси. Наиболее эффективная эвтектическая смесь имеет концентрацию соли, соответствующую криогидратной точке. Льдосоляное охлаждение, при всей простоте, дешевизне и надёжности, имеет серьёзные недостатки: громоздкость, невозможность поддержания достаточно низких температур, частая экипировка транспортных модулей льдом и солью. Поэтому данный способ охлаждения грузов на транспорте более не применяют.
Охлаждение сухим льдом основано на сублимации твёрдой углекислоты (СО2) при t = –78,9 °С с затратой внешней теплоты 575 кДж/кг (при нагреве паров до 0 °С холодопроизводительность выше: 636 кДж/кг). Сухой лёд используют при хранении и перевозках мороженого. Для охлаждения изотермических транспортных модулей он дорог и дефицитен, что сдерживает широкое применение способа на железнодорожном транспорте.
Из других видов твёрдых охладителей можно выделить:
– антисептический лёд, состоящий из водного льда с антисептическими добавками, которым пересыпают рыбу при охлаждении, хранении и перевозках;
– естественный или искусственный снег, применяемый при перевозках свежей зелени;
– испарители холодильных машин при непосредственном контакте с продуктом (морозильные камеры бытовых и промышленных холодильников) или через воздух.
- Глава 4 Основы теплоэнергетики
- 4.1 Основы термодинамики
- 4.1.1 Термодинамическая система
- 4.1.2 Механические и тепловые взаимодействия
- 4.1.3 Первый закон термодинамики
- 4.1.4 Второй закон термодинамики
- 4.2 Основы теплопереноса
- 4.2.1 Механизмы переноса теплоты
- 4.2.2 Теплопроводность
- 4.2.3 Конвективный теплообмен
- 4.2.4 Лучистый теплообмен
- 4.2.5 Теплопередача
- 4.3 Способы получения искусственного холода
- 4.3.1 Изменение агрегатного состояния охладителей
- 4.3.2 Получение холода с помощью охладителей
- 4.3.3 Хладагенты и холодоносители
- 4.3.4 Холодильные машины
- 4.4 Термодинамические основы работы холодильных машин
- 4.4.1 Теоретический цикл Карно в идеальной паровой компрессионной холодильной машине
- 1, 2, 3, 4 – Точки характеризующие термодинамические процессы теоретического цикла Карно в элементах идеальной холодильной машины по т, s –диаграмме
- 4.4.2 Реальная одноступенчатая паровая компрессионная холодильная машина
- 4.4.3 Реальная двухступенчатая паровая компрессионная холодильная машина
- 4.4.4 Воздушная компрессионная холодильная машина
- 4.4.5 Абсорбционная холодильная машина
- 4.4.6 Построение и расчёт холодильного цикла одноступенчатой паровой компрессионной холодильной машины
- 4.5 Основные элементы транспортных холодильных установок
- 4.5.1 Компрессоры
- 4.5.2 Особенности поршневых компрессоров
- 4.5.3 Конденсаторы
- 4.5.4 Испарители, переохладители и вспомогательные аппараты
- 4.6 Автоматизация работы холодильных установок
- 4.6.1 Системы автоматизации работы холодильных машин
- 4.6.2 Автоматизация работы испарителей
- 4.6.3 Автоматическое поддержание температурного режима в грузовых помещениях